Децентрализация власти при наследниках У-ди

Покойному императору У-ди наследовали слабые и безвольные преемники. Они все более вовлекались в сложные дворцовые интриги, утрачивая реальную власть. Авторитет и влияние на общество центрального аппарата стремительно падали. Страна постепенно погружалась в глубокий кризис.

Возрастало своеволие высшего слоя ханьского общества - титулованной знати. В эпоху Хань существовало в общей сложности 20 рангов знатности. Они могли быть пожалованы императором за услуги, но могли быть и куплены. Лица, имевшие девятый и более высокие ранги, пользовались рядом привилегий. Они в частности, не отбывали повинностей. Обладатели девятнадцатого и двадцатого ранга получали в «кормление» определенное количество дворов, с которых они имели право собирать налог в свою пользу. В условиях ослабления авторитета императоров, нарастало соперничество местной элиты с центральным бюрократическим аппаратом.

Шло расслоение китайской деревни в результате предшествующих реформ. В середине I тысячелетия до н.э. она представляла собой совокупность примерно одинаковых по степени зажиточности дворов. Имущественное неравенство нивелировалось периодическим перераспределением общинной земли. С развитием процесса приватизации земли и ростом товарно-денежных отношений социальное неравенство в деревне нарастало.

Пока государство, особенно при У-ди, было сильным, этот процесс сдерживался с помощью императорских инспекторов. Но как только власть начала слабеть, процесс расслоения ускорился.

В деревнях возникали богатые хозяйства, т.н. «сильные дома», которые прибирали к рукам все новые и новые земли. Их вчерашние собственники превращались в арендаторов и наемных работников. Обездоленные крестьяне нередко вынуждены были покидать свои родные места и уходить на новые. Здесь они оказывались в положении т.н. кэ ( букв. «гость»), зависимых от местных богатеев.

Вынужденные в условиях слабеющей власти центра заботиться о своей защите, «сильные дома» обзаводились собственной стражей – буцюй, постепенно превращавшейся в боеспособное воинское формирование.

Обладая значительными средствами, «сильные дома» получили возможность влиять на местную администрацию. Более того, ее аппарат на уровне уезда и округа комплектовался в основном из представителей этих же домов. Сращивание сельской элиты и местной администрации вело к дальнейшей децентрализации государства.

Реальная власть перешла из центра в руки «сильных домов». Для легитимизации её в глазах общества провозглашалась приверженность нравственным идеалам конфуцианства. Лучшие представители новой элиты стремились в своей жизни воплощать добродетели «благородного мужа» - цзюнь-цзы. Считая себя хранителями традиционных нравственных ценностей, они осуждали их нарушителей.

В среде элиты культивировался «аристократизм духа», основанный на конфуцианской этике. Преступить ее нормы означало лишиться репутации, «потерять лицо», стать отверженным в своей среде. Идеалы Конфуция стали традиционными для новой ханьской элиты. Они сохранились в веках и оказывают свое влияние на китайское общество вплоть до наших дней.

К концу Западной Хань значительно ухудшилось положение крестьянства. В империи существовало два основных налога - поземельный и подушный. Снижение в свое время размеров поземельного налога сыграло положительную роль в восстановлении экономики страны. Однако в I веке до н. э. положение изменилось. По мере того как земельная собственность концентрировалась в руках крупных землевладельцев, сравнительно низкий поземельный налог оказывался выгодным в первую очередь для них.

Одновременно подушный налог, основная тяжесть которого падала на рядового земледельца, непрерывно повышался. Причем, в отличие от поземельного, он выплачивался не зерном, а деньгами. Если ранее им облагалось все население империи в возрасте от 7 до 56 лет, то уже при У-ди налог стали взимать с детей, начиная с трехлетнего возраста. Для беднейшей части населения это стало непосильным бременем.

Простолюдины в возрасте от 20 до 56 лет, кроме уплаты налогов, должны были отбывать воинскую и трудовую повинности. Чиновники и знать освобождались либо откупались от них. Простых земледельцев отбывание трудовой повинности часто приводило к разорению и рабской зависимости. Ситуация становилась критической. Исправить положение могли только решительные меры.

Реформы Ван Мана

Влиятельный сановник и ревностный конфуцианец Ван Ман (45 год до н. э. - 23 год н. э., родственник одной из императриц, отчетливо осознавал необходимость реформ. При этом он прекрасно понимал, что ничтожные потомки У-ди не смогут их осуществить. Необходимо было пойти на решительный шаг. В 8 году Ван Ман низложил малолетнего правителя Ин-ди и провозгласил себя императором, родоначальником новой династии Синь.

Придя к власти, Ван Ман приступил к радикальным реформам. Основное содержание их сводилось к тому, чтобы уменьшить влияние местных «сильных домов» и упрочить государственную власть.

В качестве первой и главной меры все земли в стране были объявлены государственными. Свободная купля-продажа их была строго воспрещена. Конфискованные таким образом земли предназначались для распределения между всеми земледельцами страны по принципу «цзин-тянь» - «каждый пахарь имеет свое поле».

Центральное поле в квадрате из девяти участков, размером в 100 му (один му - 1/16 гектара или около 225 м²) обрабатывалось восемью земледельцами совместно в пользу казны. За это каждый из этих восьми получал окраинные поля по 100 му в качестве личного надела. При таком подходе не оставалось места посредникам между земледельцами и казной.

Кроме реформ в сфере землевладения и землепользования Ван Ман издал специальный указ о ликвидации частного рабства, запрещении купли и продажи рабов. Отныне они приобретали статус «зависимых людей». Одновременно усиливалось значение государственного рабства. В казенных рабов стали обращать всех государственных преступников.

Специальным указом Ван Ман снова ввел утратившие силу государственные монополии на вино, соль, железо и кредиты. В оборот были пущены новые по форме монеты. Выпуск их также стал монополией государства.

Реформы Ван Мана были вполне разумными. При умелом проведении в жизнь они могли вывести страну из состояния кризиса. Но слишком резкое и энергичное внедрение их вызвало сильное сопротивление. Это породило экономический хаос, сумятицу и расстройство. Возможно, Ван Ман со временем сумел бы преодолеть трудности и навести порядок, сделав при этом необходимую корректировку реформ.

Однако вмешалась стихия. В 11 году река Хуанхэ внезапно изменила свое русло. Грандиозная катастрофа привела к гибели сотен тысяч людей, затоплению возделываемых полей, разрушению поселков и городов. Для народа, да и самого Ван Мана, это означало одно - великое Небо недовольно реформами. Император вынужден был отменить значительную часть изданных им указов.

Противники реформ ликовали, остальные перестали надеяться на изменение к лучшему. Кризис продолжал углубляться. Массы разоренных крестьян бежали с насиженных мест, объединялись в отряды и поднимали восстания, следовавшие одно за другим. Наиболее заметным из них стало начавшееся в 17 году восстание «краснобровых», участники которого красили брови в красный цвет.

В 23 году Ван Ман был свергнут и убит. К власти пришел Лю Сю, представитель одной из ветвей династии Хань. Поскольку Чаньянь был полностью разрушен в ходе восстания «краснобровых», столицу перенесли на восток, в город Лоян. Восстановленная династия вошла в историю под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань.

 








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.