Роль хвостатого ядра в психонервной памяти.
Хвостатое ядро участвует в явлениях памяти вследствие функционального взаимодействия между корой и этим подкорковым образованием. Известно, что у кошки очень редкое электрическое раздражение (4—12 в сек.) хвостатого ядра вызывает в коре больших полушарий медленные потенциалы в виде реакции вовлечения и одновременно животное приходит в сонливое состояние: закрывает глаза и не реагирует на внешние раздражения. Более частое же раздражение, наоборот, производит десинхронизацию электрической активности и пробуждение. Если же раздражение еще более сильное, тогда животное вскакивает, двигает головой, мяукает (Бутхузи, 56). При тщательном исследовании электрических эффектов коры в ответ на раздражение хвостатого ядра оказалось, что десинхронизирующее, облегчающее действие простирается по преимуществу на зрительную и слуховую области и это происходит через ретикулярную формацию среднего мозга. Значит, импульсы из хвостатого ядра поступают в это образование и затем, через восходящую активирующую систему, достигают зрительной и слуховой воспринимающих областей коры большого мозга. Одновременно это раздражение хвостатого ядра оказывает синхронизирующее угнетающее действие по преимуществу на сенсомоторную область коры, причем это явление происходит через неспецифические таламические ядра.
Если раздражение хвостатого ядра влияет на кору, на ее воспринимающие области, то в свою очередь раздражение разных воспринимающих областей коры активирует хвостатое ядро. При раздражении различных областей коры головного мозга в хвостатом ядре возникают ответные потенциалы с малым скрытым периодом, что указывает на наличие прямых связей от коры к хвостатому ядру (Бутхузи, 57). При этом связь коры с хвостатым ядром настолько тесная, что повышение активности в коре зрительной области путем стрихнинизации сопровождается усилением вызванных потенциалов в хвостатом ядре и, наоборот, угнетение корковой активности в зрительной области путем охлаждения сопровождается уменьшением амплитуды вызванных потенциалов хвостатого ядра (Бутхузи, 56). Нет сомнения, что воспринимающие области коры и хвостатое ядро связаны между собой замкнутыми нервными кругами, образуя единую интегративную систему. И потому хвостатое ядро должно играть важную роль как в рефлекторной, так и в образной психонервной деятельности коры мозга.
И действительно, опыты с двусторонним разрушением хвостатого ядра подтверждают это предположение. После такого повреждения наблюдается повышенная двигательная активность вследствие снятия тормозящего влияния со стороны хвостатого ядра на двигательную зону. Одновременно про-
исходит сильное ослабление памяти на зрительное и слуховое восприятие: отсроченное пищевое поведение наступает только через 10—15 сек. после восприятия места пищи. Эти факты дают нам право заключить, что ослабление памяти после повреждения хвостатого ядра обусловлено исчезновением его облегчающего действия на зрительную и слуховую области коры. Надо думать, что по этой причине возбудимость вторичных зон в этих областях коры настолько падает, что она не в состоянии поддержать деятельность ассоциационных нервных кругов на таком уровне, чтобы обусловить возникновение образа местонахождения пищи. По этой же причине, должно быть, расстраиваются условные пшцево-двигательные рефлексы на 4—5 недель после узко ограниченного повреждения (Орджоникидзе, 58) и пропадают почти полностью при обширных повреждениях хвостатого ядра (Клосовский и Волжина, 59).
Теперь известно, что зрительные и слуховые раздражения активируют не только кору, но и хвостатое ядро. Следовательно, при каждом зрительном и слуховом восприятии, зрительная и слуховая области в коре больших полушарий получают афферентную импульсацию, во-первых, непосредственно по специфической системе, во-вторых, по неспецифической системе через ретикулярную формацию, которая активируется не только непосредственно импульсацией из восходящих чувствительных путей, но и сложным путем через хвостатое ядро. Это последнее звено играет настолько важную роль в корковой деятельности, что после удаления хвостатого ядра существенно страдает вся индивидуально приобретенная деятельность, особенно высшая форма ее в виде образной психонервной памяти на зрительное и слуховое восприятие.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 562;