Восприятие расстояния
Иногда наша реакция на определенное окружение определяется тем, насколько далеко или близко приходится нам находиться от собеседника в процессе общения. Дистанция может быть реальной, физической (офисы на разных этажах, дом в другой части города) или психологической (барьеры, разделяющие людей, близких физически). Вы можете находиться близко к другому человеку и все же не ощущать близости, например, сидеть на соседних креслах в зале ожидания в аэропорту. Если обстановка предполагает неизбежную физическую близость с незнакомыми людьми (лифт, переполненный автобус), мы стараемся увеличить психологическую дистанцию, чтобы снизить угрозу нашему личному пространству. Обычно мы стараемся избежать зрительного контакта, боремся со стесненностью движений и физической напряженностью; мы также можем молчать или, наоборот, нервно смеяться, шутить насчет тесноты (т. е. ограниченности личного пространства) или завязать громкий разговор со всеми присутствующими.
Эти факторы, влияющие на восприятие, — лишь несколько параметров условий коммуникации. В целом более интимное общение ассоциируется с неформальной, свободной от ограничений, интимной, знакомой, закрытой и теплой обстановкой, В повседневной жизни эти параметры сочетаются весьма сложным образом. Смесь факторов интимности и отсутствия таковой можно наблюдать в лифте, если мы воспринимаем его как близкое, знакомое и временно ограничивающее, но в то же время общественное, формальное и холодное окружение.
Реакции на окружающую обстановку
Восприятие определенным образом влияет на наши действия. Меграбян (Mehrabian, 1976) утверждает, что мы реагируем на наше окружение эмоционально. Эти эмоциональные реакции могут рассматриваться с позиции того, насколько:
• обстановка нас возбуждает,
• приятно нам находиться в данной обстановке,
• мы ощущаем в ней наше доминирование.
В понятие возбуждение мы включаем степень активности, стимулированности, тревожности и беспокойства. Новое, удивительное или сложное окружение, скорее всего, вызовет более интенсивное возбуждение. Тем, кто не наделен способностью отсекать ненужную информацию, полученную от окружения, неизбежно приходится реагировать на большее количество стимулов, а это приводит к усилению возбуждения. Удовольствием мы называем ощущение радости, удовлетворения или счастья. Доминирование означает, что мы контролируем, чувствуем свою важность и свободу действовать различными способами.
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Время — тоже часть коммуникативной среды. На первый взгляд может показаться странным, что мы включаем время — нечто, кажущееся неосязаемым, — в тот же перечень характеристик окружения, что и стулья, стены, шум или погода. Тем не менее, многие люди относятся к времени как к чему-то осязаемому, как к вещи, которую можно разделить на части, сохранить, потратить или создать. Более того, мы часто переносим временные качества на объекты в нашем окружении, — например, говорим о том, что это кресло «как будто всегда тут стояло» или о том, что лифта «никогда не дождешься вовремя».
Время для нас крайне важно. Оно решает, когда мы будем есть и спать; часто оно определяет, сколько мы получим за работу; оно устанавливает ограничения на то, сколько материала студент может выучить за определенный учебный период. Время играет ключевую роль в социальном взаимодействии. Оно влияет на наше восприятие окружающих; например: ответственные люди всегда «приходят вовремя», скучные говорят «слишком долго», невнимательные люди отключают мобильный телефон как раз тогда, когда мы им звоним, а идеальный любимый дарит нам «время для нас самих» (Leonard, 1978; Werner & Baxter, 1994). Курс «управления временем» обязателен для каждого, кто хочет подняться по служебной лестнице в своей корпорации. Время играет настолько важную роль, что мы часто носим дату и время на своем запястье. В большинстве автомобилей есть часы, а в некоторых даже ставят приспособления для подсчета времени, которое необходимо потратить на то, чтобы добраться из одной точки в другую. Мы знаем, что время может «поджимать». Мы думаем об отпуске как о бегстве туда, где время не так значимо. Ирония, однако, заключается в том, что сами каникулы как таковые представляются нам неким периодом времени. Баллард и Сейболд (Ballard & Seibold, 2000) так описывают взаимоотношения между общением и временем: «Общение формирует взгляды и понимание времени, а наше чувство времени делает коммуникацию возможной и ограничивает ее, что очень важно» (с. 219).
В различных культурах время воспринимается по-разному (Hall, 1959). Различные интерпретации времени часто являются основной причиной непонимания между различными культурами. Профессор психологии Роберт Левайн так описывает свой опыт преподавания в Бразилии:
Выйдя из дома в первый день занятий, я спросил кого-то, который теперь час. Было пять минут десятого, а это значило, что можно расслабиться и осмотреться в кампусе перед первой лекцией, которая начиналась в десять. Когда прошло, как мне казалось, полчаса, я посмотрел на часы, мимо которых в тот момент проходил. Было уже 10.20. В панике я бросился искать свою аудиторию, а меня негромко окликали «Но/а, professor» (Здравствуйте, профессор) и «Judo bem, professor?» (Все нормально, профессор?): это были неторопливые студенты, многие из которых, как выяснилось впоследствии, шли ко мне на лекцию. Наконец задыхаясь, я вбежал в аудиторию — она оказалась пустой. Пораженный, я спросил у проходящего мимо студента, который час. «Без четверти десять» — был ответ. Нет, не может быть! Я спросил еще кого-то. «Без пяти десять». Еще один студент сказал: «Ровно девять сорок три». Часы в ближайшем кабинете показывали четверть четвертого. Так я получил первый урок о бразильцах. Они измеряли время крайне неточно, и никому не было до этого дела. В расписании моя лекция стояла с 10.00 до 12.00. Многие студенты опоздали, некоторые очень сильно... никого это особенно не волновало... По-настоящему я удивился в полдень: лишь единицы ушли сразу. Студенты выходит из класса добрых пятнадцать минут, а некоторые из них продолжали задавать мне вопросы еще долго после этого (Levine & Wolff, 1985, p. 30).
Биологически наши тела запрограммированы так, что физиология, эмоции и интеллект регулируются «внутренними часами» (Luce, 1971). Временная ориентация у разных людей различна. Даже у людей, принадлежащих к одной культуре, отличия в восприятии прошлого, настоящего и будущего могут быть весьма существенными. Временная ориентация может быть неизменной в течение долгого времени, а может и меняться; например, человек, который в определенный момент времени живет только настоящим, может адаптировать ориентированный на будущее стиль, который предполагает оценку настоящих «моментов» с позиции «долгосрочной перспективы» (Gonzalez & Zimbardo, 1985).
При оценке социальных контактов можно выделить четыре основных способа понимания времени.
1. Как местоположение событий.
2. Как продолжительность событий.
3. Как интервал между событиями.
4. Как ритмический рисунок событий.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 672;