Смеси, независимо от спектрального состава излучений.
Цветовые круги различных конструкций стремятся к равнопороговому соотношению всех цветов, каждый из которых представляет усредненный цвет определен- ной части спектра. Дополнительные цвета в таких кругах располагаются на концах диаметра круга, а первичные отстоят друг от друга на 120°. Поэтому такие круги удобно использовать в практической работе как основу для упорядочения цветовых множеств и поиска гармоничных цветовых сочетаний, о чем подробнее будет сказано в последующих лекциях. Как пример можно привести шестичастный цветовой круг Гете, который был не только великим поэтом, но и серьезным естествоиспытателем и глубоко исследовал проблемы восприятия цвета (рис. 2.6).
Очень удобен для цветового проектирования 12-частный круг немецкого художника и педагога Иоханнеса Иттена (рис. 2.7).
На основе кругов с условным делением на небольшое количество наиболее значимых
цветов создаются круги с более тонким делением на большое количество оттенков: 18
частный, 24-частный, 36-частный. Ранние конструкции цветовых кругов, в том числе
названные, опирались на практическую деятельность художников, то есть на
субтрактивное смешение, поэтому в них основными цветами являются красный, желтый
и синий и выделяются пары дополнительных цветов, соответствующие этому типу
смешения. Позже появились конструкции, в которых пары диаметрально
расположенных цветов больше соответствуют аддитивному типу смешения.
Некоторые современные модели построены на двух диаметральных парах: красный — зеленый и синий — желтый. В этих моделях зеленый определяется как четвертый основной цвет в соответствии с теорией Геринга (см. об этом подробнее в лекции 4). Таков, например, 16-частный цветовой круг В.М. Шугаева. Конструкция не принимается многими художниками-живописцами, но применение этого круга в цветовом проектировании дает хорошие результаты, поэтому его как отправную точку поиска гармоничных цветосочетаний используют дизайнеры и художники текстильной промышленности. Кроме круга, для графического изображения системы цветов, основанной на триаде красный — желтый — синий, используется равносторонний треугольник (рис. 2.8). В его вершинах помещаются основные цвета, в центре каждой из сторон — дополнительные к ним смешанные цвета. Деление можно продолжить, поместив в промежутки цвета, полученные смешением соседних основных и дополнительных цветов, так что в принципе расположение цветов в треугольнике ничем не отличается от расположения в круге. Аналогично круг, основанный на парах красный
— зеленый и синий — желтый, можно заменить квадратом (рис. 2.9).
Дата добавления: 2017-01-17; просмотров: 1273;