Каналы передачи общественно значимой информации в Древней Греции и Древнем Риме
Процесс зарождения информационного обмена между людьми уходит своими корнями в глубокую древность. Общение и обмен информацией сыграли одну из ключевых ролей в процессах эволюции человека и общества. Различные способы передачи
актуальной, социально значимой информации, которые
использовались в эпоху древности и средневековья, исследователи называют пражурналистскими явлениями.
Истоки журналистики следует искать в социокультурном наследии античности, а именно в многообразных формах массовых коммуникаций Древней Греции и Рима. Пражурналистские явления условно можно разделить на устные и письменные. Группу устных пражурналистских явлений образуют межличностное и групповое общение, культовое общение (ритуалы), ораторское искусство (риторика), информирование через глашатаев, гонцов, посланцев. К письменным пражурналистским явлениям относятся культовое общение (ритуалы погребения, эпитафии), рукописные книги, рукописные праобразы «газет» древности, эпистолярное искусство, исторические хроники.
Античность подарила миру не только великие творения искусства, но и такие формы коммуникационных процессов, как литература, включая историческую прозу и публицистику, риторика.
Изначально человеческая речь и слово были важнейшими носителями и хранителями информации, поэтому ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи, относится к пражурналистским явлениям. Важно подчеркнуть, что в начале ХХI века ораторские выступления по-прежнему остаются востребованной и актуальной формой массово-информационной деятельности.
К пражурналистским явлениям, в известной мере, можно отнести и театр. Античный театр - это не только основной род
зрелищного искусства в Древней Греции, но и форма массовой
коммуникации. Для античного театра были характерны массовость, значимость, доходчивость, доступность и образность.
Вместе с тем, журналистика - это, прежде всего, печатное слово. Исторически первыми появились именно печатные периодические издания, следовательно, для создания предпосылок возникновения журналистики было необходимо становление традиций использования письменных форм информационных процессов, развитие словесности и ее жанров. Именно в Древней Греции возник такой жанр словесности, как публицистика, который стал, с одной стороны, промежуточным звеном между журналистикой и литературой, а с другой, - ведущим жанром журналистики.
В эпоху античности информационная потребность в общении с
богами, между различными социальными группами могла
реализовываться при помощи эпитафий и настенных надписей, которые современные исследователя рассматривают как один из ранних примеров информационных материалов, дошедших до наших дней.
Журналистику неслучайно называют историей одного дня. В античную эпоху история отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. Тот же принцип характерен для журналистики: журналист - свидетель события или исследователь вопроса (со слов очевидцев или на основании документов). Кроме того, античные историки Геродот (480-430 гг. до н.э.), Фукидид (~400 лет до н. э) и Ксенофонт (430-354 г. до н.э.) создали историческую художественную прозу.
В силу целого ряда объективных причин в Древней Греции и Риме журналистика как социальный институт еще не могла сформироваться, однако именно на этом этапе развития европейской цивилизации был накоплен значительный опыт протожурналистики, основу которого составил духовный потенциал античного общества в целом, а также античная литература. Так, отдельные фрагменты «Иллиады» и «Одиссеи»
Гомера можно интерпретировать как документальный репортаж.
По указанию Юлия Цезаря в 59 году до н.э. в Римской республике появились сводки официальных известий - «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»). Впоследствии на их основе стали выходить «Acta Senatus»
(сокращенные протоколы заседаний сената - верховного
правительственного органа Римской рабовладельческой
республики) и «Acta diurna populi Romani» («Повседневные известия для римских граждан»). «Acta Senatus» явились прообразом современной качественной газеты, а «Acta diurna» - современной массовой газеты. Тексты сообщений писались на покрытых гипсом белых досках, которые вывешивались в здании форума («Acta Senatus») или выставлялись на площадях («Acta diurna populi Romani»). Рукописные копии «Acta» рассылались по городам и провинциям Рима. Периодичность появления «Актов» была нерегулярной. Материалы для «Acta diurna» готовили предшественники современных журналистов - диурналисты.
Как известно, христианство зародилось в Древнем Риме. В 313 году, согласно эдикту императора Константина, христианство стало государственной религией Римской империи.
В контексте истории журналистики устная (проповедь) и письменная (письма, послания) христианская публицистика представляет собой важную частью античного публицистического наследия, при этом раннехристианская проповедь рассматривается как форма ораторского искусства. В Римской империи сложилось два основных центра христианской публицистики западный (Рим) и восточный (Византия). Крупнейшими представителями западной традиции стали Амвросий Медиоланский (340-397), Иероним Стридонский (340-420) и Аврелий Августин (354-430); восточной - Василий Великий (329-379) и Иоан Златоуст (344-407).
Падение Римской империи (476) на несколько столетий затормозило дальнейшее развитие журналистики. Реалии средневековой эпохи внесли существенные коррективы в эволюцию информационного и коммуникационного процессов. Отныне разнообразные человеческие связи определялись и структурировались на основе религиозной принадлежности. Более того, христианство превратилось в основной системообразующий фактор средневековой европейской цивилизации.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2190;