Е) теория конвергенции.

Зародилась: 50-е – 60-е г.г. XX в.

Основоположники: Гелбрейт, Арон, Сорокин.

Исследовала влияние двух систем: западных и СССР.

Основные тезисы:

- происходит обмен между государствами (технологии, культура, принципы управления и т.д.), заимствование лучшего;

- результат – сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности;

- результат – утрачивание различий;

- возникает» постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством всеобщего благоденствия.

Критика:

- не учитывается степень преодолимости культурных, религиозных, правовых традиций, которые определяют, в том числе, и особенности управления государством; степень зрелости государства и общества.

 

4. Формационный подход к типологии государств.

Советская наука (в том числе и российская) для исследования исторических форм государств прошлого делала акцент на их классовой сущности в ущерб общесоциальной и создала типологию государств:

- учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государств и отнесении их к определённому историческому типу.

Исторический тип государстваэто категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой.

Критерий классификации:

- характер властеотношений (классовая природа власти, которая принадлежит экономически господствующему классу).

Виды исторических типов государств:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное;

- социалистическое.

Положительное в формационном подходе:

1) логичность, убедительность, научность в изучении государственных форм прошлого;

2) выработаны следующие категории:

- ОЭФ (общественно-экономическая формация) определяется типом производства и формой собственности;

- исторический тип государства;

- классификация государств;

- классы;

- классовая борьба и д.р.

3) определены следующие закономерности и связи:

- соответствие типа государства и ОЭФ («базис определяет надстройку»);

- закономерность смены одной ОЭФ на другую, одного типа государства на другой;

- антагонизм классов; классовая борьба – двигатель смены исторических типов государств («низы не хотят, а верхи не могут жить по старому») и д.р.

Негативное:

1) проблема с типологией восточных государств (далеко не всякая государственная власть имеет классовый характер; не все государства знали рабовладение);

2) классовая типология не объясняет различные сути одного государства в одном историческом типе. Напр., социализм (СССР - общенародное государство – перестройка); капитализм - империализм – акционирование;

3) ошиблись в прогнозах на будущее (Западные страны должны «разлагаться»; в России – путь к коммунистической формации);

4) не объясняет сути современного государства (нет классов, какая же формация?).

Выход:

Суть современных государств можно объяснить из общесоциальной функции государств (это тоже властеотношения, но речь идёт не о принадлежности власти, а об отношениях между государством и личностью). Таким образом, может быть следующая классификация:

- тоталитарное государство;

- авторитарное государство;

- либерально-демократическое;

- демократическое;

- правовое государство.

Цивилизационный подход к типологии государств.

Арнольд Тойнби (XIX-XX) в.в. Его работа – «Постижение истории».

Главная идея– о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры.

Цивилизацияэто замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков.

История цивилизаций напоминает развитие человека. Они

- возникают,

- развиваются,

- стареют,

- умирают.

Картина всемирно- исторического процесса следующая:

I ступень – египетско-вавилонская цивилизация;

II ступень – персидско-иудейская и античная цивилизация;

III ступень – византийско-славянская – восточная + западная цивилизации + исламская;

IV ступень – «Апокалипсис».

Последователи Тойнби дают три этапа цивилизации:

1. локальные (наличие специфических социальных институтов):

(древне-греческие, шумерская, инкская, эллинская);

2. особенные цивилизации (схожие типы государств): индийская, китайская, западно-европейская, восточная, исламская;

3. современные цивилизации (окончательно не сформировалась).

Об эволюции государств Тойнби ничего не говорил.

Его последователи – в зависимости от уровня организации государственных институтов выделяют:

1. первичные цивилизации (часто имеют форму империй), напр., древнеегипетская. Характерно:

- роль государства в жизни общества огромна;

- соединение государства с религией.

2. вторичные: - западно-европейская;

- североамериканская;

- латиноамериканская.

Характерно:

- меньший диктат государства над обществом;

- правитель уже не Бог, а слуга народа;

- власть должна соответствовать сложившимся идеалам в народной среде.








Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 670;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.