Русская журналистика XIII века
В XVII веке в Московском государстве появилась первая рукописная газета «Куранты» (от франц. courant «текущий») или «Вестовые письма». Они имели характер правительственного дипломатического издания и предназначались для царя и приближенных к нему бояр. Главным источником информации для них служили европейские газеты, в основном немецкие и голландские. «Куранты» писали о войнах и событиях внутренней жизни европейских государств.
Первой печатной газетой в России стали «Ведомости», которые по указанию и при личном участии Петра I стали регулярно издаваться, начиная со 2 января 1703 года.
«Ведомости» активно пропагандировали петровские реформы.
Много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I, например Феофана Прокоповича.
Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров. Первоначально газета выходила в Москве, и ее редактором являлся директор Печатного двора Федор Поликарпов. В 1719 году на эту должность был назначен переводчик Коллегии иностранных дел Борис Волков. Он принимал самое непосредственное участие в выпуске газеты. Материалы петровских «Ведомостей» тщательно проверялись и только после редакторской правки поступали в печать. В 1720 году сотрудником
газеты стал Яков Синявич, который вошел в историю
отечественной журналистики как первый репортер.
В «Ведомостях» Петр I видел, прежде всего, проводника и пропагандиста своей государственной политики, поэтому идеологический уровень первой печатной газеты в России был, несомненно, высоким.
С 1728 года издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета получила новое постоянное название - «Санкт- Петербургские ведомости». Первым редактором обновленной газеты стал Г.Ф. Миллер (1705-1783).
«Санкт-Петербургские ведомости» печатались на четырех страницах в четвертую долю листа. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет - двуглавый орел с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Газета выходила два раза в неделю, по вторникам и пятницам (104- 105 номеров в год). Постепенно к иностранным и внутренним
известиям, составлявшим основное содержание газеты,
прибавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т.д.
В 1748 году канцелярия Академии наук назначила
заместителем редактора «Санкт-Петербургских ведомостей»
М.В. Ломоносова (1748-1751). Несмотря на свою научную занятость, он очень ответственно отнесся к новым обязанностям. Ломоносов не только руководил подбором всей иностранной
информации, но и тщательно редактировал большинство газетных
текстов.
Его перу принадлежит статья «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении произведений, имеющих целью обеспечить свободу научного суждения», в которой автор рассуждает о назначении научной журналистики и задачах журналистов. Рассуждая о том, какими профессиональными
качествами должен обладать журналист (правдивость,
беспристрастность оценочных суждений, уважение к иному мнению и др.), М.В. Ломоносов, по сути, сформулировал первый в истории журналистики этический кодекс.
В конце 50-х годов XVIII века русская журналистика обогатилась новым типом издания - литературным журналом, развитие которого привело к появлению сатирической журнальной периодики.
Одним из самых ярких отечественных сатирических изданий эпохи просвещенного абсолютизма стал журнал «Трутень» (1769- 1770) Н.И. Новикова. Уже первые номера «Трутня» показали, насколько серьезно Новиков понимал свой журналистский долг. Основной темой издания стала бесчеловечность крепостного права. В сатирических публикациях «Трутня» вопрос о положении крестьян в России поднимался до уровня важнейшей государственной проблемы. В отечественной журналистике и литературе в таком объеме и с такой силой, данная тема еще никогда не звучала.
Иную позицию занимал журнал «Всякая всячина», негласным редактором которой была императрица Екатерина II.
Спор о характере сатиры, разгоревшийся в 1769 году между «Трутнем» и «Всякой всячиной», имел чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития отечественной журналистики. Екатерина II допускала возможность существовния сатирической журналистики, но только «мягкой», «улыбательной», когда ее острие направлено против человеческих пороков.
В противоположность «Всякой всячине», «Трутень» выступал за смелую, действенную сатиру «на лица», требовал разоблачения конкретных носителей зла и не признавал бессильной сатиры «на пороки». Сам Н.И. Новиков не посягал на основы монархии и не думал об уничтожении крепостного права, но злоупотребления им стремился прекратить и сочувствовал крестьянам.
Острая социальная сатира «Трутня» вызывала у
Екатерины II сильное недовольство. В начале 1770 года журнал был вынужден убавить резкость своих сатирических выступлений. Тогда же у «Трутня» появился новый эпиграф, который гласил «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Журнал продолжал выходить до апреля 1770 года, его прекращение, по-видимому, было связано с усилением административного давления на редакцию.
В апреле 1772 года Н.И. Новиков приступил к выпуску еженедельного сатирического журнала «Живописец» (1772-1773). Новиков постарался придать своему новому журналу внешне благонадежный вид. На страницах «Живописца» могли звучать комплименты и похвалы в адрес императрицы, однако в промежутках между ними печаталась острая обличительная сатира. Последняя треть XVIII века отмечена дальнейшим ростом влияния журналистики на общественную жизнь Российского государства. Осознание роли журнальной периодики как важнейшего фактора формирования общественного мнения обусловило пристальное внимание к ней со стороны официальных властей. В частности, Екатерина II явно стремилась держать журналистику под контролем и постепенно ужесточала свою цензурную политику. В то же время новые веяния в общественной жизни предопределили пути развития русской журналистики этого периода.
Анализируя основные направления развития русской журналистики в эти годы, условно можно выделить следующие типологические группы изданий: литературные, научно-
познавательные, нравственно-религиозные, политические.
Литературные журналы, объединявшие вокруг себя писателей, поэтов, переводчиков, публицистов и общественных деятелей, знакомили читателей с новинками русской литературы, с художественными произведениями других эпох и народов. Наиболее яркими представителями этой группы журналов стали:
«Вечера», «Санкт-Петербургский вестник», «Собеседник
любителей российского слова», «Санкт-Петербургский Меркурий», «Зритель», «Московский журнал» и другие. Такие журналы являлись не только предметом занимательного чтения, но и могли превращаться в открытую публицистическую трибуну.
Научно-познавательные журналы 70-90-х XVIII века -
наследники академической журналистики предыдущих
десятилетий - знакомили читателей с основами естествознания и
экономики. В эту группу изданий входили такие журналы, как «Академические известия», «Собрание новостей», «Новые ежемесячные сочинения», «Санкт-Петербургские ученые записки», «Экономический магазин» и другие.
Нравственно-религиозные журналы, появление которых было связанно с массовым увлечением русского дворянства масонскими идеями, печатались в типографии Н.И. Новикова, арендованной им у Московского университета. К этой группе периодических изданий следует отнести журналы «Утренний свет», «Московское ежемесячное издание», «Вечерняя заря» и другие.
Политические журналы, имевшие, как правило,
публицистический уклон, оказывали заметное влияние на
формирование общественного мнения в области текущей политики. Эта группа была представлена следующими журналами «Санкт-
Петербургский вестник», «Прибавление к Московским
ведомостям», «Политический журнал» и другие. Важно отметить, что именно «Политический журнал», появившийся после начала революционных событий во Франции (1789) и призванный нейтрализовать освещение событий в России в невыгодном для Екатерины II свете, заложил традицию публичного обсуждения
политических вопросов в отечественной журнальной периодике.
В 1770-1790-е годы в Российской империи был предпринят целый
ряд шагов по упорядочению цензуры как средства
государственного контроля над журналистикой. Так, например, начиная с 1791 года, «Санкт-Петербургские ведомости» должны были согласовывать свою подборку новостей с особым цензурным ведомством (Переводческим департаментом Академии наук).
В годы царствования Павла I (1796-1801) репрессивные меры в области цензурной политики продолжали усиливаться, и 17 мая 1798 года был подписан очередной именной указ Сенату. Этот документ гласил «¼Устроить во всех портах цензуру, составленную из одного или двух членов, которые бы имели наблюдение, чтобы на кораблях привозимые сочинения, как газеты, так и другие не были пропускаемы без прочтения¼ цензорами и согласия оных¼». Подобные меры, как считал император Павел I, должны были воспрепятствовать проникновению в Россию новостей из революционной Франции. Тем не менее, в конце XVIII
века в русской печати получили достаточно яркое освещение
революционные события в Европе и Северной Америке.
В целом, к концу XVIII столетия в России сложилась гибкая система печати, способная удовлетворить самые разные запросы
читательской аудитории. Появились частные издания
прогрессивного направления, установилась тесная связь
литературы и журналистики. Из общего числа изданий обособились специальные журналы.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 817;