Происхождение установки в автоматизированном индивидуальном поведении.
Во второй стадии работы, когда при зучании звонка в присутствии одного экспериментатора собака безошибочно идет к одной кормушке, а в присутствии второго экспериментатора — к другой, мы имеем автоматизированное пищевое поведение, протекающее по принципу цепного условного рефлекса. В этот период собака поступает подобным образом и без применения сигнала, когда се приводят в экспериментальную комнату, а также в интервале между сигналами, если он удлиняется: в присутствии экспериментатора К. собака бежит к правой кормушке, а в присутствии Д. — к левой. Особенно сильно действует на собаку появление экспериментатора: при входе в комнату К. или Д. собака срывалась с ле/канки и бежала к соответствующей кормушке.
Мы изучили характер этого пищевого поведения и пришли к заключению, что все компоненты сложного комплекса раздражений, испытываемых собакой в экспериментальной комнате, являются рефлексогенными. Однако в каждый данный момент одни раздражения действую) на собаку усгановочно, т. е. подготовляют ее к движению в сторону лежанки или кормушки, друтие же играют роль пускового раздражителя: при их действии собака направляется к лежанке или кормушке. Так, например, при вводе собаки в комнату момент, когда экспериментатор садится за сюл, обычно является пусковым раздражителем для укладывания собаки на лежанку; все остальное в экспериментальной комнате действует на собаку усгановочно. Приведем еще пример: при побежке собаки к определенной кормушке пусковым является пищевой сигнал, вся же остальная экспериментальня обстановка, ив особенности присутствие экспериментатора, действует установочно. Поза животного на лежанке является выражением этого установочного действия.
Как пусковые, так и установочные раздражители в период автоматизации пищевого поведения'действуют на собаку при посредстве временных связей. Эти связи, конечно, образовались в результате многократного повторения одного и того же пищевого поведения в неизменной внешней обстановке. Посредством одних из этих связей происходит преимущественное повышение возбудимости в определенных двигательных участках коры большого мозга и тем создается установка животного к соответствующему движению. Другие раздражения, действуя также через временные связи на эти же участки, возбуждают их и тем обусловливают направление определенного движения.
Однако опыты показали, что даже в стадии наибольшей автоматизации пищевого поведения при действии пищевого сигнала у собаки, по-видимому, возникает образ местоположения пищи. Это хорошо видно в тех случаях, когда обстановка опыта меняется, и поэтому автоматизированное поведение не может быть осуществлено. Например, если собаку перевести в незнакомую комнату и там дать звонок в присутствии одного из экспериментаторов, то она сначала поворачивается и бежит в ту сторону, в какую она шла в знакомой обстановке. Затем она быстро меняет направление и из этой комнаты бежит в коридор и оттуда, не останавливаясь, в обычную комнату прямо к соответствующей кормушке.
Из этого факта совершенно ясно, что и после автоматизации условного поведения у собаки возникает образ местонахождения пищи со всем своим нервно-психическим содержанием, которое может направить условное поведение сообразно с данным образом.
Итак, после автоматизации пищевого поведения последнее протекает (при пищевом сигнале) от начала до конца в виде цепного рефлекса только в обычной обстановке и притом при соблюдении всех обычных условий опыта. Если же эта обстановка и условия опыта меняются, пищевое поведение носит автоматический характере самом начале, в первый момент после воздействия пищевого сигнала. В дальнейшем оно направляется репродуцированным образом местонахождения пищи.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 457;