Социальные установки и ценности клиентов.
Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека представление «о должном», которое влияет на выбор возможных средств, вариантов типов и целей действия. Социальные ценности, интериоризируясь, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема ценностных ориентаций особенно важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консультанта.
Профессиональная деятельность психолога направлена на познание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценностных ориентаций, которая определяет его представления об окружающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глубокая профессиональная подготовка, но и особое «профессиональное видение мира», которое предполагает наличие специфической системы ценностей.
Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотерапии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А. Гулиной, показавшей, что в создании системной теории профессиональной деятельности (систематическая эклектика) психолог может использовать самые разнообразные теоретические построения, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и аналогии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяемым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реализуется в профессиональной этике психолога.
Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May, это моральная проблема: иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, – «Как я должен жить?» – является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны «участвовать» в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен — проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, – то по второму вопросу существуют две крайние позиции.
1. Консультант должен быть объективным, ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:
ü жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;
ü ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;
ü наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;
ü индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;
ü никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;
ü клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.
2. Консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение (Е. Williamson). Это позиция консультанта-воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.
Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консультативного процесса. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно «вносим» в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни. Основываясь на своих предпочтениях, убеждениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.
В повседневном общении мы свободно высказываем свою точку зрения по ряду вопросов. В консультативном процессе такое поведение может принести вред клиенту. Например, когда клиент просит от нас конкретного совета по жизненно важному вопросу, психолог может попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на консультанта и чувствует разочарование в консультировании. В случае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитивное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отправится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему самостоятельно.
Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание своих ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессионализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивый гештальт.
По мнению G.Corry, консультант, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консультанту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой, и, тем не менее, избежать навязывания собственных установок клиентам. В процессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентаций и принять самостоятельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяется не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов – он только расширяет зону осознавания клиента, а клиент ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1252;