ОДЕЖДА ДОКОЛУМБОВОЙ эпохи
Эта туника ярких оттенков (7-9 в.) была окрашена вручную и связана с непрерывной нитью основы и утка, что характерно для тканей уари.
Яркое визуальное наследие Южной Америки нашло отражение в тканях ее обитателей до первого контакта с европейцами. Достояние древних цивилизаций Анд выходит далеко за пределы простых навыков и эстетики и основано на их глубоких верованиях. Одежда, аксессуары и висячие украшения, дошедшие до наших дней, - лишь малая часть всего огромного наследия. Хотя ткани производились на всей территории, прилегающей к Андам, засушливое тихоокеанское побережье обладало оптимальными условиями для их сохранности, поэтому большая часть дошедших до нас материалов родом из Перу, Чили и западной Боливии. Используя доступные природные материалы, в частности шерсть альпака и хлопок, местные жители научились производить ткани задолго до овладения гончарными навыками. Станок был впервые использован около двух тысяч лет назад, тогда как техники узловязания, петлевязания, заплетания и переплетения существовали еще в 3000-х гг. до н.э. В поселении Уака-Приета в Перу археологи обнаружили хлопчатобумажную ткань, датирующуюся примерно 2500 г. до н.э., на которой методом переплетения нанесены узоры с изображением кондоров. Хлопок играл важную роль в жизни индейцев, однако шерсть альпака и других животных лучше поддавалось окрашиванию.
Одежда, как правило, имела простые линии и не облегала фигуру. Одеяния по типу накидок и покрывал бытовали здесь на протяжении столетий. На некоторых станках удавалось придать одеянию четкие очертания; на вертикальных и поясных станках получаемый материал имел прямоугольную форму определенных размеров. В редких случаях после завершения плетения ткань разрезали. Техника ручного прядения тонкой пряжи, позволявшая создавать изысканно украшенную ткань ошеломляющих оттенков, стала «визитной карточкой» доколумбовых туземцев. Помимо уточно-настилочных гобеленов, были обнаружены ткани с одинаковым двухсторонним узором на нитях основы, а также покрывала с зеркальными изображениями. На гончарных, металлических и каменных изделиях часто встречаются фигуры людей, облаченных в такую одежду (напротив). Большинство предметов сохранившейся одежды использовались во время погребения знатных персон. Такая одежда представляла собой покрывала с большим количеством захлёстов. Изысканная разноцветная вышивка встречалась на многочисленных одеяниях жителей паракас, которые сохранились до наших дней практически в первозданном состоянии, в глубоких погребальных камерах спустя два тысячелетия.
Декоративные элементы включали в себя золотые, медные и серебряные бусины и пластинки. В ткани вплетали перья тропических птиц, а также встречались узоры с изображением птиц и их перьев. Представители семейства кошачьих и их опознавательные черты - пятна, клыки и когти - также являлись распространенным мотивом. Сверхъестественные существа обретали крылья и другие атрибуты животных. Среди растений преобладали изображения кукурузы, картофеля, тыквы и коки. Художники по росписи тканей, виртуозные в своих цветовых решениях, оттачивали мастерство в ручном окрашивании готовых материалов, многоцветном окрашивании и окрашивании методом, не позволяющим красителю пропитать всю пряжу целиком.
У чавинской культуры, на территории современного Перу, популярностью пользовался хлопок гладкого переплетения, украшенный замысловатыми узорами, зачастую со сложными фигурами и многочисленными животными мотивами, чаще всего клыками. Такая ткань служила основой для вышивки у представителей паракас на юге Перу. Художники и ремесленники, имеющие высокий статус, занимались исключительно тканями, создавая большое количество расшитых, плетеных и украшенных тесьмой материалов.
Искусные техники окрашивания и плетения гобеленов существовали у двух родственных цивилизаций: перуанских уари и боливийских тиуанако. Их гобелены тонкой работы, несмотря на внешнее сходство, отличаются использованием материалов, методом прядения и структурой переплетения. Оба художественных стиля отражают в высшей степени абстрактный изобразительный подход: отдельные фрагменты человеческих фигур и животных выглядят искаженными и утрированными. Сложная палитра ярких оттенков и незаметных переходов говорит о мастерстве художника. Высоко ценились голубой (как правило, на основе индиго], красный и фиолетовый цвета, в особенности, полученные из кошенили. Наиболее яркие цвета встречаются у культуры чиму, на тканях которых ярко-алый цвет фигурирует на больших кисточках. Эти племена индейцев эффектно использовали неокрашенные волокна. Из растущего повсеместно хлопка (Gossypium barbadenseI натуральных оттенков коричневого, розового и розовато-лилового, ткачи создавали потрясающие графические узоры. Использование чисто-белого неокрашенного хлопка для создания мелкоузорчатых и ажурных переплетений также было отточено до совершенства.
Эта керамическая ваза культуры Моче (2-7 в.) имеет форму коленопреклоненного воина, облаченного в тунику со спиральным узором и набедренную повязку с красным точечным мотивом.
От города Куско в высокогорьях Перу инки активно расширили свои владения, больше, чем любое другое племя Анд. Их ткани, несмотря на явное сходство с более древними произведениями, легко распознать. Плетеные туники без рукавов служили стандартной мужской одеждой уари (напротив]. Оригинальные инкские узоры сочетали в себе узкие стилизованные мотивы и чрезмерную абстракцию почти при полном отсутствии человеческих фигур. Особого внимания заслуживают замысловатые прямоугольные узоры (токапу), смысл которых до сих пор остается загадкой. Хотя они являются образцом наиболее «молодых» доколумбовых одеяний, до наших дней сохранилось относительно небольшое количество таких артефактов. Инки глубоко почитали и ткани своих предшественников.
Дата добавления: 2017-03-31; просмотров: 29602;