Развитие татарской культуры в начале XX в.
Как мы помним, уже во второй половине XIX в. татарская культура получает значительное развитие. В начале следующего столетия она переживает настоящий подъем. Этот подъем во многом был связан с теми процессами, которые вызвала первая российская революция. Достижения в различных областях культурной жизни татарского общества были столь весомы, что можно говорить о «серебряном веке» татарской культуры периода 1900-1916 гг.
Образование.Основу татарской системы образования по-прежнему составляли мектебы и медресе. В начале же XX в. их количество значительно возросло. Так, в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мектебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся.
Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русской и европейской культуры.
Другим важным изменением стало развитие новометодных (джадидистских) школ. К концу первого десятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения.
Наиболее крупными медресе являлись «Мухаммадия», «Касимия», «Марджания» (Казань), «Галия», «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Буби» (д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии), «Губайдия» (с. Байряка Бугуль-минского уезда Самарской губернии). Как правило, большинство изучаемых в них дисциплин имело светский характер. В «Мухаммадии», например, преподавались арифметика, география, логика, геометрия, всеобщая история и история России, русский язык, восточные языки, психология, педагогика, этика, медицина, юриспруденция и другие предметы. В этом медресе работали литературный и драматический кружки, выходили рукописные газеты.
Конечно, не все медресе находились на должном уровне. Г. Тукай, не без горечи, писал: «В медресе провели мы очень много лет, потеряли время, потеряли свет». Но это было явлением нередким и у других народов. Вспомним убогое образование в церковно-приходских школах или «Очерки бурсы» русского писателя Н.Г. Помяловского, который показал, как духовная семинария уродовала и душу, и тело воспитанников. Вопросы реформирования школ и повышения качества образования
волновали в начале XX в. общественность всех народов России.
Приметой времени являлось развитие татарского женского образования. Широкой известностью пользовались новометодные школы Л. Хусаиновой, М. Музаффарии, Р. Амирхании, С. Амирхании в Казани, Ф. Адгамовой в Оренбурге, Ф. Гайнутдиновой в Чистополе. В числе изучаемых здесь дисциплин были такие, как татарское письмо и чтение, арифметика, география и история. Еще более широкий круг светских дисциплин входил в программу первой татарской женской гимназии Ф. Аитовой, которая была открыта в конце октября 1916 г. в Казани. В те же годы в Уфе работали курсы для татарских и башкирских учительниц, в Троицке была орга-
низована частная женская семинария для татарок. Татарская школа развивалась в трудных условиях. Новым явлениям в ней препятствовали не только кадимисты. Становлению светского образования у татар всемерно противодействовали власти, чиновники на местах. Примечательно название книги, которую издал в1908 г. инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, — «Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе». Как «в высшей степени нежелательное явление» была охарактеризована светская школа татар в материалах «Особого совещания» по мусульманским делам, которое состоялось в 1914 г. в Петербурге.
Однако ничто не могло погасить стремления татар к знаниям. «Среди народностей, населяющих восточную часть России, — отмечал тот же Я.Д. Коблов, — татары магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски». В начале XX в. около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке.
Усиливалась тяга и к получению высшего образования. Если в 1908 г. среди студентов Казанского университета было 13 татар, то через пять лет — 27. Татарская речь была слышна и в университетах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы и даже за рубежом. Так, татары учились в высших и средних учебных заведениях Парижа, Льежа, Лейпцига, Женевы, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Токио. Несколько татар окончили Каирский, Стамбульский университеты. Разумеется, образование в университетах и других высших учебных заведениях европейского типа было доступно юношам и девушкам из состоятельных семей.
Литература. В истории татарской литературы начало XX в. стало переломным этапом. Это был период ее невиданного расцвета, возникновения и формирования новых направлений и художественных методов. Видоизменялись традиционные жанры, возникали новые, расширился круг тем. Неотъемлемой частью литературно-художественного процесса стала татарская литературная критика. Татарские писатели, поэты все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западноевропейской литератур.
На первое десятилетие века приходится и пик творчества ряда уже сложившихся мастеров слова, и выход на литературную арену молодых писателей. Многие из них впоследствии стали классиками татарской литературы.
Стремительно и весомо вошел в художественную, общественно-политическую жизнь татарского народа Габдулла Тукай (1886-1913). Это был не только великий поэт, но и блестящий прозаик, публицист, педагог. Тукай стал одним из основателей новой татарской литературы, современного татарского языка. Им были заложены основы татарской реалистической критики.
Высокий долг поэта-гражданина, любовь к родному языку, родной земле, проблемы равноправия женщин,мечты об обществе, свободном от социального и национального гнета, обличение самодержавия, феодально-патриархальных пережитков, консерватизма — все эти темы нашли отражение в творчестве Тукая. В числе его произведений назовем такие, как «Писателю», «Пара коней», «Шурале», «Свободу женщине», «Не уйдем», «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Особое звучание у Тукая приобрела тема дружбы русского и татарского народов. В стихотворении «Надежды народа в связи с юбилеем» он писал:
На русской земле проложили мы след,
Мы чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, —
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Но кончается оно гневным напоминанием самодержавию:
Мы верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?
Произведения Тукая не теряют свою притягательную силу и сейчас. Его стихотворение «Туган тел» («Родиной язык») стало как бы неофициальным гимном татарского народа. Умер Тукай молодым, в двадцать семь лет, от туберкулеза легких.
Плодотворную жизнь прожил классик татарской литературы Маджит Гафури (1880-1934). Он встретил {революцию уже зрелым писателем, автором многих популярных стихов и прозаических произведений. В 1907-1913 гг. вышли такие повести М. Гафури, как «Бедняки», «Жизнь Хамида», были изданы сборники его стихов «Любовь к нации», «Национальные стихи», «Басни». М. Гафури продолжил традиции просветительства, критического реализма. Он одним из первых среди поэтов мусульманских народов России выступил против империалистической войны. Самым популярным татарским драматургом (его называли татарским Островским) начала века был Галиаскар Камал (1879-1933). Он стал одним из основоположников татарской драматургии и театра. В пьесах «Несчастный юноша», «Первое представление», «Ради подарка», «Тайны нашего города», «Банкрот», написанных сочным и образным народным языком, Г. Камал дал великолепные картины быта татарского народа, бичевал зарвавшихся богачей, сатирически показывал пороки некоторых духовных лиц. Его пьесы уже почти сто лет не сходят со сцены театра, вызывая аплодисменты уже внуков и правнуков первых зрителей.
В 1907 г. свой первый рассказ «Изгнание шакирда» опубликовал Галимджан Ибрагимов (1887-1938), ставший одним из выдающихся литераторов и общественых деятелей. С его именем мы еще неоднократно встретимся в последующем. Большой популярностью среди всех слоев татарского общества пользовались произведения Фатиха Амирхана (1886-1926), Шарифа Камала (1884-1942), Гафура Кулахметова (1881-1918), Фатиха Карими (1870-1937), Сагита Рамеева (1880-1926) и других литераторов. Своеобразный характер носило поэтическое творчество Дэрдменда (1859-1921). Поэзию оренбургского золотопромышленника, депутата I Государственной думы отличали трагическое восприятие мира, тонкий лиризм и психологизм. Дэрдменд перевел на татарский язык произведения таких русских писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
Особенно стремителен был взлет популярности Гаяза Исхаки (1878-1954) — выдающегося прозаика, политика и философа. В его повести «Зиндан» (в ее основу легли его личные впечатления от пребывания в Чистопольской тюрьме) раскрываются нравы заключенных и служителей закона в непростые годы обострения общественных противоречий и революционной борьбы. Это произведение сделало имя Г. Исхаки известным в кругах широкой общественности мусульманских регионов. Несколько ранее Гаязом Исхаки была написана просветительская антиутопия «Исчезновение через 200 лет».
Всего перу этого автора принадлежит около шестидесяти произведений, в том числе романов, повестей, рассказов.
Своеобразным литературно-политическим «бестселлером» стала и книга Ф. Туктарова о мусульманских депутатах Государственной думы, которая в острой и образной форме раскрывала их деятельность.
Периодическая печать. Книгоиздательское дело.Под влиянием первой российской революции у татар возникла, и начала бурно развиваться периодическая печать. В 1905-1907 гг. по всей России на татарском языке выходили 33 периодических издания — 21 газета и 12 журналов.
Первое периодическое издание на татарском языке в Казани появилось в ноябре 1905 года. Это была общественно-политическая и литературная газета татарских либералов «Казан мухбире»
(«Казанский вестник»). Она выходила в течение шести лет, одним из ее редакторов был Ю. Акчура. В 1906 г. начали издаваться общественно-политическая газета «Юлдуз» («Звезда») и общественно-политическая и литературная газета «Баянельхак» («Разъяснение истины»). Тогда же вышел в свет журнал «ад-Дин Ва аль-Адаб» («Религия и воспитание»).
Наряду с Казанью газеты и журналы на татарском языке выходили в Астрахани, Москве, Петербурге, Мен-зелинске, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Троицке, Уфе и других российских городах. Так, братья Рамиевы издавали в Оренбурге общественно-политическую газету «Вакыт» («Время») и общественно-просветительский и литературно-публицистический журнал «Шура» («Совет»). В журнале сотрудничали Ю. Акчура, Г. Тукай, Г. Ибрагимов и другие. В Уральске выходила общедемократическая газета «Фикер» («Мысль»).
В Оренбурге недолго издавалась близкая по взглядам к социал-демократам большевистского направления газета «Урал». В ее издании принимали активное участие И. Ахтямов, X. Ямашев, X. Ямашева-Бадамшина.
Только в Петербурге в 1910 г. выходило четыре татарских газеты. Одна из них — «Нур» — была первой татарской газетой в России. Она печаталась на языке,более близком к народному, с минимальным употреблением заимствований из арабского и персидского языков. Бе издавал выдающийся духовный и общественный деятель, ахун Атаулла Баязитов. С его именем связано и строительство лучшей в России петербургской мечети. Деньги на ее создание давали все мусульмане — от поденщиков и приказчиков и до бухарского эмира. Она была открыта уже после смерти А. Баязитова в 1911 г.
Бурно развивалось татарское книгоиздательское дело. Увеличилось число типографий, возникли целые фирмы, специализирующиеся на издании и торговле книгами. Это — книготорговая фирма Каримовых, «Сабах» («Рассвет»), «Миллят» («Нация»), «Магариф» («Просвещение») и другие. Заметный вклад в татарское книгоиздательское дело вносили типографии русских издателей. Только в 1910-1913 гг. было издано около двух тысяч татарских книг.
Центром татарского книгопечатания являлась Казань. Первое место по количеству выпускаемых книг занимала типография братьев Каримовых. До 1917 г. в ней было напечатано 1,7 тысячи изданий общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В этой типографии были изданы художественные произведения М. Гафури, Ф. Карими, М. Файзи, Н. Думави, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Д. Дефо, Г.Х. Андерсена, других поэтов и писателей.
Театр, музыка. Татарский самодеятельный театр, как мы помним, развивался со второй половины XIX в. Теперь, в начале следующего столетия, он становится профессиональным. Начало ему положили публичные спектакли любителей из среды татарской интеллигенции, которые были организованы в 1906 г. в Казани.
С 1903 г. в Казани существовал кружок любителей литературы, театра и музыкального искусства, участниками которого были также Ф. Амирхан, Г. Кулахметов, X. Ямашев. 22 декабря 1906 г. членами кружка в казанском Новом клубе было показано публичное театральное представление на татарском языке. Зрители увидели пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя») и «Гайшык бэласе» («Из-за любви»). Этот день и считается днем зарождения татарского театра. Оригинальные произведения для сцены были написаны Г. Исхаки, Г. Камалом, М. Файзи, Ф. Амирханом, С. Рамиевым, Г. Кулахметовым. Возникновение и развитие национального сценического искусства связано с деятельностью первых татарских театральных трупп «Сайяр», «Hyp», «Ширкат», «Яшлек». Они гастролировали по городам Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Кавказа, Крыма. В них сформировалось поколение талантливых актеров и режиссеров: Ш. Кудашев-Имансий, С. Гизатуллина-Волжская, И. Кудашев-Ашказарский, М. Мутин, 3. Султанов, Г. Болгарская, Г. Болгарский, Г. Кариев, Камал I, Ф. Ильская и другие. Особую роль сыграла труппа «Сайяр» и ее руководитель Габдулла Кариев (1886-1920). Эта труппа заложила основы татарского профессионального театрального искусства, под ее влиянием татарские театры зародились в Казани, Оренбурге, Уфе, Симферополе.
Начало века ознаменовалось появлением ряда ярких имен в области музыкального искусства. В Восточном клубе Казани, ставшем центром культуры татар, композитор Загидулла Яруллин (1888-1964) создал первый струнный оркестр. Он же написал самый популярный среди татар «Марш Тукая», который в то время считал символом духовных надежд народа. Наиболее популярными инструментами были скрип мандолина и гармоники. На концерты гармониста-виртуоза Файзуллы Туишева (1884-1958) во всех горо-к, где проживали татары, приходили сотни людей. Из первых профессиональных певцов татар самыми известными были Фаттах Латыпов (1884-1966), Ф. Гумерва и друг, Тукая — Камиль Мутыги (1883-1941). Появились и первые записи татарской музыки на валиках фонографа и граммофонных пластинках. Энтузиастом ихвнедрения стал талантливый самоучка Гилязетдин Сайфуллин (1873-1946). Он известен и как музыкальный мастер, собиратель народных песен. Таким образом, в период 1900-1916 гг. татарская натура сделал заметный шаг вперед. Большую светскую направленность приобрела система национального образования, увеличилось число татарских школ, стало доступней высшее образование. На новую ступень поднялась татарская литература. Возникли национальная периодическая печать и национальный профессиональный театр.
Вопросы, и задания
1. Какие изменения произошли в национальной системе образования? С чем эти изменения были связаны? 2. Что препятствовало развитию, татарской школы? В чем это выражалось? 3. Охарактеризуйте изменения, которыми было отмечено развитие татарской прозы, поэзии в начале XX в. 4. На примере творчества Г. Тукая покажите, какие проблемы волновали татарское общество. 5. Подготовьте рассказ о жизни и творчестве одного из татарских поэтов или прозаиков начала XX в. в. По возможности посетите театральный спектакль по пьесе кого-либо из татарских драматургов начала XX в. 7. Представьте мир татарской периодической печати 1905-1916 гг. 8. Что нового появилось в татарском книгоиздательском деле? 9. Составьте рассказ о зарождении татарского профессионального театра. 10. Что вы узнали о татарской музыкальной культуре?
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 803;