ЛЕКЦИЯ 7. ФИЛОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА
Эволюция человека или антропогенез – это исторический процесс эволюционного становления человека. Наука, изучающая происхождение человека, называется антропологией.
В современной антропологии под природой человека (англ, human nature) понимают те устойчивые инвариантные качества, которые не подвержены коренным изменениям под влиянием социальной среды. Природа человека – это общие задатки и свойства, выражающие специфику человека как живого существа и определяющие те его признаки, которые образуют материальное основание психических и социальных качеств. Природа человека представляет его типическую модель как родового существа, носителя общих для людей черт и особенностей, взаимосвязанных между собой.
Природа человека есть сумма его природных способностей, таких как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т. д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного (T. Гoббc, XVIII век).
Человек по своей природе и травоядное, и плотоядное животное. При этом он слаб, плохо вооружен, может быть жертвой более сильных, чем он, животных (К. А. Гельвеций, XVIII век). Крайние точки зрения на природу человека представлены в концепциях А. Гелена, К. Лоренца, З. Фрейда.
Немецкий философ Арнольд Гелен (1904-1976) утверждал, что чело-век – это биологически неспециализированное животное (отсутствие мехового покрова, мощных конечностей, клыков, когтей и т.п.), что не позволяет ему вести исключительно естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомическим строением. Физиологическая ущербность человека, по мнению Гелена, – стимулятор его активности, представляющей компенсацию биологической ущербности и неспециализированности. Благодаря созданию орудий, усиливающих физиологические возможности, человек не только приспосабливается к природе, но приспосабливает ее к себе, руководствуясь своими биологическими предпочтениями. Жизнь человека, по Гелену, регулируется тремя основными инстинктами, на основе которых формируются стабильные черты индивидуального характера:
1) из материнского инстинкта формируется гуманизм;
2) из восхищения перед цветущей и состраданием перед гибнущей жизнью формируется потребительство;
3) из инстинкта безопасности формируется этика.
Социальный статус человека определяется предпочтительным развитием одного из инстинктов. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903 – 1989) считал, что биологическая природа человека определяется комплексом инстинктов, регулирующих питание, размножение, кровообращение, дыхание. Основополагающий инстинкт, по Лоренцу, – агрессия (нападение, злость, применение силы, сквернословие, оскорбление и т. п.). Этот инстинкт проявляется в социальных отношениях: в обычаях, ритуалах. Любое отклонение от общепринятых форм общения вызывает агрессию, а потому люди вынуждены следовать установленным нормам, т. е. "зверь в человеке" может быть усмирен. Этому способствуют не только всевозможные запреты – табу (правовые, нравственные, религиозные), но и воспитательные приемы, способные вызывать воодушевление, сплачивать против врага, пропагандировать священные для каждого ценности. "Человек – единственное существо, способное с воодушевлением посвящать себя высшим целям, нуждается для этого в психофизиологической организации, звериные особенности которой несут в себе опасность, что оно будет убивать своих собратьев в убеждении, будто так надо для достижения самых высших целей. Се - человек!" (Конрад Лоренц).
Ядром теории психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1936) является тезис об извечной "тайной войне" между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из которых – "либидо" – сексуальное влечение) и общественными нормами поведения людей в обществе, зафиксированными в культуре. Эти нормы препятствуют реализации побуждений мира бессознательного. Поскольку сознание и бессознательное постоянно противоречат друг другу, постольку человек постоянно находится в состоянии конфликта, иногда буквально в невыносимых условиях. Это является причиной того, что развитие культуры, по Фрейду, ведет к росту неврозов и несчастий людей, к увеличению чувства вины, к отказу от собственных желаний. Культура выступает запретительным механизмом и поэтому ненавидима человеком, поскольку "мешает" осуществлению его сущности.
Несмотря на различия в представлении о природе человека, человек – это особый вид, а современный человек – уникальный подвид. Это отмечается и в генетической уникальности, и в фенотипе, и в адаптивных возможностях. Последние определяются с помощью понятия "экологическая ниша", которая для человека характеризуется многомерным биологическим пространством.
Вопрос о происхождении человека относится к числу "вечных", нерешенных проблем. Существуют различные теории и концепции по вопросу о происхождении человека.
Космическая концепция происхождения человека. На основании анализа древних документов (например, библейских текстов о пришествии небесных существ), изучения необычных природных объектов (грандиозных скульптур на о. Пасхи, рисунков в пустыне Наска, Стоунхенджа) выдвигается тезис о возможности посещения Земли представителями внеземных цивилизаций, которые дали толчок становлению человечества.
Мифологически-религиозная концепция происхождения человека. В мифологии, например шумерской, в античной философии происхождение человека ассоциировалось с космосом. По Священному Писанию человек был создан Богом в последний день творения мира. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Христианская антропология постулирует, что человек состоит из тела, души и духа. Тело и душа свойственны для любого живого организма. Дух же – высшее проявление человека, свойственное лишь ему.
Естественно-научная концепция антропо-социогенеза. Следуя этой концепции, уникальный вид – Homo sapiens, Человек разумный, произошел в процессе эволюции от общего с современными обезьянами предка.
Генетические различия современного человека и человекообразных обезьян составляют менее 1%, фенотипические – больше, и значительнее – поведенческие. Доказательная база основана на эволюционном принципе Ч. Дарвина, сравнительно-анатомических, палеонтологических, эмбриологических, генетических, иммунологических, молекулярно-биологических и других фактах, обосновывающих происхождение человека от антропоидов. Палеонтологические находки за последние 10–15 лет подтверждают Дарвиновскую теорию о происхождении современного человека – Homo sapiens sapiens является результатом эволюционного развития гоминид – предков человека.
Выделение человека из органического мира происходило в ходе биологической и культурной эволюции как результат комбинированного действия индивидуального и группового отбора. Филогенетическое значение биологической "переменной" состояло в том, что в процессе антропогенеза сформировались отличные от имевшихся у животных предков анатомическая структура и психофизиологические механизмы. В первую очередь человека среди высших антропоидов выделяет гоминидная триада: "прямохождение – рука – мозг (речь)". Гоминиды, как отдельное семейство, появляются в конце миоцена – около 5 млн. лет назад. Морфологическая эволюция гоминид носила неравномерный характер. Наиболее рано сформировался комплекс признаков, связанных с прямохождением (не позднее 3 млн лет), тогда как объем мозга был сравнительно невелик (менее 800 куб.см), рука сохраняла "обезьяньи" черты и был развит половой диморфизм. Вскоре, однако, происходит их разделение на самостоятельные ветви, этот процесс лучше всего характеризуется термином "адаптивная радиация".
Одна линия ведет к более поздним австралопитекам – животным с крупными зубами и лицом, часто массивным скелетом и небольшим мозгом. Они жили в Африке, вероятно, на протяжении длительного периода от 3 до 1,2 млн. лет назад. На этом этапе происходит первый антропогенетический скачок, характеризующийся отрывом от животного состояния и формированием переходных форм с присущим им типом орудийной деятельности (древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет в Эфиопии), первобытным стадом как формой самоорганизации и особыми средствами звуковой сигнализации. В рамках первого скачка сформировалась биологическая организация человека, его природная материальная основа.
Другая линия привела к возникновению более поздних видов рода Homo – H.habilis, H.erectus, Н. sapiens с более крупным мозгом и менее мощной мускулатурой. Африканские гоминиды позднего плиоцена и раннего плейстоцена, вероятнее всего H.habilis, по-видимому, ответственны за создание самых первых каменных орудий, за начальные попытки использования животной пищи в масштабах, сравнимых с таковыми современного человека, и, возможно, за истоки социальной жизни человечества – язык, кооперацию, дележ пищи, которые в конечном итоге привели к расцвету изменчивых и сложных социальных взаимосвязей, характерных ныне для нашего вида.
Этот второй скачок – антропогенетический, представляет становление собственно Человека разумного (первые достоверные представители Homo sapiens появились не позднее 40 тыс. лет назад) и общества, утверждение социальных закономерностей в качестве его регуляторов. Второй скачок свя-
зан с формированием сущностной специфики человека.
В последние 15 лет учеными-палеонтологами был открыт целый ряд новых ветвей гоминид, свидетельствующих о кустообразном типе их эволюции. Факты говорят о том, что 50 тысяч лет назад на Земле одновременно существовали: неандерталец, реликтовые эректусы в Восточной Азии, карликовые люди с о. Флорес и современный человек Homo sapiens sapiens. Причем, в Европе современный человек появился 50 тыс. лет назад, в Африке – 40 тыс. лет назад и в Америке – 10 тыс. лет назад.
Таксономия гоминид представляет следующее:
Семейство: Hominidae – гоминиды (человек и его предки)
Род: Homo– собственно человек
Вид: H.sapiens – неандерталец
Подвид: Homo s. sapiens – анатомически современный человек
Эволюционная история Homo s. sapiens – это результат адаптивных изменений морфологии и поведения вида.
Процесс эволюции гоминид сопровождался постепенным сужением действия естественного отбора в силу возникновения общественных законов развития и создания новой "искусственной" среды обитания. Нервная система, психические процессы, сложное поведение были объектами и факторами обоих этапов эволюции, они позволили человеку преодолеть биологическую неспециализированность и приспособиться практически к любым условиям существования за счет изменения характеристик природной среды. Причинами эволюционных изменений гоминид стали в первую очередь климатические и средовые изменения и колебания.
Период миоцена, клиоцена и плейстоцена характеризуется чередованием ледниковых периодов с периодами потепления, развитием более сухого климата, вследствие чего уменьшился лесной покров Земли. Это привело к изменению образа жизни гоминид: переходу к хождению на двух конечностях, способности передних конечностей к разнообразным движениям и дальнейшему прогрессу – развитию технологии добычи пищи через изготовление орудий (рубило, отщепы и др.). Процессы изготовления орудий далее усложнялись, что способствовало развитию руки, способности задумать и спланировать какие-то действия для добычи пищи.
У гоминид достигают наибольшего развития те области коры головного мозга, которые управляют деятельностью, связанной с изготовлением орудий труда, а именно, моторные, осязательные, зрительные
и ассоциативные зоны. Согласно трудовой концепции антропогенеза, принципиальным условием, послужившим становлению человека, стала трудовая деятельность, способствовавшая возникновению речи, мышления, развитию социальных форм жизни.
Адаптивная изменчивость изменила и поведение гоминид – стратегию размножения, социальные связи, поиск пищи. Это проявилось в кооперации между индивидуумами, в способности делиться пищей, во включении в пищевой рацион мяса. Употребление мяса с пищей связано с охотой, которая требует развития новых навыков и способностей, более высокого уровня кооперации между индивидуумами.
Охота выступила в роли стимула для развития языка и социальных связей между самцами. Язык явился основным способом, средством общения и коммуникации Homo sapiens. Это свойство также имеет отчетливое биологическое и эволюционное происхождение, так как лингвистические способности человека твердо базируются на строении гортани, умелой артикуляции языка и губ, усложнении и увеличении мозга. Язык, обобщенное использование звука в качестве символа, отражается в других способностях человеческого общения: музыке, живописи, литературе, и составляет фундаментальную основу человеческого поведения. Способность создавать символы в голове и в предметном мире, которые моделировали бы прошлый опыт, текущие понятия и будущие решения, образует основу поведения и культуры современного человека. Эта способность должна была играть существенную роль в стратегии выживания гоминид.
Язык человека представляет собой наиболее развитый способ передачи информации. Речь требует деятельности нескольких отделов мозга, которые устанавливают связь между поступающей и хранящейся в памяти информацией и функцией голосового аппарата.
Усложнение нервной системы и эволюция поведения гоминид способствовали развитию процесса обучения. Среди биологических факторов, способствующих эффективному процессу обучения и выработке навыков, следует отметить относительно длинный период роста и созревания, когда потомство целиком зависит от опеки родителей. Удлинение этого периода дает определенные преимущества значительную выраженность материнского инстинкта в сочетании с половой связью между родителями, способствует сохранению связи детей и родителей, возникновению семьи, уменьшает половую конкуренцию между взрослыми самцами и их потомством. Длительный период полового созревания можно рассматривать как преадаптацию, создающую условия для процесса приобретения культурных и технических навыков, для воспитания дисциплины эмоций, необходимой в общественной группе людей.
Эволюция половых отношений у гоминид привела к уменьшению зависимости характера отношений от гормональной регуляции и увеличению контроля со стороны коры больших полушарий, доминированию моногамных отношений.
В процессе антропогенеза культурно-детерминированные особенности человека преломлялись под влиянием сохранявших свое действие биологических законов жизни: с одной стороны, полового диморфизма, с другой – возрастного полиморфизма, с третьей – специфических природных условий бытия человеческих популяций. Генотип человека способен обеспечить возможность восприятия социальной программы, но полное осуществление биологической организации человека происходит лишь в условиях социальной среды. Вопрос о том, существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека, наукой не решен.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1541;