Антикоррупционный механизм системы АС
Вполне естественным представляется вопрос: не является ли коррупцией предусмотренное в системе АС поощрение чиновников и депутатов, а также иных государственных служащих, получающих вознаграждение в зависимости от того, в какой степени они способствовали социально-экономическому развитию подведомственного региона?В том числе, речь идёт о членстве чиновников в кооперативе, куда такой служащий отдал в доверительное управление свой пай.
В связи с изложенными в предыдущем разделе тремя способами, позволяющими оплачивать вклад государственных служащих в развитие региона исключительно по результату: а) членство в потребительском кооперативе, который является учредителем ООО «Кластер»; б) через региональный и муниципальный бюджет, где открывается парная статья доходов и расходов, причём доходами служат отчисления от деятельности ГБУ как учредителя ООО «Кластер», а расходами – премиальные выплаты государственным служащим в зависимости от их вклада; в) особый способ оплаты труда по результативности и эффективности, – возникает вопрос: не присутствуют ли здесь элементы коррупции?
Следует точно сформулировать вопросы по каждому из способов оплаты госслужащих и дать развёрнутые ответы, не оставляющие неясностей юридического характера. Пункты, прописанные в федеральном законодательстве и касающиеся особого способа оплаты труда государственных служащих по критериям результативности, здесь не рассматриваются, поскольку коррупцией по определению являться не могут.
Рассмотрим возможность для госслужащего получать средства на свой пай в потребительском кооперативе.
Формулировка вопроса. Противоречит ли ограничение права (запрет) для гражданского служащего на ведение предпринимательской деятельности через доверенных лиц, изложенное в подпункте 3) пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нормам главы 53 Гражданского кодекса РФ, предписывающих возможность для лица, передавшего имущество (в рассматриваемом случае акции, паи, доли в складском либо уставном капитале) получить в результате деятельности управляющей организации доход не меньший, чем в случае общегражданского оборота при использовании переданного в управление имущества?
Ответ.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует ряд ограничений и запретов, связанных с гражданской службой. В частности, в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 17 упомянутого закона, гражданскому служащему в общих случаях запрещается «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц». Для того, чтобы, как утверждается в пункте 2 статьи 17, владение акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций не приводило или не могло привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему акции, доли участия, паи в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Термин «конфликт интересов», в трактовке части 1 статьи 19 упомянутого закона, трактуется как «ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».
В свою очередь, в соответствии счастью 3 стать 19 упомянутого закона, под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 приведённого Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Таким образом, речь идёт исключительно о ситуации, когда гражданский служащий исполняет свои обязанности и может получать в этот период дополнительное (трактуемое как «неосновательное») обогащение, связанное с владением акциями, паями, долями в уставных или складочных капиталах. На период прохождения государственной службы такие акции, паи, доли следует передать в доверительное управление.
Кто может стать доверительным управляющим и на каких условиях?
Данные вопросы рассматриваются в главе 53 Гражданского кодекса РФ. Статья 1015 ГК РФ поясняет, что «в случаях, предусмотренных законом» (в рассматриваемом случае – законом «О государственной гражданской службе») доверительным управляющим может быть коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), то есть в рассматриваемом случае ООО «Кластер», в состав учредителей которой входит потребительский кооператив, пайщиком которого, но не членом Совета или Правления, является государственный служащий, или некоммерческая организация (за исключением учреждения), например потребительский кооператив, членом которого является госслужащий. При этом, на основании пункта 3 упомянутой статьи, «доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом», то есть: весь доход, возникающий у учредителя управления (гражданского служащего, передающего в доверительное управление акции, паи, доли) должен быть сохранён непосредственно за таким учредителем.
Управляющий может при этом получать вознаграждение, размер и форма которого предусматриваются в договоре доверительного управления на основании статьи 1016 ГК РФ. В таком договоре устанавливаются размер вознаграждения и право на возмещение необходимых расходов, произведённых при доверительном управлении, за счёт доходов от использования переданного в управление имущества (статья 1023 ГК РФ).
На основании статьи 1020 ГК РФ, доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. На основании статьи 1022 ГК РФ, в случае, если доверительный управляющий не проявил при доверительном управлении «должной заботливости об интересах (…) учредителя управления, (он) возмещает учредителю управления (…) упущенную выгоду».
Под упущенной выгодой, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 15 ГК РФ, понимаются недополученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. В рассматриваемом случае, не проявление «должной заботливости» со стороны организации, осуществляющей на правах собственника (ст. 1020 ГК РФ) доверительное управление акциями, паями, долями государственного служащего, особенно в условиях, когда такая организация получила доход за счёт управления переданным имуществом и одновременно не перечислила весь этот доход, за вычетом своего вознаграждения и компенсации убытков за обслуживание – рассматривается как право государственного служащего требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (статья 15 ГК РФ).
В совокупности, приведённые статьи ГК означают, что доверительный управляющий (ООО «Кластер» или потребительский кооператив):
-обязан обеспечить для учредителя управления (государственного служащего, передающего акции, паи, доли капитала) выгоду от использования передаваемого в управление имущества;
-в случае отсутствия такой выгоды, возместить её в полном объёме как «упущенную» (особенно в случае, если коммерческая или некоммерческая организация получила доход за период управления передаваемыми государственным служащим в управление акциями, паями, долями);
- получить предусмотренное в договоре вознаграждение за счёт использования переданного в управление имущества (акций, паёв, долей в ставном или складочном капитале).
Таким образом, передавая в доверительное управлении принадлежащее ему имущество, государственный служащий может получить от коммерческого использования такого имущества материальную выгоду, гарантированную обязанностью доверительного управляющего вести предпринимательскую деятельность, обеспечивающую такую выгоду.
В то же время, подпунктом 3) пункта 1 статьи 17 закона «О государственной гражданской службе Российской федерации» установлено, что гражданскому служащему «запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц». Данное положение не применяется в части, когда акции, паи, доли в капитале передаются государственным служащим в доверительное управление на основании закона.
В случае передачи имущества в доверительное управление, доход государственного служащего фиксируется в виде отдельного баланса в организации, осуществляющей доверительное управление, которая предоставляет, в соответствии с договором управления, соответствующий отчет (пункт 4 статьи 1020 ГК). Такой доход может быть выплачен в полном объёме после прекращения государственным служащим своих полномочий, вместе с возвратом предоставленных в доверительное управление акций, паёв, долей в капитале. Это означает, что передача государственным служащим в доверительное управление коммерческим либо некоммерческим организациям паёв, долей, акций является осуществлением им коммерческой деятельности через доверенных лиц с отложенной выплатой вознаграждения, отнесённой к периоду, когда правообладатель пая, переданного в управление, уже не будет являться государственным служащим).
Поскольку ГК РФ имеет юридическую силу более высокую, чем закон «О государственной гражданской службе в РФ», норма подпункта 3) пункта 1 статьи 17 упомянутого закона, в случае передачи имущества государственного служащего в доверительное управление, запрещающая такому служащему заниматься предпринимательской деятельностью через доверенных лиц, должна быть признана ничтожной и противоречащей федеральному законодательству. Одновременное применение норм ГК РФ и упомянутого закона не представляется юридически возможным, в связи с чем:
-государственный служащий обязан передать принадлежащие ему акции, паи, доли в складском или уставном капитале в доверительное управление коммерческой либо некоммерческой организации;
-государственный служащий может получить доход, связанный с использованием его имущества, переданного в доверительное управление (либо компенсацию упущенной выгоды, если доход получен в объёме меньшем, чем в случае общегражданского оборота такого имущества, и организация, осуществляющая доверительное управление, не проявила «должной заботливости» в отношении имущества госслужащего). Выплата дохода предполагается только после завершения лицом, передавшим имущество в управление, исполнения им обязанностей государственного служащего.
Таким образом, предполагается исчерпывающий ответ: государственные служащие имеют право передавать свои паи в потребительских кооперативах в управление этим же кооперативам, с выплатой дохода после того, как перестанут осуществлять должностные полномочия.
Вопрос второй: как деятельность госслужащих, чьи паи находятся в управлении потребительского кооператива, соотносится с законом о коррупции?
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 778;