Проблемы власти и науки о власти в отечественной мысли
Вопросам власти посвящено множество трудов отечественных мыслителей. Достаточно упомянуть следующие имена: М.А. Бакунин, В.В. Берви-Флеровский, Н.А. Бердяев, А.А. Богданов, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, Р.Ю. Виппер, В.М. Гессен, Н.Я. Данилевский, Е.В. Де-Роберти, И.А. Ильин, Н.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, П.Л. Лавров, В.И. Ленин, Л.И. Мечников, П.Н. Милюков, Н.К. Михайловский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Н.А. Столыпин, П.Б. Струве, Е.В. Тарле, М.И. Туган-Барановский, В.М. Хвостов, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, С.Н. Южаков, П.С. Юшкевич и др.
Крупнейшим исследователем 19 века можно назвать Б.Н. Чичерина, который в своей «Истории политических учений» отметил: «Человек, как свободное существо, имеет личные, эгоистические стремления; он нередко действует в ущерб другим. Общежитие невозможно без общественной власти». Вместе с тем он отмечает, что существование власти не уничтожают свободы человека: он подчиняется общежитию, но имеет при этом в виду удовлетворение личных своих целей, которые не достигаются в одиночестве. Сожительство с другими подвергает его свободу ограничениям, но не уничтожает ее совершенно. Повинуясь власти, человек не становится рабом. Поэтому Чичерин считал, что очень важно выделить "четыре основные элемента всякого общества: власть, закон, свобода и общая цель".
К проблематике власти обращались очень многие исследователи второй половины XIX — начала XX века. Это связано с развитием философской, исторической и правовой науки, становлением и развитием социологии, распространением марксистского учения и стремлением его представителей и сторонников занять соответствующее достойное место и вытеснить другие социальные взгляды. При этом каждый из перечисленных выше исследователей внес свой вклад в оформление российской кратологической мысли.
Однако произошедшая в 1917 году революция прервала исследования в этом направлении. Дело в том, что основной идеей советского общества было следование марксистско-ленинским программным установкам. В итоге в теории и практике произошел уход от собственно властного лексикона в сторону рассуждений о руководящей и направляющей роли коммунистической партии, реальная власть которой была беспредельной. А потому ее идеологи не нуждались в каком-либо научном познании.
И только в конце 20 века начали появляться работы о сути, особенностях, формах власти, хотя единой стройной системы загадочная наука «кратология» так и не приобрела.
В заключение данной темы сделаем следующие выводы.
Власть в ее различных видах и формах с давних пор, со времен возникновения на заре цивилизации представлений о жизни человека и общества, пользуется все возрастающим вниманием. К ее осмыслению и истолкованию обращались многие выдающиеся умы человечества и многие правители разных времен и народов.
К настоящему времени назрела серьезная необходимость обдуманного, квалифицированного, нацеленного на перспективу построения системы знаний о власти, точнее — системы наук о власти. Эти знания могут пригодиться, в том числе, при грамотном управлении персоналом.
СОДЕРЖАНИЕ КРАТОЛОГИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 454;