Так и историю развития самой исторической науки.
История как наука.
В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г.
История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают:
- материальные источники или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др.;
- письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д.
«Отраслевая» история:
- история политических институтов, партий, церквей и т.п.;
- история культуры, науки, техники;
- история экономики;
- история международных отношений;
- исторические биографии;
История повседневности.
Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются:
- источниковедение;
Вспомогательные исторические дисциплины.
К вспомогательным историческим дисциплинам относятся:
- историческая география,
- историческая демография,
- ономастика (изучение имен собственных),
- топонимика (изучение географических названий),
- историческое языкознание,
- палеография (история письма),
- геральдика (наука о гербах),
- сфрагистика (изучение печатей),
- дипломатика (наука о документах),
- нумизматика (изучение монет),
- метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса),
- генеалогия (изучение родословных),
Археология (изучение памятников материальной культуры).
Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото, кино, аудио и видеоматериалы.
«Отцом истории» считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до нашей эры. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни наших далеких предков. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов для изучения догосударственной эпохи на территории России очень ценными являются данные археологии. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется
историография, под которой понимают:
- как само описание истории, исторического процесса,
так и историю развития самой исторической науки.
Классиками отечественной исторической науки стали:
- Н.М.Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 томах),
- С.М.Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.),
- В.О.Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.).
После 1917 г. историческая наука был чрезмерно идеологизирована, преврати-лась в «политику, опрокинутую в прошлое», использовалась для воспитания советских людей, особенно молодежи, в духе коммунистических идей. Социалистическое и комму-нистическое строительство в СССР рассматривалось как воплощение исторического прогресса, высочайшее достижение всего предшествовавшего мирового развития.
Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей).
В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основных концепции:
- консерватизм,
Либерализм и
Социализм.
Основные направления истории как науки:
- философия и методология истории, включающее в себя:
а) принципы;
б) способы;
в) формы исторического познания.
- история наций, государств и народов;
- история континентов;
Всемирная история.
Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как:
- научность,
- объективность,
- историзм,
Диалектика.
Очень немногие признаются в своей тенденциозностиили партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизацииистории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию, а также в оценке крупнейших исторических событий, процессов, явлений, деятелей.
Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни.
В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинную,
- рабовладельческую,
- феодальную,
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 630;