Классификация Ю. Борева.
Классификация видов искусства, предложенная Ю. Боревым в двухтомном исследовании «Эстетика», основана на взглядах Кожинова об исполнительских и неисполнительских видах искусства. В основе его подхода к проблеме литературы как искусства лежит исторический характер развития слова. Литература в историческом разрезе своего существования представляет собою единство устной и письменной форм. В период своего зарождения художественное слово бытовало лишь в устном виде и принадлежало к исполнительским искусствам. С развитием письменности исполнительские формы словесности продолжили существование в устном народном творчестве – фольклоре, а важные очертания и приметы литературного творчества приобрели неисполнительский характер.
По мнению В.Е.Хализева, Т.Т.Давыдовой, В.А.Пронина, концепция Ю.Б.Борева успешно дополняет обе классические классификации искусства: изобразительных и экспрессивных, пространственных и временных.
Итак, в мире теоретического знания искусство делят на пространственные (статичные) и временные (динамичные). К пространственным относят живопись, графика, скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. К временным: театр, опера, кино, цирк, музыка, балет. Также делят искусство на изобразительные, которые представляют внешний мир (живопись, графика, скульптура, театр, кино и пр.), и неизобразительные (архитектура, музыка, балет, хореография), представляющие мир внутренний.
Художественная литература как вид искусства
Как уже отмечалось, искусство – феномен двусторонний, состоит из формы и содержания. С этой точки зрения любое произведение искусства является знаком: его материальная форма отсылает к какому-то смыслу, содержанию. Эти две стороны не могут существовать друг без друга.
Литература - это разновидность искусства. Родовой чертой искусства является образность. Особенность литературы состоит в том, что ее материалом являются знаки (слова, предложения, тексты). Слово – конвенциональный, условный знак, отличный от предмета, который им обозначается. Внутренняя форма слова в качестве ближайшего этимологического значения отражает его содержание и дает нужное направление мысли слушающего. Связью между внешней формой, значением и идеей служит поэтический образ.
Исследователь В.Е.Хализев предлагает понятие «словесная пластика»: «Будучи невещественными и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность и апеллируют к зрению читателя. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой. <…> Словесными произведениями запечатлеваются в большей степени субъективные реакции на предметный мир, нежели сами предметы как непосредственно видимые». Лессинг подметил важнейшую особенность литературы как вида искусства: способность запечатлевать «иное», или невидимое. Искусство слова является такой сферой художественного творчества, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой.
Литература – временной вид искусства. Чтение художественного произведения всегда развертывается во времени. И в этом оно похоже на музыку и кино.
Художественная литература среди других видов искусств.
В разные эпохи культурного развития человечества художественной литературе отводили не одинаковое место в ряду других видов искусства: от одного из второстепенных – до господствующего. Античные мастера предпочитали заниматься скульптурой. В период Возрождения и в XVII столетии на первом месте среди искусств утвердилась живопись. Только в XVIII веке в европейской эстетической мысли происходит сдвиг в теории в пользу литературы. Трактат Г. Э.Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» повысил интерес к поэзии. Мыслитель описал ее возможности и преимущества перед живописью и скульптурой. Эстетические сочинения И.Г.Гердера «Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований» раскрывают преимущества поэтической речи перед другими видами искусствами: живописью и музыкой. И.Кант в своих многочисленных эстетических трактатах также подчеркивал, что из всех искусств первое место удерживает за собою поэзия. Впоследствии возвеличиванию поэзии под другими искусствами посвятили свои работы и В.Г.Белинский.
Г.В.Гегель в «Лекциях по эстетике» указал на широчайшие возможности литературы – в отношении, как ее содержания, так и способа изложения материала. В этой работе ученый представил объективный взгляд на литературу, указал как сильные ее стороны, так и слабые. Гегель назвал поэзию всеобщим видом искусства.
Белинский, как и Гегель, также искал выразительную форму своим оценкам о месте литературы в ряду искусств. В важнейшем сочинении того времени «Разделение поэзии на роды и виды» ученый, критик Белинский предпринял попытку описать поэзию в качестве «величайшего рода искусства». По определению Белинского, поэзия «заключает в себе элементы других искусств», она «представляет собою всю целость искусства».
В истории культурного развития человечества XX столетие ознаменовалось серьезным сдвигом в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели известную самостоятельность художественные формы, опирающиеся на современные средства массовой коммуникации. В настоящее время с письменным, печатным словом успешно соперничает устная речь, звучащая по радио и с CD, апеллирующая к зрению образность киноискусства, а в последние годы – сетература.
Практики и теоретики киноискусства утверждают, что в этот период истории человечество переходит от понятийно-словесной культуры к зрелищной, визуальной, – «миру сиюминутной реальности».
В 60-е гг. прошлого века канадский ученый М. Маклюэн выдвинул концепцию о финале индивидуального сознания. При этом исследователь полагал, что у письменности и книги нет будущего, а привычка к чтению изживет сама себя. Однако действительность показала невероятную живучесть художественного слова, подъем книжной культуры и книжного бизнеса, издательского дела, полифонию литературы конца XX–начала XXI вв. Высоко оценивая возможности художественного слова, современный теоретик эстетической мысли Ю.Б. Борев, определяя место литературы среди других видов искусств, говорит, что она «первая среди равных искусств».
Безусловно, слово является всеобщей формой человеческого сознания и общения. Литературные произведения способны активно воздействовать на читателя и в тех случаях, когда не обладают достаточной яркостью, масштабностью и зрелищностью.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2386;