Время как местоположение событий
Иногда наше восприятие времени связано с хронометражем событий. Некоторые события оцениваются как произошедшие «вовремя», например: «Ты обнял меня именно тогда, когда мне это было больше всего нужно»; некоторые же мы считаем «несвоевременными», например: «Не люблю ужинать в десять вечера». Иногда наше восприятие того, когда происходит событие, точно, иногда оно охватывает некий временной отрезок. Для одних время обеда — полдень, для других — где-то между 11 и 14 часами. Так же, как мы приписываем хронометрированию событий в нашей жизни множество различных значений, мы можем связать различные значения с установлением крайнего срока событий в будущем. Например, если что-то происходит раньше, чем ожидалось, это может являться формой наказания или награды, может оказаться очень важным или, наоборот, совсем неважным.
Время как продолжительность
Мы воспринимаем длительность тех или иных событий. У нас формируются определенные ожидания относительно должной продолжительности событий, но восприятие продолжительности не всегда является отражением реальной длительности временного промежутка. Неактивное, вялое окружение может восприниматься как нечто наводящее скуку, то. что может длиться «вечно», «время быстро пролетело, время тянется».
Время как интервал
Ощущение периодов между событиями также включается в наше восприятие времени. Частота, с которой что-то происходит, — это восприятие периода времени, истекшего с тех пор, когда это событие произошло последний раз. Воспринимаемый темп жизни является отражением того, насколько большой или маленький отрезок времени разделяет наши действия. Мы учимся приписывать определенную частоту определенным действиям. Фраза «Я так давно тебя не видел» предполагает существование контактно-интервальной нормы, ассоциируемой с близкими отношениями с данным человеком. Мы можем не возражать против использования собеседником грубых слов, но мы против того, чтобы они использовались слишком часто.
Время как ритмический рисунок событий
Наблюдая определенную повторяющуюся последовательность интервалов, мы начинаем чувствовать социальный ритм — регулярность и нерегулярность, порядок и беспорядок в циклах нашего поведения и рутинных действий. Из всех временных характеристик ритмический рисунок является наиболее сложным для восприятия, и передать его окружающим сложнее всего. Понимание того, как мы моделируем интервалы, является крайне важным, решающим фактором как для понимания самих себя, так и для понимания нашего взаимодействия с окружающими. Если мы чувствуем, что находимся с собеседником в одной тональности, мы сосредоточены на приятном восприятии синхронности, а если в общении с кем-то мы ощущаем себя неловко, это может объясняться тем, что наши ритмические рисунки жестикуляции или пауз слишком уж отличаются друг от друга. Для того чтобы ежедневно планировать то, что с нами может случиться, крайне важно знать и чувствовать ритмические рисунки, характерные для нашего окружения, будь то модель «разговор-молчание» или атмосферная модель «солнечно-пасмурно».
В каждом окружении выделяются три главных компонента среды, которые лежат в основе нашего восприятия окружения и времени.
1. Естественная среда — география, местоположение, атмосферные условия.
2. Наличие или отсутствие людей.
3. Архитектурные элементы и элементы дизайна
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 653;