Культура края в первой половине XIX в.
Первая половина XIX в. стала временем нового подъема отечественной культуры. Серьезные изменения произошли в культурной жизни края, населявших ее народов.
Образование и наука, общественная мысль. В 1804 г. был основан первый в Поволжье и третий в России Казанский университет. В феврале следующего года его переступили первые 33 студента. Их подготовкой предстояло заняться восьми ординарным профессорам, пяти адъюнкт- профессорам и шести учителям.
С 1814 г. в университете создаются нравственно-политический, врачебный физико-математический и словесный факультеты.
Казанский университет сыграл огромную роль в развитии науки и просвещения. Он в течение непродолжительного времени обрел всероссийскую и мировую известность как крупный научный центр. Эта известность была, прежде всего связана с именами, научными открытиями Н.И. Лобачевского, И.М. Симонова, Н.Н. Зинина и многих других ученых университета.
Сын землемера, выпускник университета Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) в 24 года стал экстраординарным профессором. 12 февраля 1826 г. он впервые публично прочитал записку «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных линиях». Тем самым было положено начало неэвклидовой геометрии. Новые представления о природе пространства раздвинули горизонты науки на десятилетия вперед. Н.И. Лобачевский был назван «Коперником геометрии». Его перу принадлежат труды по алгебре, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
Почти два десятилетия Н.И. Лобачевский возглавлял Казанский университет. Будучи ректором, он вложил много сил в его восстановление после погрома, учиненного реакционером М.Л. Магницким, и в развитие этого высшего учебного заведения. Были перестроены здания университета, открыты астрономическая обсерватория, химическая и физическая лаборатории, анатомический театр и клиника.
Неутомим был Лобачевский и на общественном поприще. Он стал одним из основателей Казанского экономического общества, организовал его опытную сельскохозяйственную ферму, участвовал в создании в Казани периодической печати и в издании научных трудов. Как помощник попечителя Казанского учебного округа Лобачевский немало потрудился над улучшением преподавания в его учебных заведениях.
В 1811 г. в университете начались астрономические наблюдения. В этих наблюдениях участвовал вместе с Н.И. Лобачевским студент ИМ. Симонов (1794-1855),впоследствии один из основателей Казанской астрономической школы. В двадцать два года сын астраханского купца Иван Михайлович Симонов стал профессором Казанского университета. В 1819-1821 гг. русские мореплаватели М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен предприняли кругосветную экспедицию к Южному полюсу. Научным руководителем, астрономом этой экспедиции, открывшей Антарктиду и 29 островов, был И.М. Симонов (один из открытых островов по предложению Беллинсгаузена был назван именем Симонова). Вернувшись из путешествия, он написал ряд астрономических трудов, работу по климату Антарктики. За свои научные труды он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
С именем И.М. Симонова связано создание городской астрономической обсерватории Казанского университета, которая сделала Казань астрономическим центром России, а также магнитной обсерватории. По инициативе ректора университета И.М. Симонова начали выходить «Ученые записки университета». Им впервые был издан отечественный учебник по астрономии «Руководство к умозрительной астрономии».
Мировой славой пользовался основатель казанской колы химиков Николай Николаевич Зинин (1812-§1880). В химической лаборатории университета ему впервые удалось получить в 1842 г. анилин из каменоугольного дегтя (ранее это красящее вещество добытого из растения индиго). Это открытие положило начало новой эпохе в развитии химической науки, легло в основу создания синтетических материалов, производства лекарственных средств, душистых и других веществ. Ученик Н.Н. Зинина A.M. Бутлеров писал: «Зинину обязана русская химия своим вступлением в самостоятельную жизнь, его труды впервые заставили ученых Западной Европы отвести русской химии почетное место».
Интенсивная научная деятельность велась на востоковедческих кафедрах, получивших название «Восточный разряд». Крупными востоковедами являлись рессора ИЛ. Березин, ОМ. Ковалевский, ХД. Френ, .К. Казем-Бек, ВЛ. Васильев и другие ученые.
С 1812 г. на арабо-персидской кафедре начал работать Ибрагим Исхакович Халъфин (1778-1829), преподаватель татарского языка в 1-й Казанской мужской гимназии. Теперь и университетский лектор татарского языка он вел большую научную, просветительскую деятельностью. В 1823 г. И.И. Хальфин стал первым из татар адъюнкт-профессором Казанского университета. Среди его трудов — «Азбука и этимология татарского языка», «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения», татарская хрестоматия «Жизнь Чингиз-хана и Аксак-Тимура с присовокуплением разных отрывков, до истории касающихся». Благодаря работам И.И. Хальфина западноевропейские ученые могли познакомиться с татарскими источниками.
Многим обязано И.И. Хальфину татарское просветительство, которое начало зарождаться на рубеже XVIII-XIX вв. Он первым среди татар высказал основные просветительские идеи. Прогресс татарского народа И.И. Хальфин неразрывно связывал со светским образованием, с использованием достижений русского и европейского просвещения. Сам хорошо владевший русским языком, он выступал за его изучение всеми татарами. При его участии было разработано несколько проектов организации светских национальных школ для татар, однако они не получили поддержки в правительственных кругах.
Утверждению и развитию основных идей просветительства активно содействовал Хусаин Фаизханов (1828-1866). Он так же, как и Ибрагим Хальфин, работал преподавателем университета, имел звание адъюнкта восточной словесности (в 1854 г. в связи с переводом в Петербургский университет восточного разряда туда переезжает и Фаизханов, но связей с Казанью не прерывает). Известность X. Фаизханову как филологу и историку принесли его «Краткая грамматика татарского языка», исторические исследования старинных языков и грамот, татарских надгробных камней и другие труды. X. Фаизханов выступал за организацию светского образования для татар, подготовил проект реформы татарской школы, а также проекты издания газет и журналов на татарском языке. Он считал необходимым, чтобы татары, наравне с русскими, имели возможность получать высшее образование.
Татарскими просветителями являлись Мухаммад-Гали Махмудов (1824-1891), а также Салихджан Бикташевич Кукляшев (1811-1864) и Абдюш Ахтямович Вагапов (1814-1876), вышедшие из стен университета. Так, М.-Г. Махмудов в восемнадцать лет начал преподавать в университете, а затем в 1-й Казанской мужской гимназии восточную каллиграфию. Он собирал и издавал песни, поговорки, загадки и другие произведения татарского народного творчества, вместе с И. Хальфиным издавал на татарском языке произведения русских писателей. При его участии в 70-е гг. была организована Казанская татарская учительская школа, в которой он работал инспектором. Формирование и развитие татарского просветительства, передовой общественной мысли и деятельность Казанского университета, таким образом, неразрывно связаны. Дело и в том, что университету был присущ дух вольнодумства. Выпускник Казанского университета, впоследствии член отделения русского языка и литературы Российской академии В.И. Панаев вспоминал: «В свободное время от классов и забав посвящали мы суждениям о предметах высоких, или изящных: подвиги героев, черты самоотвержения, торжество добродетели, творения великих писателей и поэтов, — вот что составляло предмет наших разговоров, наших помышлений,
наполняло сердца наши и души».
А вот другое свидетельство. Посланный в Казань для ревизии университета в 1819 г. М.Л. Магницкий доносил петербургским чиновникам, что «профессоры безбожных университетов передают тонкий яд неверия и ненависти к законным властям несчастному юношеству». Еще раньше профессор П.С. Кондырев перевел на русский язык и издал книгу, которая представляла собой популярное изложение труда английского экономиста А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней звучали идеи либерализма.
В 1845 г. в Казань приехал Д.И. Мейер. Вокруг доктора гражданского права стал формироваться кружок петрашевцев. Мейер открыто проповедовал либеральные взгляды. В 1834 г. был обвинен в распространении среди студентов потаенной литературы казанский помещик Э.П. Перцов. В 40-х гг. агитацию вели сосланные в Казань студенты западных российских университетов.
К числу прогрессивно настроенных профессоров университета относился Карл Федорович Фукс (1776-1846). Здесь он читал лекции, а с 1823 г. по 1827-й был ректором. Созданный им кружок являлся своего рода центром общения и сближения русской и татарской интеллигенции города. На квартире Фукса можно было встретить университетского лектора татарского языка А. Даминева, преподавателя персидской словесности А.Т. Мир-Муминова, педагога и переводчика С. Кукляшева, педагога и ученого М.-Г. Махмудова, государственных чиновников, ахуна, мулл, купцов Юнусовых. Здесь же читались доклады на самые различные научные темы. Результатом многолетних научных изысканий самого Фукса стали его книги «Краткая история Казани» и «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».
В первой половине XIX в. активно занимались изучением края и другие ученые университета. Это востоковед, доктор философии ФЛ. Эрдман, профессор турецкого и татарского языков ИЛ. Березин, профессор восточных языков ХД. Френ. Так, И. Н. Березиным были написаны книги «Татарский летописец», «Булгар на Волге», «Вторжение монголов в Россию». Много познавательного материала содержат работы М.С. Рыбушкина «Краткая история Казани», B.C. Ешевского «Русская колонизация северо-восточного края», В Л. Сбоева «О быте крестьян Казанской губернии», «Исследование об инородцах Казанской губернии».
Роль Казанского университета в культурной, духовной жизни края первой половины XIX столетия велика и неоспорима. Однако поначалу татары, башкиры, представители других нерусских народов неправославной веры не имели возможности стать его студентами. Лишь через двенадцать лет после основания университета поступило разрешение на прием 20 мусульман на медицинский факультет. Это правило было подтверждено в 1849 г. Тем не менее первые татары и башкиры, представители других тюркских народов получили высшее образование в стенах Казанского университета. Общее их число к середине XIX в. составляло несколько десятков человек.
Определенное развитие в этот период получает начальное и среднее образование. Возникают школы для детей русских государственных и удельных крестьян, в уездных городах учреждаются уездные училища. Кроме уже существовавшей 1-й Казанской гимназии, на базе главного народного училища в 1835 г. создается 2-я гимназия. В последующем многие ее питомцы заняли высшие административные должности, многие стали профессорами Казанского университета, в том числе литературовед Н.Н. Булич, физиолог Н.О. Ковалевский, химик А.М. Зайцев, зоолог Н.М. Мельников, медик Н.И. Котовщиков. Шестью годами позже на средства помещицы А.Н. Родионовой открывается Казанский институт благородных девиц, названный Родионовским. Долгое время институт оставался единственным женским образовательным учреждением в крае. Многие ее воспитанницы работали в самом институте и возникших затем женских учебных заведениях. В 1847 г. при Северо-Восточной ферме Казанского экономического общества была открыта сельскохозяйственная школа. Ее воспитанники, прежде всего дети государственных крестьян, получали знания по земледелию, животноводству, огородничеству, ветеринарии. В 1853 г. для детей духовенства создаются епархиальное и окружное училища.
Не оставалось неизменным число татарских школ. В начале второй половины XIX столетия в крае насчитывалось около 500 сельских мектебов и медресе. Татарские учебные заведения находились в особо стесненных условиях, поскольку правительство средств на их содержание не выделяло. К тому же, не допускалось открытие светских татарских учебных заведений.
Издательское дело и периодическая печать. Важное значение для развития культуры края имело зарождение издательского дела и периодической печати. В 1801 г. была открыта в Казани Азиатская типография, приобретенная на средства отставного поручика А. Бурашева. Через год появились первые, изданные здесь книги на арабском алфавите. В 1807 г. казанским губернатором Б.А. Мансуровым была основана русская типография при губернском правлении. Некоторое время спустя основывается типография Казанского университета, в состав которой позднее вошла Азиатская. Одной из первых изданных здесь книг был букварь и этимология татарского языка И. Хальфина. Впоследствии в Казани были открыты частные типографии Л. Шевица, Ш. Яхина, К.А. Тилли, Г.М. Вячеслава, В результате в первой половине XIX в. по общему количеству издаваемых книг Казань стала занимать третье место в России после Москвы и Петербурга.
Книги несли с собой знания. Их распространению способствовали периодические издания. В первой половине XIX в. появились такие газеты, как «Казанские известия», «Казанские губернские ведомости», журналы «Казанский вестник», «Заволжский муравей». Свои «Ученые записки» начал издавать Казанский университет, а затем стали выходить «Записки Казанского экономического общества». По-разному сложилась судьба этих изданий, они имели разную направленность. Так, основанные в 1811 г. «Казанские известия», которые являлись первой провинциальной газетой в России, через девять лет были закрыты Магницким. С конца 20-х гг. видное место среди либеральной печати России занял журнал «Казанский вестник». В либеральном духе издавался «Заволжский муравей», на страницах которого печаталось немало материалов по истории, географии, статистике, этнографии, по общественным вопросам. Одним из редакторов журнала был преподаватель Казанского университета, историк края М.С. Рыбушкин. Журнал просуществовал только два года, он вынужден был закрыться в 1834 г. из-за недостатка подписчиков. Татарской периодической печати в то время не было. Попытки ее создания не были поддержаны правительством.
Художественная литература, театр, живопись. Нередко на страницах периодической печати можно было встретить произведения художественной литературы. Издавались также литературные сборники, проводились литературные вечера. И в этом отражалось развитие художественной литературы края.
На протяжении нескольких десятилетий центром литературной жизни являлось созданное в 1806 г. Общество любителей отечественной словесности. В нем Объединилось несколько десятков писателей, поэтов, которые представляли все тогдашние литературные направления — классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм. Инициаторами и активными членами общества были преподаватель Казанского университета, автор знаменитого стихотворения «Во поле березонька стояла», ставшего песней, Н.М. Ибрагимов, С.Т. Аксаков, университетский профессор П.С. Кондырев, В.И. Панаев, астроном И.М. Симонов и некоторые другие. Почетными членами общества являлись Г.Р. Державин, Э.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, многие другие видные русские поэты и писатели. Пробовали свое перо студенты Казанского университета. В 1805-1807 гг. они издавали рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В доме К.Ф. Фукса, жена которого была поэтессой, страивались литературные вечера. На одном из таких вечеров присутствовал 7 сентября 1833 г. А.С. Пушкин, выбиравший материалы по истории пугачевского бунта, где же с ним встретился поэт Е.А. Боратынский, находившийся в Казани. Казанские впечатления отразились в таких стихах Е. Боратынского, как «Мой Элизий», «Где сладкий шепот...», «На смерть Гете». Не стояла на месте и татарская художественная литература. В первой половине XIX в. татарские писатели поэты создают новые произведения, написанные доступном широким слоям татарского общества зыке. Это, прежде всего Габдельджаббар Кандалый 1797-1860), из-под пера которого вышли, например, татарские лирико-эпические поэмы «Мулла и абыстай», Сахибжамал». Новые произведения создали Утыз Имяни (1754-1834), Хибатулла Салихов (1794-1867), Абульманих Каргалый (1782-1833), другие поэты и писатели. Так, были опубликованы две книги поэтических произведений X. Салихова «Подарок потомкам» и «Свод правил поведения»; «Переводы Абульманиха Хаджи из Сеитовой слободы» А. Каргалыя.
Татарская интеллигенция активно занималась популяризацией устного народного творчества, переводческой деятельностью. Татарские народные песни, поговорки, загадки широко были представлены в «Татарской хрестоматии» М.И. Иванова, «Сборник татарских рассказов» был издан СБ. Кукляшевым. Перевод на татарский язык произведений русской литературы связан с именами М.-Г. Махмудова, И.И.Хальфина.
Продолжали развиваться театральные традиции. Русский театр становился профессиональным. На его сцене можно было увидеть пьесы Я. Княжнина, А. Сумарокова, других авторов. Трижды была поставлена комедия А. Грибоедова «Горе от ума», первый раз — с участием великого русского актера М.С. Щепкина. Из местных артистов известны были Н.К. Милославский, АЛ. Стрелков, В.И. Виноградов, Е.Г. Пиунова. Однажды в одном из любительских спектаклей участвовал студент Казанского университета Л.Н. Толстой. Театральные представления привлекали внимание татар. Как писал М.С. Рыбушкин в «Краткой истории Казани», изданной в 1848 г., они «стали страстными любителями театра». Кроме того, в Казанском университете, гимназиях, в среде интеллигенции действовали кружки любителей театрального искусства.
Менялся архитектурный облик Казани. Город украсили многие здания, построенные в классическом стиле. Был построен по проекту архитекторов П.Г. Пятницкого и МЛ. Коринфского университетский городок. В 1847 г. во дворе университета был установлен первый в России памятник «отцу русских поэтов» Г.Р. Державину (в 1870 г. памятник был перенесен на Театральную площадь, а в 1931 г. — снесен). Привлекали внимание своей архитектурой Гостиный двор, здания городской управы, Дворянского собрания, 1-й Казанской гимназии, городского театра. По заказу татар русскими архитекторами было построено немало каменных и деревянных мечетей. Восточный колорит несли в себе мечеть Иске-Таш в Новотатарской слободе, Голубая и Галеевская мечети в Старотатарской слободе, Базарная мечеть на Сенной площади. .
В первой половине XIX в. Казань четырежды горела. При пожарах огонь уничтожил более двух тысяч строений, преимущественно деревянных. По новому плану застройки Казани в центре города разрешалось строительство только каменных зданий. Крутые, неудобные спуски и подъемы на дорогах были срыты. В 1847 г. началось строительство первой дамбы через Казанку, которая соединила город с Адмиралтейской слободой.
Интересные живописные произведения — картины, гравюры, офорты — оставили после себя преподаватель рисования в Казанском университете Лев Дмитриевич Крюков (1783-1847), учитель рисования в Казанском главном народном училище Василий Степанович Турин (1780-1834), университетский лектор английского языка Эдуард Петрович Турнерелли (1813-1854). Они позволяют увидеть минувшее в ярких реалистических образах, в том числе внешний облик Казани и ее окрестностей первой половины XIX в. (альбомы «Перспективные виды губернского города Казани» В. Турина, «Собрание видов города Казани» Э. Турнерелли). Это относится и картинам живописца, преподавателя 2-й Казанской гимназии, а затем университета Андрея Николаевича Раковича (1815-1866) «Петропавловский собор», «Казань. Кремль». На литографиях В. Турина, Э. Турнерелли изображены и мечети, прилегающие к ним дома Старотатарской слободы. Развивались татарское прикладное искусство, графика на основе традиций каллиграфии, книжной миниатюры, шамаилей.
Таким образом, в первой половине XIX в. духовная, культурная жизнь края стала более богатой, насыщенной и разнообразной. Развивались просвещение, литература, искусство, крупных успехов достигает наука. Возникают профессиональный театр, издательское дело и периодическая печать.
Вопросы и задания
1. В каких областях науки ученые Казанского университета добились наиболее заметных успехов? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. 2. Что привлекает вас в деятельности Н.И. Лобачевского как ученого, ректора университета и общественного деятеля? 3. Кого из татарских просветителей первой половины XIX в. вы знаете? Каким образом они были связаны с Казанским университетом, с русскими учеными? 4. Изложите основные просветительские идеи И. Хальфина. Какие из них кажутся вам наиболее значимыми и в настоящее время? 5. О трудах каких ученых, занимавшихся изучением истории края, вы узнали? Какие из них вы бы хотели прочитать и почему именно? 6. Попытайтесь определить роль Казанского университета в развитии в крае науки, просвещения и общественной мысли. 7. Какие факты свидетельствуют о развитии в крае начального и среднего образования? 8. Опишите состояние татарской национальной школы. 9. Какие типографии были открыты в Казани в первой половине XIX в.? О чем говорило появление этих типографий? 10. С материалами, каких периодических изданий первой половины XIX в. вы бы хотели познакомиться? Почему эти издания существовали, как правило, недолго? 11. Чем вы можете объяснить отсутствие татарской периодической печати? 12. Проследите развитие художественной литературы в крае. С творчеством каких писателей, поэтов того времени вы знакомы? 13. Какие виды искусства получили наибольшее развитие в первой половине XIX в.? Подтвердите свои выводы конкретными примерами. 14. Оцените значение первой половины XIX в. в культурной жизни края.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 573;