Английская журналистика XVIII века
В XVIII веке стало очевидно, что печатный станок Гутенберга с его ручным набором текста морально устарел. Типографы настойчиво совершенствовали его. Были изобретены «стереотипы»
и «матрицы», что позволило существенно увеличить
производительность печатных машин. Газета по сравнению с
периодическими изданиями предыдущего столетия стала дешевле,
но самое главное - качественнее и оперативнее.
С точки зрения политического климата, в XVIII столетии наиболее благоприятные уловия для развития журналистики сложились в Великобритании. В начале XVIII века роль прессы в Великобритании резко возросла, и ее начали считать «четвертым сословием» в королевстве. Ежегодный тираж ведущих газет достиг 10 млн. экземпляров. Потребность английского общества в получении регулярной информации, а также существование средств, которые были способны ее реализовать, стали отличительной чертой информационого пространства в эпоху Нового времени.
В 1702 году была учреждена первая английская ежедневная газета «Daily Courant» («Ежедневные вести», 1702-1735) с подзаголовком «Лондон. Продается Е. Маллетом, соседняя дверь с таверной Кинг'з Арм у Флит-бридж». Однако вскоре (после десятого выпуска) ее владельцем стал Сэм Бакли и в этот текст были внесены коррективы.
Первый выпуск содержал всего 104 строки новостей (переводы из голландских и французских газет), напечатанных на одной стороне листа. Своим читателям редакция «Daily Courant» обещала сообщать новости сразу же, как только почта их доставит.
К концу первого года издания «Дейли Курант» содержала уже полторы страницы новостей и небольших объявлений. В дальнейшем она превратилась в четырехполосную газету и просуществовала более 30 лет.
Вслед за «Daily Courant» появились другие ежедневные газеты «Дейли Пост» («Ежедневная почта», 1719) и «Дейли Джорнэл» («Ежедневный журнал», 1720), копировавшие «Дейли Курант». В феврале 1730 г. увидела свет «Дейли Адвертайзер» («Ежедневные объявления»), выросшая из коммерческого листка и содержавшая, прежде всего, коммерческую информацию.
В августе 1706 года начала выходить «Ивнинг Пост» («Вечерняя почта»). Ее выпуски появлялись три раза в неделю и сообщали сведения, приходившие в Лондон с вечерней почтой, Вечерними изданиями стали «Ивнинг Курант» («Вечерние вести»), «Найт Пост» («Ночная почта», 1711), «Сент-Джеймс-Ивнинг Пост» («Вечерняя почта Сент-Джеймса», 1713).
В XVIII начала оформляться типология английской прессы.
Газеты подразделялись на национальные, которые писали о жизни в стране и за границей, и провинциальные, сообщавшие о местных событиях. Некоторые издания выделялись критическим тоном газетных материалов.
Несмотря на то, что английский парламент пытался сдерживать рост и влияние прессы, вводя различные налоги (например, штемпельный налог, налог на бумагу, объявления, пошлину в пользу казны за выпуск периодических изданий), в стране появилось большое количество новых периодических изданий, среди которых особое место занимала политическая пресса.
Широкое распространение получили еженедельные журналы. В 1704 году Даниэль Дефо (1660-1731) приступил к изданию журнала «Review» («Обозрение», 1704-1713). Основная часть материалов, которые публиковались на страницах «Review», была посвящен политике и состоянию нравов английского общества.
В историю журналистики Даниэль Дефо вошел как один из основателей английской журналистики Нового времени. В период с 1705 по 1713 годы он издавал газету «Review of French Affairs» («Обозрение французских дел»), в которой широко освещались основные события политической жизни Европы и внутренняя политика Великобритании. Газета выходила два раза в неделю. «Обозрение французских дел» отличали независимый тон и обстоятельность политических материалов.
Дефо издавал газету самостоятельно, более того, был ее
единственным сотрудником. Он готовил обширные
международные обзоры, комментировал события внутренней политической жизни Англии. Четвертую страницу «Обозрения» занимал юмористический отдел газеты - «Скандальный Меркурий, или Новости Клуба скандалов». Материалы юмористического отдела носили, в основном, сатирико-нравоучительный характер. В них, как правило, осмеивались людские пороки и слабости, но Дефо не боялся выступать и с острой сатирой. В его памфлетах разоблачались продажность судей и журналистов, фанатизм и невежество церковников. Обличительная сатира Д. Дефо вызывала большой читательский интерес, что положительно сказывалось на популярности газеты.
Одним из самых яростных политических оппонентов Даниэля
Дефо стал Джонатан Свифт (1667-1745) - ведущий публицист партии консерваторов (тори) и издатель политической газеты «Examiner» («Обозреватель», 1710—1711). Он много писал и печатался не только в «Обозревателе», но и в других изданиях, в частности, в журнале «Болтун».
Тематику памфлетов Свифта отличали актуальность и злободневность: тяжелое положение и угнетение ирландского народа («Письма суконщика», «Скромное предложение»), борьба английских церквей («Сказка бочки»), критика литературных нравов («Битва книг»). Его знаменитые «Путешествия Лемюэля Гулливера» (1726) также написаны в жанре панфлета, высмеивавшего борьбу партий вигов и тори.
Еще одна крупная фигура в истории английской журналистики этого периода - Джозеф Аддисон (1672-1719) принадлежал к элите английского общества. В1704 году Аддисон был принят в члены литературно-политического кружка вигов (Kit-Cat Club). В 1705 году он занял пост заместителя государственного секретаря. Тогда же Джозеф Аддисон возобновил знакомство со своим школьным другом Ричардом Стилом, которому он помог получить место издателя правительственной «Лондонской газеты».
В 1709 году Стил создал сатирико-нравоучительный журнал «Tatler» («Болтун», 1709-1710), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон, находившийся в это время в Ирландии, начал писать для «Болтуна», а после возвращения в Лондон он стал автором всех статей в этом журнале. Об интенсивности журналистской деятельности Джозефа Аддисона можно судить на основании следующего факта: «Tatler» выходил три раза в неделю.
Опыт издания «Tatler» вдохновил Джозефа Аддисона и Ричарда Стила на выпуск нового сатирического журнала - «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель», 1711-1712), который должен был по замыслу Адисона «вывести Просвещённость из чуланов и библиотек, школ и университеов и поселить её в клубах и ассамблеях, в кофейнях и за чайными столиками». Новый журнал выходил ежедневно. Его тираж был самым большим в Лондоне и составлял 3000 экземпляров.
«Spectator» знакомил своих читателей не только с
политическими новостями, новинками литературы и мира моды, но и содержал глубокие аналитические материалы. Аддисон и Стил стремились не потакать вкусам публики, а поднимать их уровень. Особенным успехом у читателей пользовались еженедельные эссе Аддисона о почти забытой поэме Джона Мильтона (1608-1674) «Потерянный рай».
После закрытия «Spectator» все его 555 номеров были переизданы, а в 1714 году Аддисон ненадолго возобновил журнал и выпустил ещё 80 номеров «Наблюдателя». На протяжении всего XVIII века журнал «Spectator» оставался лучшим образцом общественно-публицистической периодики не только в Англии, но и в других странах Европы.
Не менее значительный вклад в развитие журналистики внес друг Джозефа Аддисона - Ричард Стил (1672-1729), один из родоначальников английской просветительской литературы.
Вклад Стила в развитие журналистики определяется тем, что он стал создателем жанра эссе, из которого впоследствии выросли передовая статья и газетный фельетон.
В эссе у Ричарда Стила «действующие лица» были связаны между собой общим планом рассказа. Повышенный читательский интерес вызывали не только их яркие характеры, но и не менее яркие судьбы, которые раскрывались постепенно, по мере выхода новых номеров «Spectator». Кроме того, эссе Стила всегда включали реалистические зарисовки из жизни современной ему Англии.
Одним из самых влиятельных и популярных лондонских журналов XVIII века был «The Gentleman's Magazine» («Джентльмен'с Мэгэзин», «Журнал джентльмена», 1731-1907), носивший характер дайджеста новостей и литературных новинок. «Журнал джентльмена» был основан издателем Эдуардом Кейвом (1691-1754), который впервые ввел в его название
слово «magazine» («склад») в значении «журнал». До
появления «The Gentleman's Magazine» ни одно издание не охватывало столь обширную тематику - от латинской поэзии до коммерции и обзоров новостей.
Согласно английскому законодательству, в прессе не допускалось освещение деятельности парламента. Однако в 1736 году Эдуард Кейв смог опубликовать в одном из номеров
«Джентльмен'с Мэгэзина» отчет о парламентских слушаниях. Кейв,
стремясь «открыть» британский парламент и получить материалы о его работе, был вынужден подкупать сторожей, уборщиц, швейцаров и даже членов парламента.
Сообщения о парламентских дебатах продолжали регулярно появляться в «The Gentleman's Magazine» даже тогда, когда его издатель был арестован и заключен в тюрьму. На страницах журнала была создана рубрика «Прения в стране Лилипутии», где в аллегорической форме (в виде отчетов о заседаниях сената лилипутов) печатались материалы о работе британского парламента.
Британская журналистика продолжала последовательно добиваться «открытия» парламента, поскольку подобная практика противоречила интересам общества. Ее борьба увенчалась успехом только в 1771 году, когда английский парламент наконец-то допустил в свои стены журналистов. Для прессы была построена специальная галерея, возвышавшаяся над залом заседаний. В этой связи, депутат Эдмунд Берк сказал, что в парламенте присутствуют три сословия, но возвышается над ними и правит всеми четвертое сословие - пресса. Таким образом, благодаря Берку прессу стали называть «четвертой властью».
В 1785 году Джон Уолтер (1739-1812) приобрел патент на новую технологию газетного дела и приступил к изданию газеты «The Daily Universal Register» («Дейли Юниверсал Реджистёр», «Ежедневный всеобщий журнал»), а с 1 января 1788 года - «The Times» («Таймс», «Времена»). Изначально, в «The Times», все четыре колонки первой страницы занимали разнообразные объявления, при этом наиболее престижное место было отведено театральным афишам.
«The Times», которой в будущем предстояло превратиться в самую влиятельную британскую газету, не связывала себя постоянными политическими симпатиями, но в целом поддерживала правительство. Первый крупный успех пришел к газете в 1788 году, когда координально изменилась ее содержательная модель. В конце 80-х годов во Францию, стоявшую на пороге эпохальных потрясенний, был направлен специальный корреспондент «Таймс» для оперативного освещения событий
Великой французской революции (1789-1799). Отныне
иностранные новости стали исключительно важной составляющей
в содержании газеты «The Times».
В начале 70-х годов XVIII века в английскую журналистику пришел Джон Белл (1745-1831), который заявил о себе не только как талантливый издатель, редактор, военный корреспондент, но и как успешный предприниматель. Белл был одним из основателей газеты «The Morning post» («Морнинг Пост»; «Утренняя почта», 1772 - 1937). В период с 1787 по 1796 годы Джон Белл реализовал целый ряд успешных издательских проектов и стал настолько известной и влиятельной фигурой в английской журналистике, что его имя превратилось в бренд, а периодические издания - в образец для подражания.
К концу XVIII века журналистика Англии достигла высокого уровня развития. Зарубежные новости перестали быть переводными материалами и теперь поступали от специальных корреспондентов ведущих британских газет, работавших в
европейских странах. Под давлением общественности
правительство было вынуждено «открыть» английский парламент для прессы. На протяжении всего XVIII века складывалась типология британской прессы. Газеты стали делиться на национальные, которые писали о жизни в стране и за границей, и провинциальные, сообщавшие о местных событиях, а также на ежедневные и воскресные, на утренние и вечерние. Увеличилась численность периодических изданий. Возрос объем их продаж.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 7400;