В ПРЕДРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

 

1825-1861 – дворянский этап революционного движения в России.

 

Охранительное направление

Реакцией на неудачу преобразований Александра I и на выступление декабристов было нарастание консервативных настроений. Именно на эти настроения опирался граф С. С. Уваров, выдвинув свою теорию «официальной народности». Рупорами правительственной идеологии были популярные журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч, издававшие газету «Северная пчела». Идейно обосновывали правительственную концепцию профессора Московского университета М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Они резко противопоставляли Россию «гниющему Западу»: Запад сотрясают революции, в России же царит спокойствие. Связано это было, по мнению сторонников официальной идеологии, с благодетельным влиянием самодержавия и крепостного права, — попечительная власть самодержца и патриархальная забота помещика о своих крестьянах обеспечивали России общественный мир.

 

Либеральное направление

1836 – публикация П. Я. Чаадаевым «Философических писем»,в котором высказал мысли, диаметрально противоположные официальным: России нечем гордиться перед Западом, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. Виной тому, считал Чаадаев, был отрыв России от Европы и в особенности православное мировоззрение. За свое выступление Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Западники

Западники (П. Н. Кудрявцев, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Ф. Корш, Т. Н. Грановский) исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а, следовательно, и о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому, считали западники, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Западники были сторонниками конституционной монархии, политических свобод, выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства.

 

Славянофилы

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аскаковы, Ю. Ф. Самарин) считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм. Однако, власть царя должна остаться неограниченной, но народ должен при этом получить право свободно выражать своё мнение. Подобное сочетание, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, предоставляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению. В основе русской жизни, по мнению славянофилов, лежало общинное начало и принцип согласия (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Глубоко близка русскому национальному характеру была, по мнению славянофилов, православная религия, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Гармоничный уклад русской жизни был разрушен реформами Петра I.

 

Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно откалывается особое направление, представителями которого были А. И. Герцен, Н. П. Огарёв и крупнейший литературный критик В. Г. Белинский. Занимая радикальные позиции в западническом лагере, они постепенно пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме.

Радикалы считали, что первой к социализму придёт не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Опорой же социализма в России станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. Русские радикалы склонялись к революционным методам борьбы.

1844-1849 – кружок В. М. Буташевича-Петрашевского – Санкт-Петербург. Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. Обсуждались планы народного восстания.

1845-1847 – Кирилло-Мефодиевское братство – Киев. Выступление за всеславянскую республиканскую федерацию, за отмену крепостничества.

 

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ

 

Вскоре после вступления на престол Александр II поставил во главе Морского министерства своего брата Константина – убеждённого либерала. Был разрешён свободный выезд за границу, амнистированы декабристы и петрашевцы.

03/1856 – речь Александра II перед московским дворянством: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собой начнёт отменяться снизу».

 








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 478;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.