Социально-экономическое развитие Казанской губернии
Население.Перед первой мировой войной в Казанской губернии проживало 2 миллиона 850 тысяч Кчеловек. Из них русских было 1,1 миллиона, татар — 398,6 тысячи, чувашей — 649,9 тысячи, марийцев — 1145,5 тысячи, мордвы — 32,7 тысячи и удмуртов —1l,7 тысячи человек.
Значительная часть татарского населения компактно проживала также в ряде регионов европейской части страны и Сибири. Особенно крупные группы татар имелись в Оренбургской, Уфимской, Симбирской, Астраканской, Нижегородской, Вятской, Саратовской и Самарской губерниях.
Быстро росло число татар в Средней Азии, а также в новых промышленных районах страны — Баку, Грозном, Донбассе, Криворожье. Большие татарские общины издавна проживали в Петербурге и Москве. Незначительные компактные группы татар, занимавшихся торговлей, ремеслом и земледелием, появились в Турции и в странах арабского Востока. В Мекке и Медине — священных городах мусульман — имелись принадлежавшие им дома, лавки и медресе.
Несколько особняком от основной массы татар стояли крымские татары. Они были связаны общими этническими корнями, но развивались в иных культурно-политических и экономических условиях.
До 1917 г. татары были самым крупным тюркским народом России. В силу целого ряда объективных причин они опережали других своих собратьев в экономическом, политическом и культурном развитии. Центром духовного и политического притяжения татар являлась Казань и территория Казанской губернии. В их сознании на протяжении столетий Казань была связана с ее историческим прошлым: столицы наиболее крупного и влиятельного татарского государства.
Промышленность, транспорт, торговля. В начале XX в. Казань и губерния стали заметным явлением в экономике России, особенно в сфере промышленности. В 1896 г. на территории края действовало 176 заводов и фабрик. Через восемь лет здесь уже насчитывалось более 320 предприятий. За период 1896-1914 гг. число занятых на них рабочих увеличилось с 10,5 тысячи до 21 тысячи человек. Десятую часть промышленного пролетариата составляли татары.
Наибольший удельный вес в общем, объеме занимали легкая и пищевая промышленность. Росло производство на мукомольных, кожевенных, деревообделочных предприятиях, предприятиях по выпуску валяной обуви. Так, крупные мельницы действовали в Печищах, Морквашах, Чистополе, Тетюшах, ряде других поволжских и прикамских городов. Центром валяльной промышленности являлся Кукмор.
Наряду с этими отраслями динамично развивалась химическая промышленность. Расширили свое производство Бондюжский и Кокшанский химические заводы, казанские предприятия. Так, на Бондюжском заводе по инициативе Д.И. Менделеева были открыты новые цехи. Видные химики Казанского университета внедрили ряд технологических новшеств на заводе братьев Крестовниковых. По объему, ассортименту продукции и технологиям химические предприятия Казанской губернии занимали ведущее положение в России.
Металлообрабатывающая промышленность в крае не получила широкого развития. Но и в этой области к началу века произошли сдвиги — были открыты небольшие заводы и мастерские по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, чугунных отливок, садового инвентаря. Удельный вес тяжелой промышленности не превышал 6 процентов (в целом по России этот показатель составлял более 33%).
Наиболее крупными предприятиями являлись стеариново - мыловаренный, глицериновый и химический завод братьев Крестовниковых, текстильные и кожевенные заводы и фабрики Алафузова и Казанский пороховой завод — одна из главных опор мощи российской . армии и флота. Здесь выпускалось более половины всей промышленной продукции Казанской губернии. На этих предприятиях трудился почти каждый второй рабочий.
На заводе Крестовниковых производились свечи, мыло, олеин, гудрон, глицерин, стеарин, на предприятиях Аларфузовых — кожи, пряжа, нитки, холсты, полотна, обувь, обмундирование и снаряжение для армии. Годовое производство одних только стеариновых свечей и мыла, которые имели спрос во всей России, превышало в денежном выражении 8 миллионов рублей. Пороховой завод вырабатывал в год до 60 тысяч пудов пороха.
Продолжала развиваться и мелкая промышленность, представленная небольшими предприятиями кустарного и полукустарного типа. В начале XX столетия в Казанской губернии действовало более 3,6 тысячи таких фабрик и заводов. На них было занято примерно 6 тысяч рабочих.
Одновременно продолжался процесс концентрации Производства и капитала. К возникшим еще в конце XIX в. акционерным обществам — «Фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых», «Торгово-промышленное общество Алафузовских фабрик и заводов», «Торгово-промышленное товарищество Ахметзян Сайдашев с сыновьями и Бакий Субаев» и другим — добавилась новые. Среди них одним из наиболее крупных было «Товарищество мыловаренного и глицеринового завода И. Арсланова» в Казани. В 1912 г. было основано товарищество на паях «Иван Стахеев и К°». Через четыре года елабужский купец и предприниматель И.И. Стахеев вместе с директором Русско-Азиатского банка А.И. Путиловым и П.П. Батолиным учредил крупнейшее монополистическое объединение России — концерн Стахеева.
Часть промышленного потенциала Казанской губернии находилась в руках татарской буржуазии. Наиболее крупными капиталами располагали братья Каримовы, М. Казаков, Г. Мукминов, Утямышевы, А. Сагдеев, С. Губайдуллин, А. Ишмуратов, Юнусовы. Кроме акционерных обществ А. Сайдашева, Б. Субаева, И. Арсланова, действовали «Товарищество Казанской мануфактуры Утямышева и К°», «Торгово-промышленное товарищество Тимербулатова и Акчурина». Татарским промышленникам и купцам принадлежали многочисленные текстильные, мыловаренные, меховые, кожевенные заводы и фабрики. Именно они владели практически всеми мелкими предприятиями по изготовлению сафьяновой обуви, национальных головных уборов, медной посуды. К 1914 г. татарские предприниматели создали 154 торговых дома.
Довольно активно предпринимательской деятельностью татарские капиталисты занимались в других регионах страны. Так, Хусаиновы основали в Оренбурге и Казахстане салотопенные заводы и заводы по очистке шерсти. Братьям Закиру (он известен и как поэт Дэрдменд) и Шакиру Рамиевым принадлежало более 20 золотых приисков на Южном Урале. Несколькими суконными фабриками в Симбирской губернии владели Акчурины.
Развитию промышленной и торговой деятельности в крае способствовало открытие в начале 90-х гг. XIX в. движения поездов от Москвы до Свияжска и от Казани до Зелёного Дола. В 1914г. вступил в строй железнодорожный мост через Волгу, названный Романовским в честь 300-летия царской династии. Это повысило роль Казанской губернии как одного из транспортных центров страны. Кроме того, все крупнейшие волжские судоходные компании имели здесь свои пристани, судоремонтные заводы и затоны для отстоя судов зимой, перевалочные склады и другие службы.
Возросло значение Казани как важного торгового центра Поволжья и Европейской России. За двадцать лет, начиная с 1891 г., более чем втрое увеличился волжский грузооборот Казани. С Казанской пристани отправлялось до трех тысяч судов с товарами на сумму свыше 10 миллионов рублей. Примерно на такую же сумму проходило грузов через железнодорожную станцию Казань.
На казанский рынок поступали такие товары, как кожевенное сырье, овчины, пушнина, лесоматериалы, нефтепродукты, земледельческие машины, стекло, галантерея. В больших объемах вывозились крупчатая мука, изделия из кожи, валяная обувь, свечи, мыло, другая промышленная и сельскохозяйственная продукция. Так, Свечи и мыло находили сбыт в Поволжье, Сибири, Средней Азии, Польше, Персии, Англии. До пяти миллионов пар сафьяновой обуви ежегодно отправлялось на Нижегородскую ярмарку, Кавказ, в Сибирь и Туркестан. Перед первой мировой войной татарские купцы открыли в Казани контору по торговле с Берлином и Лондоном.
Казань в начале XX в. была самым крупным городом Поволжья. Ее население к 1917 г. увеличилось но сравнению с 1897 г. более чем в полтора раза и составило 206,6 тысячи человек. Остальные двенадцать городов Казанской губернии — Арск, Козьмодеяьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевокошайск, Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин — намного уступали Казани и по численности населения, и по промышленному потенциалу. Некоторым исключением среди них был Чистополь с 22 тысячами жителей. В книге «Иллюстрированный путеводитель по Волге и ее притокам Оке и Каме», изданной в 1914 г., отмечалось: «В 20 верстах ниже (впадения Вятки в Каму) находится г. Чистополь, соединенный с Казанью телефоном... В городе много учебных заведений, библиотек; несколько банков. Чистополь очень важный торгово-промышленный пункт на Каме, благодаря крупному, многомиллионному экспорту хлеба, который преимущественно идет на Рыбинск». В городах проживало около 6 процентов татарского населения губернии.
Положение рабочего класса.Условия труда и быта российского пролетариата были намного хуже, чем в европейских странах. Начавшее оформляться рабочее законодательство в большей мере отражало интересы фабрикантов и заводчиков. В стране отсутствовала система государственного страхования. Рабочие подвергались нещадной эксплуатации. При официально установленной максимальной продолжительности рабочего дня в 11,5 часов рабочий день на большинстве предприятий губернии длился 12-14 часов. Так, в Кукморе рабочие фабрики Вавилова трудились с 6 утра и до 8 вечера. Казанские булочники стояли у печей по 14-15 часов, имея три выходных дня в году. М. Горький, проходивший свои университеты в Казани, так описывал в рассказе «Хозяин» условия работы в пекарне Семенова: «В подвале с маленькими окнами, закрытом снаружи частой проволочной сеткой, под сводчатым потолком стоит облако пара, смешанное с дымом махорки. Сумрачно, стекла окон побиты, замазаны тестом, снаружи обрызганы грязью, в углах, как старое тряпье, висят клочья паутины, покрытые мучной пылью... Восемнадцать носов сонно и уныло качаются над столом, лица людей мало отличные одно от другого, на всех лежит одинаковое выражение сердитой усталости». Заработная плата женщин была на 30-40 процентов ниже, чем у мужчин.
Правда, наиболее дальновидные предприниматели стремились учесть нужды рабочих. Некоторых из них начинали улучшать условия труда рабочих, строить больницы, вечерние школы, и клубы. Так, при заводе Крестовниковых действовали больница, школа для детей. И.И. Алафузов пожертвовал средства на строительство зданий женской рукодельной школы, больницы для рабочих в Адмиралтейской слободе, театра. Братья Акчурины открыли в 1914 г. при принадлежавшей им Гурьевской суконной фабрике бесплатную библиотеку читальню для рабочих и служащих. Но такие факты все же являлись исключением.
Рабочие были лишены элементарных человеческих прав. Они не имели профессиональных организаций, которые отстаивали бы их экономические интересы. За участие в забастовках и стачках им грозило тюремное заключение.
В еще более бесправном положении находились крестьяне. Для них были сохранены даже телесные наказания.
Сельское хозяйство. Усиление расслоения крестьянства. Основная часть населения Казанской губернии была занята в сельском хозяйстве. Здесь же производилась большая часть продукции. Иными словами, Казанская губерния продолжала оставаться аграрным регионом.
В начале XX в. из Казанской губернии в другие районы страны и за границу ежегодно вывозилось от 15 до 20 миллионов пудов хлеба. Основным поставщиком хлеба являлись крестьянские хозяйства. Однако растущие поставки продукции не были следствием роста урожайности. Крестьянина гнала на рынок нужда, необходимость получить средства, чтобы рассчитаться по увеличивающимся налогам, выкупным платежам. Рост урожайности наблюдался только в хозяйствах зажиточных крестьян и в некоторых помещичьих хозяйствах. Основная масса крестьян вела свое хозяйство рутинным способом.
Под влиянием развивающихся капиталистических отношений нарастало расслоение крестьянства. С одной стороны, значительной стала прослойка крестьян-кулаков, сельской буржуазии. С другой — все большим становился удельный вес обедневших и бедных, безлошадных крестьянских хозяйств. Особенно быстро росло число безлошадных дворов у татарских крестьян, которые на одну треть состояли из батраков и поденщиков.
Нарастали крестьянское малоземелье и нищета. В руках государства, удела, кулаков и помещиков находилось около половины всей земли. Остальной земельной площадью пользовались 98 процентов крестьянских хозяйств губернии. У основной массы крестьян надел на двор не превышал 8 десятин. В таких условиях широко была распространена аренда помещичьей земли на основе отработок.
Массовым было и такое явление, как отходничество. Десятки тысяч крестьян ежегодно на 6-7 месяцев уходили на заработки в города, на сельскохозяйственные работы в другие регионы. Много отходников было в татарских деревнях. В нескольких деревнях Арского уезда существовал даже такой вид отходничества, как выезд на зиму в Южную Америку на полевые работы и выпас скота. Об этом писал впоследствии известный ученый-этнограф Н.И. Воробьев, встречавший в некоторых селениях пожилых татар, вполне прилично говоривших на испанском языке.
Растущее малоземелье, расслоение крестьянства, сохранение помещичьего землевладения вызывали в деревне социальную напряженность, обостряли уравнительные настроения. Ситуацию усугубляли периодически повторяющиеся неурожаи и голодные годы. Все это подпитывало активность радикальных партий. Особую популярность среди крестьянства имели в начале века социалисты-революционеры (эсеры), предлагавшие самые доступные пониманию крестьян «рецепты» достижения лучшей жизни: раздел всей земли по едокам.
Несколько разрядила обстановку столыпинская аграрная реформа, которая предусматривала также ликвидацию крестьянского малоземелья, создание крепких единоличных хозяйств. К 1915 г. в Казанской губернии из общины вышли более 33 тысяч крестьянских дворов (к началу реформы общее число этих дворов превышало 367 тысяч). Из них на долю дворов татарских крестьян приходилось 18 процентов. Возникло свыше 1,4 тысячи хуторов и отрубов. Примерно 7 тысяч человек переселились на Урал и в Сибирь.
Однако аграрная реформа П.А. Столыпина никоим образом не затрагивала помещичье землевладение. В Казанской же губернии 500 помещичьих семей владели 13 процентами всей земли, и крестьянство по-прежнему мечтало прибрать эту землю. Появилась и новая линия противостояния — между крестьянами-общинниками и крестьянами, вышедшими на хутора и отруба. Нередкими стали факты, когда бывшие односельчане поджигали постройки хуторян, травили их скот, уничтожали посевы.
Земельный вопрос по-прежнему не был решен. В этих условиях крестьянство продолжало оставаться благодатной почвой для деятельности революционных партий.
Таким образом, в начале XX в. промышленность, сельское хозяйство Казанской губернии продолжали развиваться по капиталистическому пути. Это развитие не сопровождалось улучшением положения рабочего класса и крестьянства. Обездоленность, бесправие основной массы населения рождали социальный протест. Надвигалось время революционных событий.
Вопросы и задания
1. Какие отрасли промышленности получили преимущественное развитие в Казанской губернии в начале XX в.? 2. Охарактеризуйте предпринимательскую деятельность татарской буржуазии. 3. Сопоставьте развитие промышленности в Казанской губернии в пореформенный период и в начале XX в. К каким выводам вы пришли? 4. В чем выражалось развитие капиталистических отношений в деревне Казанской губернии в этот период? 5. Стала ли Казанская губерния в начале XX в. индустриальным регионом? Аргументируйте свой ответ. 6. Каким образом изменилось положение рабочего класса и крестьянства в начале XX в.? 7. Попробуйте выразить основные интересы рабочего класса, крестьянства. Что мешало, на ваш взгляд, удовлетворению этих интересов? 8. В чем была заинтересована буржуазия края, в том числе национальная?
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 703;