Прародина славян и их этногенез.
Ученые выдвигают несколько версий прародины славян и их этногенеза*.[* Этногенез — происхождение народа: начальные этапы его возникновения и его дальнейшее формирование; это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий]. Но основой большинства теорий является древнейший русский письменный памятник — летопись «Повесть временных лет», в которой монах Киево-Печерского монастыря Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя — Иафету. Именно Иафет после раздела земель с братьями получил в удел Северные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые римлянами, славяне были вынуждены переселиться на новые места — на Вислу и Днепр.
«Дунайской» версии прародины славян придерживался русский историк С. М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.
Ученик С. М. Соловьева — историк В. О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине.
Часть отечественных ученых склонялась к «дунайскому» происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находи-лась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность — в Среднем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.
Б. А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытался объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы.
В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения:
- согласно одной таким районом была территория между Одером (Одрой) и Вислой — Одерско-вислянская теория;
- по другой — это был район между Одером и Средним Днепром — Одерско-днепровская теория (М. С. Шумилов, С. П. Рябикин).
В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения. По-видимому, выделение славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию.
Античные (I—II вв.) и византийские (VI—VII вв.) авторы упоминают славян под разными именами: венеды, анты, склавины.
К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению наро-дов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло мощное государство — Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи (просуществовало до 1453 г.).
В Западной Европе в V—VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые «варварские» королевства — Франкское, Вестготское, Лангобардское и др.
В VI в. славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основным направлениям: на юг — на Балканский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную.
Природные условия.
На складывание и развитие государства определяющее влияние оказывает ряд факторов: географическое положение, климатические и природные условия.
Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.
Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. Вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. В лесу жители скрывались от нашествия врагов.
Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.
Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь «из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них — с Византией.
Другой международный речной путь — «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».
Территория восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В VI—IX вв. они объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.
В Повести временных лет рассказывается о расселении славянских племен. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 100-200 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя в свою очередь состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию.
Рассказ летописи о расселении славян был подтвержден археологическими раскопками. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на побережье Днепра — древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Соть и ее притокам — радимичи.
Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточных славян. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос о происхождении термина «Русь» и сегодня.
Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманнское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и X. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «русь», и это обусловило название его новых владений. Хотя надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.
Некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности.
В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь — это название одного из славянских племен.
Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.
Соседями восточных славян (конец IX в.) были:
1) на западе:
— балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.;
— западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);
2) на северо-востоке — угрофинские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;
3) на Нижней Волге — хазары;
4) на востоке — волжские болгары;
5) на юге в Причерноморье— печенеги и другие тюркские племена.
Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни.
Экономическое развитие. Сохранившиеся литературные памятники и археологические находки свидетельствуют о том, что славяне еще до своего расселения по Восточно-Евро-пейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия и осваивали новые. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда учас-ток земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия:
- вырубали и раскорчевывали участок леса,
- деревья сжигали,
- золой удобряли землю и также использовали два-три года,
- затем расчищали новый участок.
На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.
В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с железным наконечником — лемехом.
В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были в основном охота, рыболовство и бортничество.
Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо, из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались.
Производство глиняной посуды в VIII—IX вв. сделало большой шаг вперед. На смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гончарного круга.
Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.
Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.
Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). В. О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину — десятину.
Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.
С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой — страной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.
Появились первые княжества:
- Куябия (Куяба — вокруг Киева),
- Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде).
Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 984;