Законы логического познания
Логическое познание подчинено своим строгим законам, которые изучаются логикой. Последняя выступает в четырех формах, отображающих различные уровни и срезы логического познания.
Специфические законы логического познания установленытрадиционной формальной логикой, которая в основном была создана Аристотелем. Формальная логика открыла четыре основных закона мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы выступают, с одной стороны, как законы конкретной области действительности — человеческого мышления, с другой—как законы, выражающие универсальную природу человеческого мышления — его способность познавать любые качества бесконечно многообразного мира. Поэтому в ряду законов специфических областей действительности законы логики занимают особое место, выступают как законы идеального, изучаемого философской наукой о мышлении.
Мышление имеет не произвольный, а закономерный характер, однако его законы неверно было бы определить (как, впрочем, иногда и делается) в качестве объективных. Логические законы — законы субъективного. Логические законы суть отображение объективных связей вещей и имеют поэтому объективное содержание. В то же время, являясь законами мысли, они несут в себе и нечто от природы мысли, они сложились как законы движения мысли, а не объективной действительности. Логические законы сформировались в процессе практической деятельности человека в соответствии с объективными связями вещей и собственной природой человека, поскольку эти законы направлены на адекватное отображение мира человеческим сознанием.
Закон тождества: «А есть А» (А=А) заключается в требовании, чтобы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же, не подменялся другим. При всей своей кажущейся тривиальности или тавтологичности закон тождества обеспечивает определенность мысли, предохраняет ее от разрушения и ошибок. Так, этот закон запрещает софизмы, связанные с незаметной подменой «среднего термина» силлогизма внешне сходным с ним другим термином (учетверение терминов).
Закон противоречия требует, чтобы об одном и том же предмете, в одном и том же отношении и в одно и то же время не высказывались две противоположные мысли: «А не есть не-А». Нельзя при указанных условиях определять одно и то же как белое и черное, положительное и отрицательное, истинное и ложное и т. д.
Закон исключенного третьего требует считать истинным лишь одно из двух противоречащих (контрадикторных) высказываний о предмете, исключая истинность какого-либо «третьего» высказывания: «А есть либо В, либо не-В». Так, утверждения о материальности либо идеальности внешнего мира являются противоречащими друг другу и лишь одно из них может быть истинным.
Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана: «Если есть В, то есть его основание — А». Требование обоснованности мышления — фундаментальный закон познания. В силу сложности и опосредованности предметов и явлений реального мира каждая вещь и явление могут быть поняты только при условии изучения порождающих их оснований. Отсутствие достаточных оснований —источник всех заблуждений, ложных представлений о мире, социальных явлениях, человеке. Выше было показано, что идеализм и религия (доказательства «бытия божия») не имеют глубоких оснований, т. е. не следуют из достоверных фактов науки и человеческой практики.
Вторым уровнем формальной логики выступаетматематическая логика, т.е. «логика, — по определению С.К. Клини, — развиваемая математическими методами». Математическая логика исследует закономерности вывода знания с помощью математических средств формализации, что позволило открыть некоторые новые логические закономерности, позволяющие решать трудные логические задачи в области математики, кибернетики, теории релейно-контактных систем, в теории программирования, при создании ЭВМ и т. д.
Математическая логика начинает формироваться Лейбницем, первая ее форма была создана английским логиком и математиком XIX в. Дж. Булем (Булева алгебра логики). В ее развитие внесли большой вклад П. С. Порецкий, Б. Рассел, Д. Гильберт, А. Тарский, А.Н. Колмогоров, С.К. Клини и др. Большую роль в современной науке играет многозначная логика, в которой высказываниям приписывается более чем два (истинно—ложно) значения. Широкое развитие математической логики и ее практических приложений — одна из важнейших особенностей современной цивилизации.
Высшим уровнем логики являетсядиалектическая логика. Если законы формальной логики суть специфические законы мышления как конкретного явления, то в качестве законов диалектической логики выступают всеобщие диалектические законы, которые действуют в равной мере в природе, обществе и мышлении. Диалектическая логика представляет поэтому такой уровень мышления, в котором мышление обнаруживает глубокое внутреннее тождество с природой объективного мира. Диалектическая логика регулирует глубинную стратегию мышления, а не механизм каждой локальной логической связи.
Диалектическая логика не отменяет законов формальной логики, ибо несоблюдение последних означало бы разрушение мысли. Вместе с тем законы формальной логики статичны, огрубляют реальную действительность и становятся совершенно недостаточными для построения наиболее сложных форм мысли, затрагивающих глубинные стороны природы внешнего мира и самого человека. Так, согласно закону тождества предмет мысли должен быть всегда одним и тем же (А==А). Однако от этого формально-логического закона ускользает фундаментальная способность действительности — мира и человеческой сущности — непрерывно изменяться, становиться другой. Эту природу мира и человека отображает диалектика, которая требует рассматривать предмет мысли как находящийся в единстве с самим собой и в то же время противоречащий самому себе: «А есть А и в то же время не-А». При этом диалектическая логика отнюдь не отрицает тождества вещи с самой собой, пока она находится в пределах определенного качества. Диалектическая логика не исключает отношений, фиксируемых формальной логикой, но идет дальше, к предельно глубоким уровням мира и человеческой сущности, в которых (уровнях) устойчивость качества оказывается только моментом более широких свойств и отношений реальности. Диалектика не существует без формальной логики, без нее она превращается в софистику.
Коренная особенность диалектической логики заключается в том, что она схватывает, адекватно отображает противоречивость и развитие мира и человека и является поэтому единственным универсальным способом логического выражения последних, сущности мира и человека. Диалектическая логика выражает дух современной науки и социального бытия, который находится еще в состоянии становления, формирования. Основные концепции современного естествознания, которое, по широкому признанию, становится эволюционным, во все большей мере выражают развитие объективной реальности. Однако собственная система понятий и логика частных наук, как уже отмечалось ранее, всегда остаются принципиально неполными, недостаточными для решения своих собственных фундаментальных проблем. Поэтому успешное развитие современной науки и ее практических приложений возможно в конечном счете лишь благодаря применению — сознательному или стихийному — диалектических форм мысли. В весьма обширной советской и зарубежной философской литературе убедительно показано, что все важнейшие теории современности — квантовая механика, теория относительности, синтетическая теория эволюции и т. д. имеют имплицитный диалектико-материалистический смысл и не могли бы быть созданы и интерпретированы без сознательного или стихийного применения диалектических форм мысли.
Современная наука, ее фундаментальный мыслительный уровень не содержит ни малейшего намека на возникновение каких-либо иных форм мысли, выходящих за пределы диалектической логики. Напротив, многие разделы современной науки либо в силу своего частного характера, либо вследствие достигнутой ступени развития еще не поднялись до уровня целостных диалектических форм мысли. Широкое развитие в современной науке системного мышления представляет собой не что иное, как активное распространение одного из элементов диалектической логики и выступает в качестве свидетельства все более эффективного проникновения диалектической логики в духовную культуру общества.
Наука как логика |
Логика науки. Наряду с тремя рассмотренными уровнями логики существует также конкретная логика науки или логика вещей, имеющая специфический характер в каждой отрасли знания. Если понимать под логикой способ мышления, способ оперирования понятиями, то следует признать, что этот способ зависит не только от общих свойств вещей и их связей, фиксируемых формальной и другими логиками, но и от специфических свойств и связей каждой отдельной области предметного мира. Каждая наука поэтому выступает в качестве логики. Ясно поэтому, что существуют конкретные логики физики, химии, биологии, социальных и других наук.
Эти логики определяются прежде всего специфическими способами существования и развития основных форм материи, которые были рассмотрены нами ранее. Так, логика физики определяется масс-энергетическим характером взаимодействий, логика химии — над-массэнергетическим субстратным синтезом, логика биологии — превращениями и т. д. Существуют также конкретные логики в рамках каждой из фундаментальных отраслей знания. Логика теории Ньютона коренным образом отличается от логики теории относительности, ибо с позиций последней логично мыслить пространство и время изменчивыми, зависимыми от движения и тяготения, что оказывается логическим абсурдом в рамках ньютонианского мышления.
Мышление и язык
Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме. Язык — «непосредственная действительность мысли» (Маркс). Язык представляет собой сложнейшую знаковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово — это материальное явление, имеющее три формы — звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие.
Язык как материальная знаковая система неразрывно связан с системой значений, которая в конечном счете представляет собой совокупность всех понятий, созданных обществом. Вместе с тем система значений имеет свою собственную единицу — отдельные значения, которые не полностью совпадают с понятиями (каждое — с определенным понятием). Таким образом, одна и та же область человеческой деятельности — мышление имеет две структуры. В гносеологическом и логическом планах она представляет собой систему понятий. В отношении к языку мышление выступает как система значений слов.
Неразрывная связь мышления и языка отнюдь не означает, что мышление является частью языка, как это утверждается в неопозитивистской философии языка, превращающей язык в некое целое, частями которого выступают все формы духовной культуры общества. Поскольку значение лишь связано со словом, но не является частью слова, язык так же связан с мышлением, но не включает его в себя как свою часть. Духовная культура общества, прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание непосредственно существует. Язык — материальное средство возникновения и существования мышления, духовной культуры вообще.
Духовная культура развивается по своим собственным законам, отличным от законов развития языка. Она находится в глубокой зависимости от общественно-экономических формаций и претерпевает глубокие изменения с преобразованием экономических, классовых, социальных устоев общества, в то время как язык остается более стабильным и не имеет классового характера. Мышление подчиняется законам логики, но не законам развития языка, хотя и зависит от последних.
Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору в наглядности, образности и должно поэтому получить некоторую иную чувственно фиксируемую опору. Такой опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т. е. знаки. Слово, как материальное явление, становится «ядром конденсации» смысла (значения), выходящего за пределы наглядного образа. Одной из важнейших функций языка является сигнификативная функция (функция обозначения).
Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы средством обмена мыслями между людьми. Коммуникативная функция является второй важнейшей функцией языка.
Природа и функции языка выражают глубинную социальную, родовую сущность человека. Язык — одно из важнейших средств развития родовой и индивидуальной сущности человека.
Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т. д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 естественных языков.
В силу абстрактности языкового знака язык обладает неограниченными возможностями развития, аналитической и синтетической деятельности, направленной на изменение языка. Благодаря этому язык становится средством бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.
Обыденное познание
Обыденное познание связано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практической деятельности, быту и т. д. В обыденной жизни человек познает существенные стороны вещей и явлений природы, социальной практики, быта, которые вовлекаются в сферу его повседневных интересов. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные для отображения сравнительно простых сторон человеческой жизни.
Будучи более простым, обыденное познание однако изучено заметно меньше, чем научное. Мы ограничимся поэтому изложением некоторых его особенностей. Обыденное познание основывается на так называемом здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т. д., сформировавшихся на основе повседневного практического опыта человечества. Здравый смысл — норматив или парадигма обыденного мышления. Важным элементом здравого смысла является чувство реальности, которое отображает исторический уровень развития повседневной жизни людей, общества, их нормы деятельности.
Здравый смысл историчен — на каждом уровне развития общества он имеет свои специфические критерии. Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли. Позднее такое представление становится нелепым. Здравый смысл, или рассудок, испытывает влияние более высоких уровней мышления, научного познания. На каждом историческом этапе в здравом смысле, его нормах отлагаются результаты научного мышления, освоенные большинством людей и превратившиеся в нечто привычное. С усложнением повседневного человеческого быта в сферу здравого смысла переходят все более сложные представления, нормативы, логические формы. Компьютеризация быта обусловливает вторжение в обыденное познание «компьютерных форм мышления». Хотя обыденное познание всегда будет представлять собой относительно простой уровень познания, в настоящее время можно говорить о своего рода онаучивании повседневной .жизни и здравого смысла.
В силу своей относительной простоты и консервативности обыденное познание несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышления минувших веков. Так, религия, имеющая пока еще широкое распространение, представляет собой не растаявший айсберг первобытного мышления с его логикой, основанной на внешних аналогиях, глубинным страхом перед миром и неведомым будущим, надеждой и верой в сверхъестественное.
Вырабатываемый под влиянием повседневной практической деятельности здравый смысл несет в себе и стихийно материалистическое, а в современном мире нередко — и диалектическое содержание. В формах, присущих обыденному познанию, глубинное философское содержание выражается в народных приметах, пословицах и поговорках.
Материалистическая философия всегда в значительной мере опиралась на здравый смысл, непрерывно рождавшийся повседневной человеческой практикой. Вместе с тем здравый смысл всегда ограничен и не располагает гносеологическими и логическими средствами решения сложных проблем человеческого бытия. Здравый смысл, — писал Энгельс, — этот «весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования»1 .
Здравый смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных свойств и т. д. Однако, как уже отмечалось, происходит онаучивание здравого смысла и вряд ли можно отрицать, что противоречивость бытия станет логической нормой и обыденного познания.
История показала, что реакционные движения в общественной жизни всегда стремились использовать негативные стороны обыденного познания, его ограниченности. Так поступает и современный антикоммунизм, использующий известный прием отождествления социализма и марксизма со сталинизмом.
Повседневная жизнь, разумеется, не сводится к деятельности типа «кухонного обихода», повседневная трудовая деятельность, связанная с современным производством, предполагает решение сложных проблем, приближающих обыденное познание к границам, отделяющим его от научного.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 958;