Социальных позиций помещиков (служилого дворянства).

Опричнина» (1565-1572 гг), внешняя политика, культура.

Реформы эпохи Ивана IV Грозного.

После Василия III на великокняжеский престол был возведен трехлетний Иван IV (1533—1584).

В 1533—1546 гг.при малолетнем Иване регентом была его мать Елена Глинская (1533—1538).Борьба боярских группировок (Глинских, Шуйских и Вельских) за власть привела к ослабле­нию центральной власти, произволу кормленщиков, «оскудению» дворянства. В стране назревало общее недовольство. Социально-политическая обстановка требовала решительных перемен для укрепления авторитета верховной власти.

Внутреннюю политикуРоссии в середине — второй половине XVI в. определяли три линии, направленные на укрепление:

— централизации управления;

— самодержавия;

социальных позиций помещиков (служилого дворянства).

В январе 1547 г.достигший совершеннолетия 17-летний Иван Васильевич официально принял новый титул — царь.Церемо­ниал обряда разработал митрополит Московский Макарий.Вен­чание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля — великий князь из рук митрополита получил символы верховной власти — украшенные золотом и драгоценными каме­ньями шапку Мономаха, скипетр (жезл), державу (шар с крестом) и бармы (оплечья). Ритуал подчеркивал божественность верхов­ной власти и ее освящение церковью.

Венчание на царство — крупнейшее государственное преобразо­вание, нацеленное на внутриполитическое укрепление России и усиле­ние ее международного авторитета. Принятие царского титула:

— позволяло выделить Ивана IV из среды князей и бояр;

— было официальным актом начала правления нового государя;

— подчеркивало самодержавный характер власти в стране;

— указывало на преемственность власти русского царя от ви­зантийских императоров (царь — кесарь);

— возводило Россию в ранг западно-европейских имперских держав, так как русское слово «царь» соответствовало европей­скому титулу «император».

Венчание на царство не предотвратило усиления политиче­ского кризиса:

летом 1547 г.— из-за «великой засухи» возникли голод и пожары (выгорела почти вся деревянная Москва), в столице и других городах вспыхнули восстания, которые Боярской думе с трудом удалось погасить;

— среди горожан распространилось «Новое учение» — ересь, созданная бывшим беглым холопом Феодосией Косым.Он вы­ступал за социальное равенство и призывал к неповиновению властям.

В обстановке роста народного недовольства выявилась необ­ходимость объединения высших сословий, укрепления верхов­ной власти, центрального и местного аппарата управления.

Во внутренней политике 1550-хгг. обозначилась тенденция к установлению временного союза между царем, боярами и дво­рянами.

На политический курс Ивана IV влияли доверенные лица, про­исходившие из разных слоев высших сословий:

А. Ф. Адашев— думный дворянин (с 1553 г. окольничий), глава Челобитной избы (контрольного органа и фактически личной канцелярии царя);

протопоп Сильвестр— священник Благовещенского собора, ду­ховник Ивана; митрополит Макарий;

князь А. М. Курбский;

дум­ный дьяк Посольского приказа И. М. Висковатый.

Круг этих лиц не имел официального, правового статуса и не являлся прави­тельственным органом. В историю России ближайшие советни­ки царявошли как Избранная Рада.

В конце 1540—1550-е гг.проводились политико-администра­тивные реформы. Это время историки называют «периодом поли­тики компромисса» согласия в проведении мер, необходимых для бояр и дворян. Первым проявлением этой политики стал со­зыв Земского собора.

В феврале 1549 г.в царских палатах в Кремле состоялось пер­вое совещаниепредставителей разных социальных кругов: бояр, верхушки духовенства, столичных дворян и богатейших купцов — Собор примирения.Молодой царь обвинил бояр во многих зло­употреблениях, чинимых в его малолетство, однако закончил речь призывом к взаимному христианскому прощению и объ­явил о начале реформ.

Совещание 1549 г. положило начало практике созывов собра­ний представителей разных сословий для решения важнейших госу­дарственныхдел: о финансах, войне или мире, о выборе главы государства во время междуцарствия и тому подобных вопросах. С середины XVI до середины XVII в. соборы созывались более 50 раз и, следовательно, в это время Россия представляла собой сословно-представительную монархию. Такое политическое устрой­ство было характерно не только для России, но и для многих за­падно-европейских государств (в Англии — двухпалатный пар­ламент, во Франции — Генеральные штаты).

Итоги первого Собора:

— создан новый орган высшей и центральной власти — Зем­ский собор— из представителей боярства, духовенства, дворян­ства, купечества;

— принято решение о составлении нового свода законов;

— одобрены намеченные Избранной Радой реформы.

В 1550 г.был принят новый общероссийский свод законов — Судебник. В его основу положили Судебник 1497 г., внеся ряд из­менений, чтобы создать более твердый порядок в системе судо­производства. Закон ограничил права наместников при судеб­ных делах дворян, ввел наказания за должностные преступления (взяточничество), отменил налоговые льготы монастырям.

В отношении крестьянства Судебник усилил степень их за­висимости от землевладельцев- получивших право следить за по­ведением крестьян. Статья 88 подтверждала положение Судебника 1497 г. о «Юрьеве дне осеннем», т. е. ограничении права пере­хода крестьян к новому владельцу земли двумя неделями до и после 26 ноября. Увеличивалась плата «за пожилое», оговарива­лись размеры других выплат и пошлин.








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 476;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.