УРОВНИ общения и их особенности
Общение может происходить на различных уровнях. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.
Наиболее распространенной в отечественной психологииявляется следующая уровневая система:
1) примитивный или фатический (от лат. fatuus – глупый) уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. Он предполагает простой обмен репликам.
Примитивным считается также общение, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
2) манипулятивный уровень – реализуется схема «партнер-соперник» в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера или выбирает определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера;
3) стандартизированный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;
4) конвенциональный уровень (конвенция – соглашение) – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Он является оптимальным для решения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;
5) игровой уровень – характеризуется так же, как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;
6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для деятельности руководителя (менеджера);
7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения; партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало побуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Высший (духовный) уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
6. Этика – наука о морали и нравственности
Этика относится к древнейшим наукам. Она возникла на рубеже V-IV вв. до н.э.
Слово «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, очаг (во времена Гомера, VII в. до н.э.), а позднее этика(ëthicá от ēthos) стала означать - обычай, нрав, характер.
Термин «этика» впервые употребил Аристотель[3] для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Явления, которые изучает этика (нравы, обычаи, характер и т.д.), позднее – с I в. до н.э. – получили название «мораль» (от латинского «moralis» - нравственный).
Смысл обоих слов «этика» и «мораль» – нрав, обычай. Таким образом:
Этика- это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде.
Этика – принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного (т.е. этика – это манера поведения).
Основным предметом изучения этики является мораль.
В большинство языков мира понятия «этика» и «мораль» вошли в первоначальном варианте: этика – это наука о морали.
Но в некоторых языках есть свои особые слова – например, в русском слово «нравственность», которое фиксирует те же явления. Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской Академии наук. В русском языке существуют разные трактовки понятия «мораль» и «нравственность». Рассмотрим некоторые из них:
Мораль– это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Мораль - это принятая в обществе система норм, идеалов, предписаний.
Нравственность – выражение этих норм и идеалов в реальной жизни людей.
Под «моралью» понимают субъективный аспект поступков индивида.
Под «нравственностью» - сами поступки в их объективно развернутой полноте.
Нравственность и мораль- царство эмоций.
Считается, что поступок является «молекулой» нравственности.
Таким образом, понятие «мораль» понимается - как должное, как проявление в мире и в каждом из нас абсолютного морального закона, а понятие «нравственность» – как сущее, как реальные поступки и формы поведения, устоявшиеся общественные привычки.
Эти категории (понятия) находятся в сложном диалектически противоречивом единстве, порождающем впечатление их несовместимости. Этим объясняется наличие различных подходов к пониманию задач этики.
Этика раскрывается сущность морали (нравственности) и моральной (нравственной) деятельности человека в понятиях, называемых категориями[4].
Основными (предельно общими) категориями этического сознания являются добро изло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Помимо добра и зла, основными категориями этики выявляющими содержание ценностных оснований морали являются: свобода, долг, ответственность, совесть, справедливость, честь, достоинство, благо, смысл жизни, счастье, добродетель, порок и др.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
7. Понятия «деловое общение», «этика делового общения»,
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1642;