Аналитическая разведка США.
В настоящее время США имеют самую мощную и довольно эффективную разведывательную систему, в которой аналитической разведке принадлежит преобладающая роль. Аналитическая разведка осуществляется в тесной связи с разработкой собственных стратегий и программ развития, ведением психологической войны, поддержанием и расширением системы влияния.
Центральное разведывательное управление США, помимо агентурной разведки и активных операций, выполняет также значительную разведывательно-аналитическую работу.
Приблизительная структура Информационно-аналитического директората Центрального разведывательного бюро США (по кн. А. Даллеса "Искусство разведки"):
· Оперативный центр ЦРУ (круглосуточно анализирует информацию "с целью выявления признаков назревания кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности США");
· Управление текущей продукции и обеспечения аналитической работы (выпускает информационные материалы директората);
· Управление научных исследований и исследований в области вооружений (анализирует информацию по научно-технической политике, по различным видам вооружений);
· Управление глобальных проблем;
· Управление информационных ресурсов (занимается хранением, поиском, рассылкой данных);
· Управление анализа информации об иностранных лидерах;
· Отдел обеспечения руководства и аналитической работы;
· Отдел подготовки заданий и оценок;
· Отдел по контролю за вооружением;
· Региональные управления:
o Управление анализа информации по советскому блоку;
o Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Южной Азии;
o Управление анализа информации по Восточной Азии;
o Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки;
o и пр.
Разведывательное бюро США - учреждение, через которое ЦРУ осуществляет координацию деятельности "разведывательного сообщества" - совокупности учреждений правительства США (или их подразделений), занимающихся специальной деятельностью. В "разведывательное сообщество" входят:
· Центральное разведывательное управление (ЦРУ);
· Агентство национальной безопасности (АНБ);
· Разведывательные службы армии, ВМС, ВМФ, Корпуса морской пехоты;
· Федеральное бюро расследований (ФБР);
· Государственный департамент;
· Министерство финансов;
· Министерство энергетики; и др.
А. Даллес "Искусство разведки" (стр. 159):
"В ЦРУ был создан Совет национальных оценок, в состав которого входят как гражданские, так и военные специалисты-разведчики. Задача Совета заключается в подготовке предварительных проектов большинства оценок и согласовании этих проектов с членами Разведывательного бюро США. Для изучения сугубо специальных вопросов, таких как советские ракеты, программы строительства военно-воздушных сил и ядерных вооружений, были созданы компетентные технические комитеты при Разведывательном бюро."
Крупнейшим учреждением в США, занимающимся аналитической разведкой в области науки и технологий, является корпорация "RAND" (аббревиатура от "Research And Development"). Из книги В. Кассиса и Л. Колосова "За фасадом разведок" (М., 1986, стр. 89..95):
"'Рэнд корпорэйшн' была создана по инициативе шефов крупной военно-промышленной корпорации 'Дуглас эйркрафт' и группы генералов." "Она почти полностью финансируется федеральным правительством." "Основная задача состоит в обслуживании Пентагона, а в первую очередь - ВВС." "Впервые о 'Рэнд' заговорили еще в 1946 году." Это учреждение "... является экспериментальным и вычислительным полигоном для умов, разрабатывающих стратегические и военные программы страны."
"В штате 'Рэнд' без малого одна тысяча сотрудников. Помимо постоянного штата корпорация пользуется услугами более 450 консультантов в год."
"Структурно 'Рэнд' подразделяется на четыре управления: Управление специальных проектов ВВС, Управление исследований по национальной безопасности, Управление внутренних исследований и Институт гражданского правосудия, являющийся отдельной организацией внутри 'Рэнд', специализирующейся на исследованиях и анализе в области гражданского права."
"Руководство 'Рэнд корпорэйшн' придает особое значение изучению кардинальных проблем военной техники, развития структуры вооруженных сил, стратегии применения войск и управления ими, формирования вооруженных сил, основных вопросов внешней политики."
"Помимо 'Рэнд' политику в США в той или иной степени делают и многие институты. Например, Гуверовский институт войны, революции и мира. Он был создан в 1919 году президентом Гувером для 'разоблачения вредности доктрины Карла Маркса'."
"При Джорджтаунском университете есть ... центр стратегических и международных исследований. Он исследует экономические, военные, психологические и моральные факторы, изучает эффективность американских стратегических мероприятий за границей, выявляет недостатки в американских исследованиях и информации, поощряет исследования в нужных направлениях, подготавливает материалы для сената и палаты представителей, изучает различные публикации. Центр состоит из пяти отделов: отдел исследования проблем коммунизма, экономики, конфликтов, дипломатии, НАТО."
Из книги П. Диксона "Фабрики мысли" (стр. 167) о Центре исследований по социальным наукам, созданном министерством обороны США: "Конкретная задача, возложенная на эту 'фабрику мысли', заключалась в детальном изучении населения развивающихся стран, с тем чтобы в случае участия американской армии в военных действиях в какой-либо из этих стран она располагала бы готовой информацией, которая могла бы использоваться в качестве основы для стратегического планирования, оказания военной помощи и ведения психологической войны."
Там же о частном Гудзоновском институте (стр. 121): "Его известность обусловлена в первую очередь уникальными исследованиями, посвященными ядерной войне." "Разработка военной тематики ведется в институте во многих направлениях, большинство которых учитывает такие ситуации, которые не существуют, но могли бы возникнуть."
Согласно указанной книге П. Диксона, к "фабрикам мысли" в США относят исследовательские учреждения, работу которых отличают следующие особенности:
· неограниченный круг тематики, готовность браться за любую проблему фундаментального или прикладного характера;
· отсутствие развитой и устойчивой внутренней структуры;
· наличие универсальных аналитиков, исследователей, теоретиков,
· которые в любом проекте выступают организаторами и идеологами и привлекают узких специалистов для проработки частных проблем;
· радикальность подходов, способность предлагать необычные решения;
· претенциозность, забота о популярности, широкий круг заказчиков, способность перекрывать негативный эффект некоторых проектов удачными результатами других работ.
Там же о "Рэнд" и подобных учреждениях: "Главный их продукт - это теоретические изыскания, обычно облеченные в форму отчетов или исследований, представляющих собой варианты различных мероприятий, оценки, проекты, теории, рекомендации, предупреждения, перспективные планы, статистические сводки, прогнозы, описания методов, тесты, тесты, анализы или попросту новые идеи." (стр. 34)
О Гудзоновском институте. Девиз этого учреждения - "Размышлять о немыслимом". "Вряд ли в Америке есть еще какая-либо частная организация, могущая сравниться с Гудзоновским институтом в отношении кадров, берущихся за вопросы космического масштаба. Где еще можно найти глубокомысленных мудрецов, переключающихся с проблемы термоядерной войны на вопрос о грядущем 'золотом веке', а потом на перепланировку континентов, останавливаясь по пути лишь для того, чтобы высказать несколько мыслей о проблемах наркомании или конфликтах между поколениями в будущем?" (там же, стр. 142) Может быть, это сказано с иронией.
Преимущество "фабрик мысли" перед университетами как исследовательскими учреждениями видится П. Диксоном в отсутствии междисциплинарных барьеров, порождаемых "кафедральной" структурой последних. К этому можно добавить незагруженность сотрудников "фабрик мысли" преподавательской работой, развивающей склонность придерживаться общепринятых взглядов.
Далеко не все "фабрики мысли" занимаются аналитической разведкой в интересах государства, а те, которые занимаются, не сосредоточиваются исключительно на ней. Почти все они являются корпорациями, некоторые - с участием государственного капитала. Почти все они далеко не ограничиваются обслуживанием непосредственно государства. Отсутствие специализации на аналитической разведке является для "фабрик мысли" скорее плюсом, чем минусом, поскольку сама аналитическая разведка не имеет четких границ, а разнообразие рассматриваемых проблем облегчает поиск существенно новых решений.
Несмотря на значительные результаты, достигнутые американскими "фабриками мысли" при решении некоторых проблем, в целом эти учреждения оказались не в состоянии предложить американскому обществу программу развития, обеспечивающую ему безопасность. Соединенные Штаты, если их оценивать по совокупности показателей качества жизни (включающей такие характеристики, как заболеваемость, частота несчастных случаев, уровень преступности, интенсивность расходования невосполнимых природных ресурсов, интенсивность загрязнения окружающей среды), являются далеко не благополучной страной, и даже тенденция улучшения ситуации в целом не наблюдается. Заметная часть концептуальных разработок ведущих "фабрик" отличается тривиальностью или абсурдностью и вызывает жесткую критику в самих США. П. Диксон (там же, стр. 376): "Безусловно, эти центры выдвигают много новых идей и альтернатив, (...) которые наверняка могут породить больше проблем, чем решить. В этой связи всем, кто получает 'продукцию' этих 'фабрик', необходимо внимательно и критически оценивать ее. К сожалению, в этой продукции зачастую трудно даже разобраться." Авторитет некоторых "фабрик" держится не столько в силу достоинств их продукции, сколько благодаря напористости их ведущих деятелей, умению этих людей представить свои разработки как верх достижений мысли.
* * *
11 сентября 2001 г. в США был осуществлен крупнейший террористический акт: исламские террористы-смертники захватили два самолета "Боинг-747" и протаранили ими башни Всемирного торгового центра. Это событие очень значимо для оценки эффективности не только разведывательных служб Соединенных Штатов, но и разведывательых служб вообще. Расследование показало, что практическая возможность предотвращения этого террористического акта существовала. Разумеется, из случившегося были сделаны выводы, последовали большие реорганизации, но прорыва к новому уровню понимания положения дел в современном мире не произошло, а значит, сохранились обстоятельства, делающие возможными подобные события.
Между тем, следовало бы попробовать осознать проблему оптимального распределения средств между специальной деятельностью (шире - проявлениями взаимной вражды государств и других крупных субъектов) и деятельностью, направленной на предотвращение причин взаимной вражды. Затраты на взаимную вражду настолько огромны, что их наверняка хватило бы на решение всех глобальных проблем современности. Но перераспределение средств между направлениями деятельности практически невозможно, потому что очень влиятельные субъекты и профессиональные кланы стремятся продолжать делать то, что они умеют делать с выгодой для себя: разведчики - шпионить и т. д., военные - готовиться к войнам и время от времени воевать, нефтяные компании - добывать, транспортировать и перерабатывать нефть, автомобильные компании – делать автомобили, работающие на бензине, и т. д.
Расширение специальной деятельности не дает требуемого эффекта (повышения степени защищенности государства), потому что предполагает увеличение численности сотрудников разведывательных учреждений, а это способствует бюрократизации учреждений и уменьшению значимости в них отдельных способных личностей, то есть ведет к снижению "удельной" эффективности.
По-видимому, требуется не расширение специальной деятельности, а перераспределение ее усилий: перенос "центра тяжести" с тайной борьбы за собственное выживание на тайную поддержку конструктивных тенденций, способствующих глобальному переходу к новым воззрениям на мир и к новому образу жизни. Поскольку на этом пути придется преодолевать враждебность очень многих влиятельных субъектов, арсенал тайных средств останется в значительной своей части по-прежнему востребованным.
Нужен прорыв к новому качеству мышления, к новому уровню развития технологий сложной совместной деятельности в интересах всего человечества. Между тем, руководителями современных обществ такая цель даже не ставится. Есть множество людей, способных продуктивно участвовать в ее достижении, но в настоящее время они нейтрализуются сложившейся системой социальных отношений. Дело в том, что общество как целое и любой коллектив в частности - как правило, не умнее своих лучших представителей, а наоборот, слабее их в решении некоторых проблем. Интеллектуальное качество субъекта как целого связано с интеллектуальным качеством составляющих его индивидуумов очень сложным образом, и группа зачастую не усиливает, а наоборот, ослабляет индивидуума (вынуждает его тратить время на объяснения, оправдания, достижение компромиссов, выполнение работы, в которой он не может себя вполне проявить, и т. п.). Таким образом оказывается, что человечество, несмотря на свои огромные достижения в частностях, все больше удаляется от состояния благополучия. На осознание и преодоление этой тенденции должны быть брошены лучшие интеллектуальные силы, а лучшие, как известно, скапливаются не в последнюю очередь в аналитических подразделениях спецслужб (или, во всяком случае, ДОЛЖНЫ там скапливаться).
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1037;