Мышление и речь. Генетические корни мышления и речи.

План.

  1. Проблема соотношения мышления и речи.
  2. Генетические корни мышления и речи.
  3. Становление внутренней речи в онтогенезе.

1. Проблема соотношения мышления и речи.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует единство, но не тождество.

Н.-р бихевиористы считали, что мысль – это ничто иное как деятельность речевого аппарата. Мы с вами понимаем, что это сильно упрощено.

Сами по себе реакции еще не составляют речи.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но формулируя ее, мы ее и формируем. Речь не только форма мышления, она включается в сам процесс мышления. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

Если мышление совершается в форме образов, то эти образы выполняют в мышлении функцию речи, поскольку они несут смысловое содержание.

Речь и мышление связаны между собой сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, несовпадающей со структурой мышления: грамматика – речь, логика- мышление. Эксперимент М.Э. Гуревича показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает. Бывает и наоборот, словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание выветрилось. Следовательно: речевая форма – не есть мысль.

Утверждение о несовместимости мышления и речи относится и к внутренней речи. Отождествление внутренней речи и мышления не состоятельно. Оно исходит из того, что к речи, в ее отличии от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где он отсутствует (а это во внутренней речи), в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Так как специфичность речи не сводится к наличию в ней звукового материала, данная точка зрения ошибочна. Она заключается в ее грамматической - синтаксической, стилистической – структуре.

Проблема речи и мышления является одной из ведущих в учении Ж.Пиаже (швейцарский педагог).

Главная тема его исследований заключалась в изучении происхождения интеллекта. Деятельность как психолога началась в 1920 году, в Женеве (в Париже). Он установил, что эгоцентризм - главная особенность мышления ребенка, его скрытая умственная позиция. Открыл эгоцентризм детской речи. Вербальный эгоцентризм определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, не осознает различая собственной точки зрения и точки зрения других. В его исследованиях показано, что интеллект возникает у ребенка до овладения речью.

Ж.Пиаже ввел в науку клинический метод исследования детской речи и мышления. Данный метод основывается не на изучении симптомов (внешних признаков), а на изучении процессов, приводящих к их возникновению.

Он создал генетическую психологию, которая занимает особое место между биологией и философией. Стремление связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Ж. Пиаже как психолога.

Соотношение: 2 окружности пересекающиеся. Сфера речевого мышления.

Есть техническое, инструментальное мышление, не имеющее ничего общего с речевым Возникают на более раннем этапе жизни. С другой стороны, воспроизведение стихотворения во внутренней речи не является актом мышления.

2. Генетические корни мышления и речи.

Мышление и речь имеют генетически различные корни. Данный факт подтверждается в исследованиях Келера и Иеркса, осуществленный на человекообразных обезьянах - шимпанзе. Опыты доказали, что мышление появляется у животных независимо от развития речи. Существует первичная фаза в развитии мышления – доречевая. Так же было установлено, что у шимпанзе есть своя богатая и весьма человекоподобная речь, но эта относительно высокоразвитая речь не имеет еще непосредственно много общего с его тоже относительно высокоразвитым интеллектом (врятли обезьяна заговорит человеческой речью и будет думать как человек).

В онтогенезе отношение обеих линий развития мышления и речи смутно. Однако, точно установлено, что мышление ребенка в своем развитии проходит доречевую стадию. Крик, лепет, являются совершенно явными стадиями в развитии речи, но стадиями доинтеллектуальными. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.

В 1 год у ребенка появляется социальная функция речи, а в 2 года линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало новой форме поведения. В этот переломный момент, когда ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое название, речь становится интеллектаульной, а мышление речевым. Ребенок, у которого произошел данный перелом начинает активно осваивать словарь, спрашивая о каждой вещи. Мейман выделил следующие стадии:

1 стадия является аффективно-волевой и начинается до этого перелома.

Начиная с момента перелома речь вступает в 2 интеллектуальную стадию Ребенок открывает символическую функцию речи. Ребенок начинает понимать отношение между языком и значением.

3. Становление внутренней речи в онтогенезе.

Точка зрения Ж. Пиаже

Пиаже считал, что изначально ребенку свойственна подсознательная мысль, аутическая, при которой интересы направлены не на удовлетворение органических потребностей, как при чистом аутизме, а на умственное приспособление. Переходный процесс от внешней речи к внутренней происходит через эгоцентризм детской речи. Пиаже считал , что детская речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения, и не пытается встать на точку зрения собеседника. Он не испытывает желание воздействовать на собеседника и сообщить ему что – либо. Такое понимание встретило много возражений. Пиаже учел их и уточнил понятие. Вербальный эгоцентризм определялся тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника и не осознает различия собственной точки зрения и т.з других. Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. По мнению Пиаже в 3 года эгоцентризм достигает наибольшей величины, от 3 до 6 постепенно убывает, а после 7 исчезает. Вытеснение эгоцентрической точки зрения социальной – есть действующая сила развития речи. Эгоцентризм обуславливает появление у ребенка следующих особенностей:

  1. синкретизм – тенденция связывать все со всем
  2. соположение – отсутствие связи между суждениями
  3. трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее
  4. нечувствительность к противоречию

Данные особенности занимают промежуточное звено между аутической мыслью и логической.

Для Пиаже эгоцентрическая речь является лишь симптомом эгоцентричности сознания, вырастающего из аутизма младенца.

Таким образом, становление внутренней речи проходит по следующим этапам: аутизм, внешняя речь, эгоцентрическая речь – внутренняя речь.

Эгоцентрическая речь является внутренней по своей структуре и внешней по своей физиологической природе. Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней. Она возникает из недостаточной социализации изначально индивидуальной речи. (что оспаривал Выготский, говоря о том, что речь изначально социальна). Эгоцентрическая речь не имеет никакой рельной функции в деятельности ребенка, являясь ее простым сопровождением, не вносящим ничего в ход самой деятельности. Естественно, что такая функция отмирает (что опроверг Выготский, говоря что она носит эксперессивнуюф и ф разряда, она сопровождает детскую активность, ф. образования плана. Она не исчезает, а переходи во внутреннюю).

В развитии любой психологической операции (использование знаков, запоминание, счет…) присутствуют следующие стадии:

1 примитивная или натуральная

2. стадия «наивной психологии»

3. стадия внешнего знака

4 стадия «вращивания».

Точка зрения Л.С. Выготского

Л.С. Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» психологию сознания, которая противостоит поверхностной психологии - бихевиоризма и глубинной – психоанализа. Согласно Л.С Выготкому социальная среда выступает в отношении развития ВПФ в качестве источника развития. ВПФ первоначально возникают как форма коллективного поведения ребенка и лишь в последствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять функцию мышления, но это слияние носит частичный характер.

Выготский основополагающим фактом признает наличие зависимости развития мышления и речи от социально-культурного опыта ребенка. Развитие внутренней речи определяется главным образом извне. Сопоставление развития мышления и речи и развития внутренней речи показывает, что одно развитие является не просто продолжением другого, но что изменяется сам тип развития – с биологического на общественно-исторический. Речевое мышление представляет собой не природную форму, а общественно-историческую.

Выготский подвергал критике т.з Пиаже на понимание природы эгоцентрической речи. В противоположность Пиаже он выдвинул гипотезу об изначальной социальности речи, о возникновении эгоцентрической речи в результате недостаточного обособления, вычленности индивидуальной речи. Он провел ряд опытов, которые показали, что если для ребенка исключить возможность общения, то обнаруживается падение эгоцентризма речи.

Исследования Выготкого показали, что эгоцентрическая речь носит эксперессивную функцию и функцию разряда, она сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления (в ситуации затруднения Д коэффициент эгоцентризма возрастал вдвое), т.е начинает выполнять функцию образования плана. Она не исчезает, а переходит во внутреннюю речь.

Таким образом, эгоцентрическая речь вырастает из социальной речи и реального сотрудничества в практической деятельности. При возникновении трудностей в деятельности (в частности интеллектуальной) эгоцентрическая речь отражает желаемое для ребенка сотрудничество. Тем самым она выполняет регулирующую ф. в отношении деятельности. По мере развития самостоятельности эгоцентрическая речь свертывается. (около 4 лет)

Становление внутренней речи: органические потребности - эмоциональный отклик – сотрудничество - эгоцентрическая речь – внутренняя речь.

Литература к лекции:

1. Петровкий, А.В. , Ярошевский М.Г. Психология/ А.В. Петровкий, М.Г. Ярошевский. – 6-е изд. – М.: «Академия», 2006. – С. 430

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – С. 587–643.

3. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. пед. вузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2003. - 677 с. Рекомендовано МО РФ.

Лекция № 4








Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 3759;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.