ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI - X ВВ.
Проблема происхождения славян (основные теории).
Проблема появления славян на территории Восточной Европы до сих пор вызывает споры историков.
Летописец Нестор в XII в. справедливо указал на славян как на одну из частей “Афетовой” или индоевропейской семьи народов.
1.Еще в дореволюционной русской историографии прародиной славян принято было считать бассейн р. Висла. Этого мнения придерживается и большинство современных ученых. В начале нашей эры славяне
начинают расселение с берегов Вислы по двум направлениям: (1) в сторону верховьев Днепра, Десны и Оки, (2) в Поднепровье. Из Поднепровья с III в. под давлением готов часть славян переселяется на Дунай (образовав там культурно-историческую общность, которую принято называть “южными славянами”). Часть славян оседает на левобережье Днепра.
2. Отечественный историк Б.А. Рыбаков выдвинул собственную оригинальную концепцию происхождения славян. Он считает, что славяне - часть населения, проживавшего под владычеством скифов. Древнегреческий историк Геродот упоминает их под именем скифов-пахарей, а другие античные историки под именем сколотов. Подтверждение своей теории Б.А. Рыбаков усматривает в наличии в русском языке наряду с собственно славянскими слов иранского (скифы - иранцы) происхождения: хорошо (иран.) - добро (слав.), топор (иран.) - секира (слав.), собака (иран.) - пес (слав.). Более поздние события, связанные с нашествием сармат заставили предков славян переселиться на Запад, где и сформировалась общая славянская народность, называемая в древних источниках “венедами” и “антами”.
Расселение восточных славян.
Благодаря самому древнему дошедшему до нас историческому источнику - Повести временных лет нам известны 15 союзов восточнославянских племен, обитавших на землях от Днестра до Ладожского озера и от Вислы до верхней Волги:
Поляне были расселены на территории среднего Поднепровья, в районе Киева (основан примерно в VI в.).
Древляне жили к северо-западу от полян (племенной центр - Искоростень).
Словене - на Ладоге.
Дряговичи - современная Беларусь.
Вятичи жили в лесах по берегам Оки и Клязьмы.
Кривичи - по берегам Западной Двины.
Полочане - южнее кривичей.
Северяне - к востоку от полян (центр - Чернигов).
Радимичи - южнее полян.
Волыняне и бужане - юго-западнее полян.
Природно-географическая среда и хозяйство.
Территория расселения славян характеризовалась равнинным характером и богатством водных путей. Но при этом отсутствовали естественные препятствия для вторжения чужеземцев, что требовало постоянной заботы об обороне.
Сложные климатические условия - резко континентальный климат - обусловили низкую урожайность с/х культур (один из трех урожаев - плохой), поэтому славяне постоянно испытывали необходимость в дополнительных источниках жизнеобеспечения - промыслах: охоте, рыболовстве, бортничестве. Славяне применяли два способа обработки земли: в лесной зоне - подсечно-огневое земледелие, в лесо-степной и степной - перелог.
Однако развитая речная сеть (Днепр соединял Балтику с Черным морем) давала славянам уникальную возможность развивать внутренний обмен и внешнюю торговлю: на торговых путях начали формироваться города как ремесленно-торговые центры.
К IX в. территория проживания славян расширяется на севере за счет угро-финских земель в Приладожье и на верхней Волге и на юге за счет колонизации в VI - VII вв. черноземных степей.
Социальная организация.
В древности славяне жили родовой общиной. Затем осваивая более плодородные земли и применяя более совершенные орудия труда (от рала к лемеху) они начали вести хозяйство силами отдельных семей - родовая община стала преобразовываться в соседскую.
Вторым фактором разложения родовой общины явилось выделение “профессиональных” воинов, занимавшихся грабительскими набегами на соседние земли и прежде всего на Византию.
С вступлением восточно-славянских племен в стадию военной демократии усиливается тенденция к образованию классового общества и государства. Выделяются военные предводители - князья, обладающие уже не только военной, но и административной властью. В качестве реального инструмента власти выступает дружина. Наряду с князем и дружинниками существовали свободные общинники - смерды, люди, занимавшиеся земледелием, но сохранявшие право участвовать в военных походах (мужи - главы семей и взрослые мужчины) и челядь: слуги, сироты, холопы, рабы.
Духовная культура. Религиозные верования.
Религия древних славян - язычество. Наиболее ранние религиозные представления формировались вокруг культа предка (щура).
С развитием военной демократии складывается особое отношение к воинам и воинским ритуалам, в частности - к погребению, во время которого совершалась ритуальная трапеза - тризна, затем тело погибшего или умершего дружинника или князя сжигалось на погребальном костре вместе с его имуществом и над кострищем насыпался ритуальный холм - курган.
С развитием земледелия формируются ритуалы, связанные с земледельческим циклом - праздники сева, уборки урожая и т. п. Складывается пантеон богов, олицетворявших различные природные силы, стихии: боги неба, солнца - Сварог и Даждьбог, боги земли, природы и животного мира - Велес, Мокошь, бог - мироустроитель, воин - Перун и т. д.
Наиболее высоким уровнем развития культуры отличались поляне. Это было обусловлено географическим положением. Их поселения и города располагались на мощной торговой магистрали - пути “из варяг в греки”. Эти поселения и города были не только торговыми, но и ремесленными центрами (гончарное, кузнечное дело). Богатые земельные ресурсы лесостепи позволяли перейти к более эффективной системе землепользования - трехполью. На развитие хозяйства полян повлияла также сравнительная близость мощных культурных центров Хазарии и Византии – военные столкновения и торговые связи с ними или через их территорию способствовали не только развитию военного дела и торговли, но и помогали перенять целый ряд культурных достижений.
Второй по значимости и уровню развития областью расселения восточных славян была земля словен Ильменских, расселившихся вокруг озера Ильмень(после основания Новгорода – Новгородская земля). Эта территория являлась центром речного судоходства, ремесла и торговли. Немаловажную роль играли пушной промысел и рыболовство.
Политическое и экономическое развитие лесной зоны было незначительным из-за невыгодного географического положения, препятствовавшего развитию земледелия и торговли (а значит и ремесла).
Образование государства Русь.
Вопрос о возникновении государства у восточных славян традиционно связывают с двумя проблемами: (1) что положило начало русской государственности и (2) каково происхождение термина “Русь”.
В Повести Временных Лет и других летописных сводах, зависимых от нее, под 862 г. помещено сообщение о призвании на землю словен (ильменских) варяжских князей Рюрика, Трувора и Синеуса. На основе этого летописного сообщения в середине XVIII века историками Байером, Миллером и Шлецером была создана т. н. “норманнская теория”, согласно которой восточные славяне заимствовали государственные институты у скандинавов - норманнов. Согласно этой теории словом “русь” обозначались именно цивилизованные норманны, а славяне представлены как дикие племена, не знающие ни оседлого земледелия, ни ремесла, не имеющие каких либо представлений о праве.
Противоположную точку зрения – «антинорманнскую» сформулировал впервые М.В. Ломоносов в полемике с названными историками. К сер. ХХ века к обоснованию автохтонной теории возникновения государства у славян были привлечены многочисленные письменные и археологические источники. Поиски историков были направлены на уяснение происхождения термина “русь”.
В настоящее время эти споры историков не разрешены окончательно. Происхождение термина“русь” повидимому действительно следует связывать с норманнами, которых другие народы называли «русами» или «ругами» и именно представители этого народа стали первыми русскими князьями. Однако не следует увязывать происхождение термина и государственности. Невозможно механическое перенесение государственности из одной культурно-исторической общности в другую, для “заимствования” государственных институтов должна быть подготовлена почва, то есть должны сложиться социально-экономические и политические предпосылки. К концу IX века на территории расселения восточных славян сложилась система подчинения племенных властей верховным, что и стало предпосылкой формирования ранней государственности. Каждый племенной союз имел главный город. Военный и политический предводитель - князь уже имел “аппарат управления”. Сложилось местное право регулирующее взаимоотношения между свободными общинниками.
Одним центром складывания государственнсти у восточных славян был Киев. С V - VI вв. здесь складывается местная княжеская династия Кия. Киев быстро развивается находясь на выгодном торговом пути (Днепр), благодаря плодородным землям Поднепровья, будучи защищен от набегов внешних врагов лесами.
Другой центр - Новгород. Бурное развитие северных славянских земель обусловлено торговлей, опирающейся на промыслы и ремесло. Новгород был центром племенного объединения, куда возможно входили не только славянские племена. Вероятно власть в Новгороде принадлежала выходцам из южной Прибалтики. Летописный рассказ о призвании иноземных князей может быть объяснен жестокой межплеменной рознью, условием прекращения которой могло стать призвание внешнего правителя - арбитра, а также необходимостью защиты от других варяжских дружин.
Согласно летописи в 862 г. Рюрик, призванный словенами обосновался в Ладоге, а затем “срубил” Новгород. Его братья Синеус и Трувор обосновались в Белоозере и Изборске.
После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла в руки его дальнего родственника Олега - опекуна сына Рюрика - Игоря.
В 882 г. Олег совершил поход на Киев и убив княживших там Аскольда и Дира, объединил два центра государственности, сделав столицей Киев.
Олег (правил с 879 по 912 гг.) установил общую дань для всех подвластных земель, отнял северян и радимичей у Хазарского каганата, обеспечил безопасность торгового пути “из варяг в греки”, вел успешные войны против Византии. К 911 г. относится первый дошедший до нас письменный договор между славянской дружиной Олега и Византией.
Игорь (912-945 гг.) продолжил дело Олега: вел войны против Византии, затем - в союзе с Византией против Хазарии. Отменил беспошлинную торговлю. Собирал единый “налог” - полюдье. Сбор велся с осени до весны, с каждого “дыма” взымались мед, лен, воск, меха. Однако неупорядоченность системы налогообложения, отсутствие четких “тарифов” привела к конфликту Игоря с древлянами, в ходе которого Игорь был убит.
Ольга (945-962 гг.) - жена Игоря жестого отомстила древлянам за смерть мужа, уничтожив их племенной центр - Искоростень. Однако во избежание дальнейших конфликтов она упорядочила взымание дани, четко определив ее периодичностьи размер. В 957 г. Ольга заключила союз с Византией и одной из первых на Руси тайно приняла христианство.
Святослав (962-972 гг.) - сын Игоря и Ольги - вел активную внешнюю политику. В 964 г. разгромил Волжскую Булгарию и взял столицу Хазарии Итиль. Долгое время успешно воевал с Византией на Дунае. Однако Византии удалось спровоцировать печенегов на войну со Святославом. Во время одной из стычек с печенегами Святослав был убит.
Внезапная смерть Святослава привела к распре между его сыновьями, в ходе которой Владимир, бывший наместником в Новгороде, убив брата, занял киевский престол.
Таким образом, на территории расселения восточных славян к концу X века образовалось т.н. «раннее» государство во главе с иноземной династией и с центром в Киеве. Его государственные институты (единая система права, налоги, территориальная целостность) находились еще в стадии формирования, но уже проводилась довольно самостоятельная внешняя политика.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. | | | ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ |
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1171;