Психологические теории юности
Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
1. Новообразования юношеского возраста
Новообразованием юношеского возраста являются пассивные и активные притязания на внутреннюю взрослость.
Положение Л.С. Выготского о единстве внешнего и внутреннего, о переходе интерпсихического в интрапсихическое является ключевым для понимания формирования внутренней взрослости как ведущей для юношеского возраста из внешней, являющейся уже базовой для юношеского возраста. Притязания на взрослость в юношеском возрасте связаны с умением личности самостоятельно определять свой жизненный путь и свое место в обществе, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а также со стремлением личности к творческой активности, расширению границ своего «Я» и самореализации.
Доминирующую позицию в юношеском возрасте занимает активное стремление юношей строить свое поведение на основе интериоризованного образца взрослости (внутренняя взрослость). Наряду с этим в данном возрасте сохраняется подростковое желание выглядеть и считаться взрослым в глазах у сверстников (внешняя взрослость).
Таким образом, юноши, с одной стороны, интегрируют требования, выдвигаемые обществом, а, с другой стороны, учитывают свои возможности и желания для построения личностного поведения в конкретных объективных условиях.
Юношеский период является именно тем периодом развития, когда «взрослость» начинает доминировать над «детскостью» и постепенно вытесняет ее.
Юность - период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится
самоопределение, профессиональное и личностное.
2. Развитие личностной идентичности
По мере того, как интеллект, в своем развитии, достигает уровня формальных операций, подростки и юноши начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личностную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности главной задачей отрочества - юности.
Кроме самопознания, источниками идентичности для подростка и юноши служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу - интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.
Дж. Марсиа ( J . Marcia , 1980) модифицировал концепцию Э. Эриксона, выделив четыре основных варианта или состояния формирования идентичности. Этими четырьмя вариантами, или статусами идентичности являются предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Предрешенность - статус идентичности тех юношей и девушек, кто принял на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений (не проходя через кризис идентичности). Выбор был предрешен заранее и определялся скорее родителями или учителями, нежели самостоятельно.
Диффузия - статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких решений. Они не испытали кризиса и не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса. Они просто избегают подобных вопросов.
Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Молодые люди в этом статусе все еще заняты «поиском себя».
Достижение идентичности - статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора. В результате, они сами выбирают работу и стремятся жить, придерживаясь сформулированных для себя нравственных правил. Достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием. Доля людей со статусом достижения идентичности увеличивается с возрастом.
Старшеклассник на пороге истинной взрослости весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.
3. Становление мировоззрения. Формирование моральных, нравственных ценностей и идеалов
Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение - это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее.
Второй способ существования связан с появлениемрефлексии. Развитая рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Рефлексия на человечество в целом, его прошлое, настоящее и будущее характеризует личность как состоявшуюся.
Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов.
Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду.
Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 2128;