В традиционной структуре знаний
Как было отмечено в предыдущей теме, кратология как наука является очень молодой, даже с учетом «западной» структуры знаний. Причины тому заключаются в следующем.
Первое соображение: собственно потребности в науке о власти у общества и у носителей власти не было и нет, потому что:
1) Власти былых времен полагали, а порой и доныне полагают, что они и сами все знают, и серьезной потребности в такого рода науке не испытывают;
2) Потребности в этой науке может не быть и в том случае, если нет наработок в этой области знаний, если от нее не поступает никакой материал и ей нечего давать и предлагать обществу и властям.
3) Потребности в такой науке может не быть и тогда, когда она сама хотя и имеет наработки, но своих идей не выдает, делать это боится и не делает, а сферу исследований в данной области считает опасной по их последствиям. Возьмем, к примеру, ситуацию тоталитаризма, преследований и массовых репрессий. Можно ли было в этих условиях заикаться о какой-либо науке о власти?
Второе соображение: потребность в науке о власти самих власть имущих и тех, кто имеет дело с различными проявлениями власти, существует, но развитой, разработанной, обоснованной системы знаний о власти все еще нет.
Третье соображение: потребность власть имущих в науке о власти и тяга науки к власти — это состояние, близкое к желанному в демократических условиях. Однако демократия – это в большей степени идеальная модель, а все существующие ее проявления «грешат» отдельными недостатками, снижающими потребность в формировании четкой системы научных категорий о власти и ее проявлениях.
Если рассматривать ситуацию в России, то автор данных строк так и не смог в настоящем 2015 году найти хоть один учебник или учебное пособие под названием «Кратология: система наук о власти».
Рассматривая другие источники, можно отметить следующее.
В одном из самых обстоятельных советских изданий — пятитомной "Философской энциклопедии" (4500 терминов-статей) в ее первом томе (М., I960) статьи "Власть" не было вообще. В последнем издании "Краткого политического словаря" статьи "Власть" не было, отсутствовала и статья "Государственная власть". О власти не упоминалось даже в статье "Политическая наука" (политология) и лишь в общем плане о власти говорилось в статье "Государство". "Советский энциклопедический словарь" в краткой, но емкой статье отмечал: "Власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительского, государственного, экономического и др.); политическое господство, система государственных органов".
В 1988 году обстоятельная статья "Власть" была опубликована в первом в СССР словаре по социологии (400 статей). Правда, в духе тех времен статья завершалась утверждением, что "в условиях коммунистического общественного самоуправления отомрет основной институт политической власти — государство, однако сохранятся руководство и управление, которые утратят политическое содержание".
Отсутствие четкой системы знаний о власти подтверждается хотя бы тем, что до сих пор не решен даже вопрос о том, что первично: власть или политика, какую науку в первую очередь необходимо формировать и развивать – кратологию или политологию?
Между тем, как пишет В.Ф. Халипов, «Именно власть — изначальное, фундаментальнейшее социальное явление; что же касается политики, то она есть проект, производное от власти, ее порождение, ее инструмент, ее орудие, ее функция. Только те, кто борется за власть и добивается своей цели, говорят, что их политика привела их к власти. В действительности же власть дает жизнь политике, а не политика рождает власть, хотя именно за ту или иную власть порой и ведется напряженная политическая борьба».
Таким образом, можно согласиться с выводом Мишеля Фуко, приводимым В.А. Подорогой, что "теория власти как основа глобального политического анализа еще не создана, и все реальные проявления власти продолжают и по сей день оставаться чем-то загадочным, неопознанным, даже демоническим".
Однако задачи углубленной разработки науки о власти приобретают сегодня особый смысл и для России, и для других государств в силу ряда причин:
- приход к власти во всей новых молодых людей;
- важность утверждения цивилизованных форм, структур и методов властвования;
- назревшая потребность в новых идеях в условиях экономических реформ, в условиях растущего понимания того, что у рынка, бизнеса, менеджмента и власти много общего, схожего, немалое совпадение интересов, задач и технологий.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 454;