Методы руководства изобразительной деятельности дошкольников.
Метод руководства — способ решения педагогом поставленной задачи.
Методы соответствуют цели, специфике вида деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Специфика методов обучения в том, что они по-разному применяются в логической цепочке развивающего обучения. Классификация их разработана в соответствии с характером познавательной деятельности дошкольников, основу которой составляет развитие самостоятельности и творческой активности:
Информационно - рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. Метод сбора информации – наблюдение, обследование предметов, показ способов действия и образец – это основа получения изображении, получение представлений, чувственного опыта.
Репродуктивной метод – направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже известен. Метод упражнений – целевые упражнения, игровые упражнения, которые воспитатель использует для развития глазомера, точных движений руки, цветоощущений, формоощущений.
Эвристический метод – направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Эвристический метод или частично поисковый – предпосылка исследовательского метода. Метод подводящие к творчеству – беседа, творческие задания.
Комбинируя методы руководства, воспитатель может более точно и эффективно достичь результата решения поставленных задач.
Применительно к изобразительной деятельности используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют наглядно образному отражению окружающего мира.
Предпочтение отдается наблюдению, обследованию и образцу.
Наблюдения, обследования - основные методы. Они разработаны Наталией Павловной Сакулиной. На основе учения - о сенсорном воспитании дошкольников - формирования рациональных способов чувственного познания мира на основе сенсорных эталонов: формы, цвета, величины.
Наблюдение - это непосредственное восприятие предметов в среде их обитания. Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные — один из базовых методов сбора информации. Флерина Елена Ал, Сакулина Наталья Павловна, Роева Лидия Ал-на внесли вклад в разработку этого метода. Ценность метода в том, что можно видеть предмет или явление в развитии и во взаимосвязи с внешним миром. Формируются яркое, живое представление о предмете или явлении, что является основа изображения. Это ориентировочное действия, развивающие самостоятельность в приобретении знании, дает основу умозаключениям. Требование к наблюдениям: целенаправленность, эмоциональность, осмысленность, активность, повторность (увидели природу и движении, в развитии), учет возрастных особенностей. Дети наблюдают, учатся делать выводы.
В младшей группе нацеливают в наблюдениях на малое количество признаков — одуванчики: цвет, форма, количество (желтые, круглые, много, мало)
В средней группе цветы разные - белые нарциссы и желтые одуванчики. Они ритмично расположены на плоскости зеленой лужайки.
В старшей группе — весенние цветы на лугу, на деревьях, ласковое голубое небо, свежая зелень листвы.
В подготовительной группе — подснежники сиреневые в лесу, одуванчики на лугу, сирень на ветках куста. Цветовая палитра весны.
Обследование основной метод, развивающий целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Обследование развивает культуру восприятия, формирует представление, развивает формообразующие движения руки ребенка. Метод используется в подготовке занятия обучающего типа. Это целенаправленное восприятие признаков предмета и выделение основных движений руки для последующего изображения в плоскости рисунка или объеме лепки. Ребенок осваивает алгоритм движения по внешним признакам предмета: величина, форма, цвет, части, соединение в общую конструкцию. Это метод обучения и одновременно одна из задач обучения. Овладение методом обследования дает самостоятельность в познании.
Этапы обследования:
1.Целостное восприятие предмета, его эмоциональные признаки.
2.Аналитическое восприятие предмета через выделение изобразительных признаков: строения — самая крупная часть, ее назначение и т.д. Определение ее формы, формы других частей относительно друг друга; выделение цветовых и величинных признаков. Порядок обследования следующих по величине частей такой же.
3.Целостное эмоциональное восприятие предмета.
Роль обследующего жеста в последующем изображении предмета - как двигались по форме, так и будем изображать.
В младших группах обследование проводится индивидуально с каждым ребенком, для достижения оптимальных результатов в нахождении внешних признаков и формообразующих движений. Движения пальцев и ладоней помогают освоить признаки.
В старшем возрасте дети переходят на сравнительный анализ. Анализ предмета - эталона и последующих предметов категории. Развивается техника визуального (глазами) обследования и выделения в речи найденных признаков. Применяется комплексный сбор информации (по Воробьевой программа «Гармония»)
Показ способов действия — организует восприятие, углубляет знания, память, помогает освоить новую информацию о способах использования изобразительных материалов и способов создания изображения. Обычно он применяется в занятиях обучающего типа, когда идет освоение новых знаний и умений. Обучение строится на алгоритмах действия. Для детей характерно неустойчивое внимание, поэтому к показу действий следует предъявлять жесткие требования:
1.Обеспечение наглядности,
2.Четкость действий совместно с речевым обозначением,
3.Активизация детей во время показа.
В младшем возрасте следует медленно производить алгоритм действий, в старшем возрасте показывать только новую операцию, задавая детям вопросы о правилах выполнения знакомых действий.
Используют
-целый показ — алгоритм
-частичный показ — отдельное действие
-показ детьми знакомых действий
-словесное напоминание
-индивидуальный показ детям, имеющим нечетко развитое восприятие
-поэтапный показ, когда идет последовательное освоение приемов рисунка или лепки всей группой.
Показ следует использовать при ознакомлении с самим предметом эталоном группы типичных предметов, частичный показ при изображении 2-го предмета этой группы, далее следует использовать показ детьми или словесную инструкцию.
Если воспитатель хорошо организует поисковую деятельность через восприятие предмета путем обследования, то необходимость в использовании показа отпадает. Дети выделяют признаки, формообразующие движения и по аналогии со знакомыми способами изображения выполняют задание самостоятельно.
Таким образом, использование метода зависит от цели занятия, типа его, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Упражнения — действия по закреплению полученных алгоритмов. Они в зависимости от возраста бывают игровыми и целевыми.
Беседа — основной метод творческих занятий. Ее цель выявить уровень представлений, помочь рождению замысла, найти средства его реализации и решить задачу творчества.
Это организованный взрослым диалог, во время которого, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, воспитатель способствует формированию представлений об изображаемом предмете и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Беседа максимально стимулирует активность детей и применяется в вводной и заключительной части занятия. Беседа в сюжетном рисовании помогает вспомнить основную тему, эмоционально оживить образ, дать характеристику основным персонажам, их взаимоотношениям, уточнить композицию, приемы создания выразительности.
В работе по замыслу беседа оживляет впечатления, помогает задумать, затем словесно выразить замысел. Вопросами воспитатель уточняет, какие способы ребенок будет использовать в реализации замысла. В заключительной части занятия беседа помогает оценить полученный результат, сделать выводы о реализации первоначального замысла.
Беседа должна быть живой, эмоциональной, четко ставить вопросы.
Словесные приемы: пояснение, напоминание, совет. Поощрение как словесный прием, по совету Флёриной, следует применять как можно чаще.
Художественное слово — это метод творческого занятия. Оно создает чувственную основу занятия, повышает интерес к деятельности. Речь воспитателя должна быть четкой, яркой, образной, как эталон для подражания детям.
Словесные методы неотделимы в процессе руководства от наглядных и игровых.
Все методы взаимосвязаны и составляют единую систему руководства изображений деятельностью, начинающуюся со сбора информации и заканчивающуюся творческим продуктом детской изобразительной деятельности.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 3081;