Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств.
Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума.
(Английский поэт Альфред Теннисон, 1809 – 1892)
Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств.
(Американский философ и писатель Ралф Эмерсон, 1803 – 1882)
Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.
(Английский писатель и государственный деятель Филипп Честерфилд, 1694 – 1773)
Итак, что же такое культура поведения? Это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определённые манеры, принятые способы обращения и общения с окружающими, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Т.о., этикет связан с этикой - разделом философии, изучающим феномен морали
К нормам культуры поведения относятся:
· вежливость –доброжелательность в процессе взаимоотношений с другими людьми;
Ничто не ценится окружающими нас людьми так высоко, как вежливость и деликатность. Сервантесу приписывается изречение: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Лики вежливости многообразны. Это почтительность (скорее к старшему – почтительный сын), галантность (скорее по отношению к даме – галантный кавалер), учтивость (скорее свойство немолодого интеллигента), корректность (скорее безупречное выполнение правил поведения и общения). Это обходительность, предупредительность, тактичность и т.д. Изобилующая, неумеренная и неуместная вежливость оборачивается манерностью, церемонностью, слащавостью.
· корректность –умение держать себя в рамках общепринятых приличий в любой ситуации;
· тактичность –чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», после которых наши слова и действия могут вызвать обиду у окружающих. Такт – это внутренне чутьё, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;
· деликатность –умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей, но проявлять большее внимание к конкретному человеку;
· скромность –отсутствие позёрства, умение во всех ситуациях оставаться самим собой и не играть не свойственной себе роли;
· простота –отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;
· обязательность –умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надёжности человека.
Правила общения имеют:
1) конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа);
2) обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах)
3) отражают социальные аспекты культуры речи.
Из истории этикета
Этикет возник в древнейшие времена как правила упорядочения общественной жизни. Этикетные правила охватывают разрешения и запреты, организующие в целом морально-этические нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, имей совесть и т.д.
Этикетные знаки несут информацию и об иерархическом устройстве общества. Ср. описание Марко Поло (13-14 вв.) пира при дворе монгольского хана Хибулая:
На пиру великий хан за столом сидит вот как: его стол много выше других столов; садится он на северной стороне, лицом на юг; с левой стороны возле него сидит старшая жена, а по правую руку, много ниже, сыновья, племянники и родичи императорского роду; а головы их приходятся у ног великого хана; а прочие князья садятся за другие столы, ещё ниже. Жёны рассаживаются точно так же. Жёны сыновей великого хана, его племянников и родичей – с левой стороны, пониже, а за ними, ещё ниже, садятся жёны баронов и рыцарей. Всякий знает своё место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим ханом… (Цит. по кн.: В.Е. Гольдин. Речь и этикет. М., 1983.)
Т. о., мы видим, что этикет связан также и с ритуалом.
Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси были сделаны в «Домострое» («Домострой» - книга поучений, составленных протопопом Сильвестром в середине 16 в..), однако кодекс официального поведения появился в России при Петре 1. В 1717 г. по его распоряжению была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой содержались правила поведения дома и в обществе. Это пособие предназначалось для обучения молодых дворян.
А в 1720 и 1722 гг. появились две книги, заложившие основы современного служебного этикета: «Генеральный регламент» и «Табель о рангах».
«Эрмитажный устав», разработанный при Екатерине II.
Не утратившая во многом своей актуальности во многом и по сей день, в 1889 г. в Санкт-Петербурге была опубликована книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», получившая особую популярность, несмотря на наличие уже довольно большого количества литературы, посвящённой правилам поведения в обществе.
Вот, например, рассуждения о комплиментах, шутках, правилах ведения разговора: «Как лёгкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка и зубоскальство доказывают противоположное и одинаково нарушают как законы вежливости, так и законы великодушия.
Комплименты отнюдь не следует смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью и строго осуждается нравственным чувством. Комплименты д.б. просты и естественны, преувеличение и напыщенность отнимают от них всё достоинство.
Красота, ум и грация – качества, заставляющие любить женщин; если природа отказала вам в первой, старайтесь дополнить её двумя последними… Будьте скромны и не любопытны, нескромность отдаляет доверие, а любопытство навлекает несчастье.
Не начинайте разговора в ту минуту, когда кто-нибудь намерен говорить; не перебивайте его. Это невежливо.
Обыкновенно бывает, что люди, мало знающие, говорят много, а люди, много знающие, наоборот, говорят, мало. Очень естественно, что невежда придаёт большое значение всему, что видит, говорит об этом всем м каждому, но человек сведущий неохотно развёртывает свой репертуар, ему пришлось бы говорить слишком много, а так как он знает, что есть ещё многое, чего он не может сказать, то он и молчит.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 3252;