Главки, врезы и лиды
Выше говорилось о тесных связях критики с журналистикой. Развиваясь в параллельных плоскостях, эти гуманитарные сферы испытывают взаимовлияние, и критик с необходимостью должен учитывать законы и тонкости журналистского мастерства. В современной прессе особое внимание принято уделять архитектонике, комбинаторикеивёрстке печатного текста. Естественно, дизайн, подача и расположение материала на газетной или журнальной полосе – забота соответствующего специалиста в области типографики. Но и критик может плодотворно подключиться к этому процессу на каждом из его этапов.
Прежде всего, он может придать своему тексту наиболее читабельное обличие с помощью разумного членения его на отдельные главки. Начиная со второй половины ХХ века, в периодике дурным тоном считается так называемый «серый текст». Под этим понятием понимается однообразная поверхность непрерывного текста, разделённого лишь красной строкой абзацев и воспринимающегося как скучный фон. При восприятии такого однотонного потока слов глаз читателя устаёт и как бы «замыливается», теряет чувствительность. Моторная и зрительная память с трудом запоминает такой нерасчленённый, синкретичный материал, остро нуждающийся в структурировании.
Чтобы избежать этих неблагожелательных последствий, критику стоит озаботиться тем, чтобы разбить статью или обзор на отдельные фракции, предварив их по возможности яркими и точными дополнительными названиями. Такого рода вкрапления иногда называют главками, хотя надо признать, что этот термин во многом условен. Этот простой приём не только приводит в порядок архитектонику публикации, конкретизирует авторскую задачу, дисциплинирует автора, но и способствует повышению читабельности. Поэтапное ознакомление с текстом обычно идёт на пользу его верному и глубокому усвоению.
Важную роль в формировании газетно-журнальной полосы играет применение врезов и лидов. Опытный критик сам озаботится выигрышной подачей своего текста. Врезом обычно называют информационно насыщенный фрагмент текста, который отделяется от остального объёма с помощью шрифтового решения, линеек, отбивок и проч. В этой внятно выделяющейся на общем фоне части публикации речь может идти о биографии главных фигурантов статьи, о предыстории обсуждаемого вопроса (например, если автор подключается к продолжительной дискуссии), о параллельных явлениях в смежных областях (других родах искусства) и т. п. Чаще всего врез врез помещается в начале материала и по времени несколько отстоит от основного изложения событий, но логически сопутствует ему.
Разновидностью подобного рода выделений называются лидами (от английского: to lead – вести). Считается, что задача лида – заинтересовать читателя, вести его за собой, приковывать внимание. Нужно заметить, что в отличие от вреза лид, как правило, лишён информационной обстоятельности, он компактнее, формулируется предельно броско и может появляться не только в начале, но и в середине, в конце или на полях статьи. Содержанием лида могут стать наиболее важные мысли, яркие обороты речи, существенные факты, цитаты или шутки.
В журналистской практике встречаются и другие способы выделения фрагмента: окно, фонарь и т. п. Разумеется, критику не обязательно разбираться в этих профессиональных тонкостях, тем более что многие из них имеют локальное хождение, применение (в конкретных изданиях их понимают по-разному) и почти сленговое звучание. Но если он окажется в курсе этих специальных средств журналистской выразительности, то это вряд ли ему помешает.
Успех в этом деле приносит также грамотный подбор иллюстративного ряда. Ответственность за это, понятно, несут представители оформительской профессии: художники, дизайнеры, бильд-редакторы, изготовители макетов, но никто не мешает критику подключиться к этому делу: он больше других владеет материалом, находится, как говорят, «в теме» и способен оказать неоценимую помощь в подборе фотографий, рисунков, графиков, схем и другого визуального материала
Хорошего результата можно добиться с помощью грамотного расположения цитат: всегда выигрышно смотрится гармоничное чередование стихотворных вкраплений и прозаических комментариев к ним. Прозу в качестве цитаты также желательно выделять средствами шрифтового решения, комбинируя гарнитуру, кегль, начертание шрифта, поля, разнообразные отбивки, линейки и проч. Словом, даже в такой, казалось бы, технической и второстепенной сфере присутствуют немалые возможности, которыми отнюдь не стоит пренебрегать.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1187;