Балансовые тождества
Третий метод основан на применении основных балансовых тождеств и направлен на решение задачи анализа структуры и факторов изменения денежно-кредитных показателей.
Согласно основным балансовым тождествам денежного обзора банковской системы и органов денежно-кредитного регулирования обязательства равны активам, т.е.:
и | (8.4) |
, | (8.5) |
где и – широкая денежная масса и денежная база;
и – чистые иностранные активы банковской системы и органов денежно-кредитного регулирования;
и – чистый внутренний кредит банковской системы и Национального банка;
и – прочие чистые позиции банковской системы и органов денежно-кредитного регулирования.
При этом анализ денежно-кредитных процессов дополнительно требует отдельного рассмотрения составляющих внутренних активов и пассивов. Так, чистые внутренние кредиты банковской системы всегда равны сумме чистых кредитов Правительству от банковской системы ( ) и валовых кредитов предприятиям и населению от банковской системы, называемых «кредиты экономике» ( ). Чистый внутренний кредит Национального банка равен сумме чистого кредита Национального банка Правительству ( ), кредита экономике ( ) и кредитов коммерческим банкам ( ). Пассивы банковской системы, т.е. широкая денежная масса ( ) равна сумме рублевой денежной массы ( ) и обязательств банков перед юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте. В свою очередь денежный агрегат включает наличные деньги в обороте ( ) и обязательства банков перед юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях. Отсюда следует, что изменение в ( ) может быть вызвано изменением , и/или ( , и/или ):
(8.6) | |
(8.7) |
С целью получения выражения, показывающего влияние каждого фактора на темпы прироста денежной массы и базы, необходимо разделить обе стороны тождеств (8.6) и (8.7) соответственно на объем широкой денежной массы и на денежной базы в предыдущий период. Другими словами, темпы прироста широкой денежной массы и денежной базы равны сумме взвешенных темпов прироста отдельных статей, где весами являются относительные доли каждого вида факторов ответственно в денежной массе и денежной базе в предыдущем периоде.
Анализа структурных изменений денежной массы осуществляется на основе следующего уравнения:
, | (8.8) |
где – переводные депозиты в белорусских рублях;
– срочные депозиты, открытые в банках юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.
– инвалютная составляющая совокупной денежной массы ( ).
Уравнение (8.8) позволяет в любой точке наблюдения выделить в процентах доли отдельных составляющих в общем объеме широкой денежной массы. При анализе эффективности проводимой денежно-кредитной политики важное значение придается динамике показателя , который называется коэффициентом долларизации национальной экономики. Конечно, этот показатель не в состоянии описать такое многогранное явление, как «замещение валют», однако он позволяет в количественной форме определить текущие тенденции в этой области. Доля срочных депозитов в структуре М2* является количественным показателем степени доверия населения и предприятий республики к национальной валюте, склонности к сбережениям, которые в свою очередь являются источником долгосрочных инвестиций.
Следующее тождество (8.9) позволяет оценить вклад платежного баланса и чистых внутренних активов в процентное изменение денежного предложения. Оно утверждает, что денежное предложение увеличивается, когда есть профицит платежного баланса. Профицит платежного баланса в данном случае равно увеличению в ЧИА БС. Показатель ЧВА БС растет, если банки расширяют кредит частному сектору или правительству:
, | (8.9) |
где и – соответственно изменение чистых иностранных и чистых внутренних активов банковской системы, – изменение широкой денежной массы, – сальдо текущего счета платежного баланса, – сальдо капитального счета платежного баланса за вычетом изменения чистых иностранных активов коммерческих банков.
Процентные ставки
В условиях низкой и стабильной инфляции поведение номинальных процентных ставок может служить полезным индикатором для объяснения динамики денег и характера монетарной политики. Чтобы сделать анализ динамики денежных агрегатов и характера монетарной политики в условиях высокой инфляции, необходимо в большей степени акцентировать внимание на изменении реальных, а не номинальных процентных ставок. При этом следует помнить, что решения экономических агентов относительно сбережений и инвестиций зависят от динамики ожидаемой в будущем реальной процентной ставки, а не от текущей реальной процентной ставки. Ожидаемая реальная процентная ставка – это номинальная процентная ставка, скорректированная на инфляционные ожидания экономических агентов, а не на текущую инфляцию:
, | (8.10) |
где – реальная процентная ставка, – номинальная процентная ставка, – инфляционные ожидания экономических агентов.
Согласно (8.10), например, если кто-нибудь заимствует по номинальной ставке 10 процентов при ожидаемой инфляции 6 процентов, то реальные издержки заимствования составят 4 процента. Разница возникает потому, что заемщики должны возвращать кредиты в валюте, покупательная способность которой снижается. Когда инфляция низкая, эта формула дает удобную аппроксимацию реальной процентной ставке. Однако, когда инфляция высокая, реальная ставка должна рассчитываться по следующей формуле:
, | (8.11) |
В странах с высокой инфляцией, реальные процентные ставки часто отрицательны, даже если номинальные очень высокие. Если ожидаемая реальная процентная ставка отрицательна, то это стимул к потреблению, и сдерживающий фактор для сбережений. Это усиливает инфляционное давление и вредит долгосрочным темпам экономического роста. Сложность анализа заключается в том, что показатель инфляционных ожиданий является ненаблюдаемой переменной. Существует множество способов оценки инфляционных ожиданий, в том числе путем проведения выборочных опросов домашних хозяйств, фирм и финансовых аналитиков. Однако, ни один из существующих методов не гарантирует абсолютной точности.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 920;