Культура России в XVI в.

В культуре России в XVI в.:

- с одной стороны, сохранились на­циональная самобытность и преемственность с культурой пред­шествовавшего периода, а

- с другой — в связи с изменением со­циально-политических условий проявились и новые черты:

— образование многонационального государства обеспечива­ло взаимовлияние и синтез культур разных народов — культура России все больше приобретала многонациональный характер;

— укрепление централизации управления, складывание раз­ветвленного административного аппарата усложняло делопро­изводство и влекло за собой изменение в технике письма (на сме­ну уставу и полууставу пришла приказная скоропись) и использо­вание более дешевого, чем пергамен, писчего материала — бумаги, которая привозилась из Западной Европы уже с XIV в.;

— формирование самодержавия, укрепление позиций дво­рянства, усиление закрепощения крестьян углубляло «пропасть» между разными социальными слоями — особенно это проявля­лось в образовании, доступном лишь детям из привилегирован­ных сословий и купцов;

— закрепление монопольного влияния православной церкви от­разилось на всех сторонах культурно-идеологической сферы: об­разование сохраняло церковный характер (школы организовыва­лись при монастырях, учителя набирались из духовенства, учеб­ными пособиями являлись богослужебные книги) и оставалось на начальном уровне (письмо, чтение, счет и Закон Божий).

Увеличение количества грамотных людей и повышение инте­реса к чтению вызвали главную новую черту — начало книгопеча­тания. В 1553-1554 гг. появились первые типографии, но их со­здатели неизвестны, а 7 изданий — анонимы — не подписаны и не датированы. Через 10 лет на казенные средства была создана государ­ственная типография — Московский печатный двор. Поэто­му хронологической вехой начала книгопечатания в России тра­диционно считается 1563 г.

В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец, обученные датским мастером, опубликовали «Апос­тол», в 1565 г. — «Часослов» (сборник ежедневных молитв) и в 1574 г. во Львове первый русский букварь — «Азбука». В XVI в. типографским способом издано 20 книг. Основная часть книг оставалась рукописной.

Устное народное творчество (сказания, песни)в целом одобри­тельно оценивало Расширение территории государства (взятие Казани, походы казаков в Сибирь), воспевая героизм и мужество воинов, но крайне негативно отзывалось о насильственных дейст­виях опричников и жестокости Грозного царя. Пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» явилась прямым следствием указа о заповедных годах.

Для литературы XVI в. как и прежде, были характерны пять жанров: историческая повесть, житие, хождение, летопись и хро­нограф. Однако письменные произведения (независимо от жанра) все больше приобретали светский и публицистический характер.

Политико-полемическую цель имели сочинения Ивана Пересветова «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане» и др., излагавшие программу необходи-мых России со­циально-политических преобразований. Будущее России И. Пересветов видел в укреплении самодержавной власти, опирающейся на дворян, продвигающихся по службе не по знатности или бо­гатству, а в силу личных: заслуг перед царем.

Полемическая направленность характеризовала переписку Ивана Грозного с бывши: ы его соратником князем Андреем Курб­ским. Царь отстаивал право самодержавно править, а князь — ин­тересы родовитого боярства.

Публицистический и нравственно-этический характер имел «Домострой» протопопа Сильвестра — свод бытовых правил и моральных норм.

Исторические повести отражали реальные военные события {«Казанское взятие», «Охождении Стефана Батория на град Псков») иполитическую борьбу в период становления самодержавия «История о великом князе Московском» Андрея Курбского).

Историко-биографичеокий характер имела «Степенная книга царского родословия» — портретная галерея великих русских кня­зей и митрополитов (от Владимира Святого до Ивана Грозного). Книга предлагала первый опыт периодизации русской истории. Она делилась на 17 степеней (ступеней). Каждая охватывала годы правления князя и высшего русского иерарха, доказывая единство светской и духовной властей, а также преемствен-ность власти московского царя от киевских великих князей.

Житияпричисленных к лику святых церковных деятелей и князей в середине XVI в. митрополит Макарий объединил в 12-том­ный сборник «Великие Четьи Минеи» (чтения по месяцам). Во второй половине XVI в. подготовка житийных произведений ве­лась под контролем митрополитов (с 1589 г. — патриархов). Структуру, стиль и манеру изложения регламентировали реше­ния церковных Соборов.

Хождения все более приобретали светский характер — повес­ти русских послов, «отписки» землепроходцев, «статейные спис­ки» и др.

Летописи окончательно приобрели общерусский характер и стали острым идейно-политическим оружием. В новых сводах информация исторических источников подвергалась переработ­ке, отражавшей борьбу за становление самодержавия. Истори­ческие и современные события получали официальную оценку, оправдывавшую действия московского царя. Наиболее полный свод сведений по русской истории до 1558 г. содержала Никонов­ская летопись.

Приказная документация и тексты царских речей вошли в «Ле­тописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» — панегирик Ивану Грозному.

На основе Никоновской летописи был составлен грандиоз­ный 10-томный «Лицевой летописный свод», содержавший16 ты­сяч миниатюр («лиц»). Историки предполагают, что редактор­ская правка в последних двух томах о времени правления Ивана IV написана рукой царя.

Хронограф 1512 г.— новая попытка изложения русской исто­рии на фоне всемирной. В нем Россия представлена продолжа­тельницей Римской империи.

Для литературы XVI в. характерны патриотизм, политическая и нравственно-этическая публицистичность, идейное обоснова­ние политики московского царя, направленной на укрепление самодержавия.

АрхитектураXVI в. сохранила традиции предшествующего пе­риода. По образцу Успенского собора Московского Кремля строи­лись пятиглавые крестово-куполъные храмы в монастырях и глав­ные соборы в провинциальных городах.

В то же время возник новый архитектурный стиль — шатровое строительство, возрождавшее традиции деревянного зодчества: церковь Вознесения в селе Коломенское и Собор Покрова на рву у стен Кремля {Храм Василия Блаженного по имени юродивого, похороненного под одним из его приделов), возведенный зодчи­ми Бармойи Постникомв честь взятия русскими войсками Каза­ни. Шатровые храмы украсили ряд русских городов.

В ремесленных слободах строились небольшие каменные или деревянные одноглавые посадские храмы, посвященные святому — покровителю данного вида ремесла.

В середине XVI в. продолжалось фортификационное (крепост­ное) строительство. Крепости — Кремли — появились в Колом­не, Нижнем Новгороде, Туле и других, важных с точки зрения обороны, городах.

В Москве в 1530-х гг. итальянский архитектор Петрок Малойвозвел вторую линию укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. В1585—1593 гг. под руководством русского зодчего Федора Конябыла сооружена третья линия каменных стен вокруг Москвы — Белый город (ныне Буль­варное кольцо). В конце XVI в. построили еще одну линию внеш­них укреплений Москвы — деревянные стены на Земляном валу «Скородом» (ныне Садовое кольцо).

В живописитворчество Андрея Рублева Стоглавый собор утвер­дил как обязательный образец.

Его традиции творчески развивал Дионисий(начало XVI в.). Иконы и фрески этого мастера наполнены ярким, праздничным колоритом, изысканностью и утонченностью письма, что дости­галось путем удлинения пропорций человеческого тела и тща­тельной отделкой всех деталей.

В иконописи XVI в. сложилась общерусская живописная шко­ла, имевшая московскую основу.

Церковный собор 1553—1554 гг. разрешил изображать на ико­нах лица царей и князей, а также реальные события — появились исторический портрет и бытийное письмо. Так, на фресках Бла­говещенскогособора, построенного еще в конце XV в., рядом с традиционными ликами святых изображены «портреты» вели­ких русских князей, византийских императоров, поэтов и мысли­телей античности: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др.

Внедрение бумаги как основного писчего материала повлияло на технику и колорит книжной миниатюры. Внешне она походи­ла на акварель. Изменилось и содержание миниатюр. В них все чаще появлялись «бытийные» сюжеты как следствие общей тен­денции к обмирщению культуры.

Выводы:

В XVI в. русская культура сохранила свой самобыт­ный характер и национальные традиции.

Образование единого многонационального государства со­здало благоприятные условия для дальнейшего культурного воз­рождения и складывания многонациональной общерусской культуры.

Хотя церковь сохраняла монопольное влияние на все стороны социокультурной жизни, в литературе (особенно в публицисти­ке) и в живописи зародилось стремление к обмирщению культу­ры. Оно проявлялось в обращении творцов к острым обществен­ным проблемам и к реальным историческим событиям.

"Смутное время" в Московском царстве (1598-1618 гг): причины,








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 601;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.