Тема: Русская философия.
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
. ТЕМА: Русская философия.
План занятия
1. Философская мысль России в 19-20 вв.
2. Современная философская мысль России
1. Тридцатые-сороковые годы XIX века характеризуются как время "философского пробуждения" России. Оно явилось попыткой в рационально-философской форме осмыслить исторический путь России, особенности ее культуры с учетом отечественного и западноевропейского опыта, теоретически обобщить формы духовной жизни русского общества.
Русская философская мысль XIX века отражала противоречия действительности того времени: разложение феодально-крепостнического строя и развитие капиталистических отношений в России. Она была многообразна, но в ней выделялись два полюса "философского тяготения":
"Философия тотальности", в которой преобладали идеи коллективности, единодушия, целостности народа, сплоченного
сильной централизованной государственной властью, общиной, религией и церковью;
"Философия индивидуальности", которая подчеркивала само ценность человеческой личности, самостоятельность и свободу отдельного человека, его способность выходить на нравственные идеалы не через религию и веру, а через собственный разум.
Ярким примером тотальности было славянофильство/основные идеи которого сводились к следующему:
— западная цивилизация разрушает человека, "обманула надежды" и идет к упадку,
— у России свой, особый, самобытный путь исторического развития, который проявляется в общинном принципе жизни народа, причем русская крестьянская община, считали они — идеальная форма человеческого общества; самобытный путь русского народа предопределен православием, как единственно истинным христианством и традиционной тягой русского народа к социальному миру.
Славянофильство—сложное и глубокое течение, отнюдь не сводящееся к примитивной формуле: "Россия и славянство — хорошо, Запад и все, что с ним связано — плохо". Каждый из представителей данного течения был исключительно индивидуален. Общность заключается в том, что они сознательно ставили во главу угла две ценности, взятые в неразрывном единстве — Православие и Россию.
Ярким представителем этого направления был Алексей. Стопанович Хомяков (1804-1860). Это была исключительно цельная и органическая натура. Мировоззрение А.Хомякова сложилось рано, и ценностное ядро его оставалось неизменным во все периоды жизни.
Все творчество А.Хомякова пронизывает христианско-гумонистическая направленность, которая связана с основными ценностями христианства — милосердием и состраданием, с отрицанием двойного стандарта — одного для себя (или для "своих"), другого для других. Христианский гуманизм А.Хомякова есть гуманитаризм, т.е. то, что связано с ценностным отношением к человеку как таковому, при признании неравенства людей. Место в социальной иерархии не определяет достоинства личности — считал вождь славянофилов.
Идеей, объединяющей антропологические взгляды А.Хомякова в единое целое, является идея соборности. Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Идея соборности является одной из центральных для творчества А.С.Хомякова.
В полемике со славянофилами складывалась "философия индивидуальности"—западничество. Наиболее радикальные западники Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен осуждали самодержавие и крепостничество в России, выступали за внедрение в стране достижений западной цивилизации, критиковали православие, придерживались материализма и атеизма. К "западникам" часто относят и Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), одного из самых близких друзей А.С.Пушкина. За свои "Философические письма" по указанию Николая I, на которого критика России П.Чаадаевым произвела самое неблагоприятное впечатление, автор письма был объявлен сумасшедшим. На него был наложен домашний арест и запрещение что-либо писать для публикации.
В философской антропологии П.Чаадаев подчеркивает ведущую роль высшего начала в человеке. Одной стороной человек принадлежит природе, но другой возвышается над ней. Высшее начало проявляется в двух главных способностях человека —разуме и нравственности, которые формируются в человеке через общение с другими людьми, через социальность. Однако сама по себе социальность, как простое собрание людей, не рождает человеческого в человеке — ни разумности, ни нравственности. Условием формирования разума и нравственности может быть лишь то общение, которое строится на ценностях христианства. Коренное свойство человека — его свобода. Однако злоупотребление свободой чревато взаимным разрушением людей. Свобода — это не сфера закона, — считает философ, это сфера благодати. Мы свободны не тогда, когда лицемерно подчиняемся необходимости, а тогда, когда нас ведет высшее начало — начало любви, справедливости и блага. По П.Чаадаеву, смысл истории осуществляется божественной волей, властвующей над историческим процессом и ведущей человеческий род к его конечным целям. Таким образом, основная идея чаадаевской философии истории может быгь охарактеризована как идея провиденциализма, т.е. как учение, отводящее божественному провидению значительную роль а истории. Какие черты чаадаевской концепции можно отнести к западничеству?
Прежде всего отрицательную оценку им прошлого России, высказанную в "Философских письмах". К этому можно добавить критическую оценку им истоков российской культуры " Византии.
Второй западнической чертой П.Чаадаева является высокая оценка им исторического пути и достижений Западной Европы. Однако, согласно мыслителю, своими успехами Запад все» цело обязан христианству, римско-католической церкви.
-Особенно популярными в России становятся материализм и позитивизм. К числу ярких представителей материализма следует отнести таких мыслителей, как М.А. Бакунин (1814-1876), Д.И.Писарев (1840-1868). К позитивистскому направлению принадлежат такие философы, как П.Л.Лавров {1823-1900), Г.Н.Вырубов (1843-1913) и другие.
Оба течения характеризуются рядом особенностей, позволяющих рассматривать их как близкие по своему духу и идейной направленности.
Во-первых, оба направления явились отражением процессов секуляризации российского общества, т.е. освобождения его от власти церкви и религии.
Во-вторых, они были связаны с развитием опытного и теоретического естествознания, со все более широким распространением естественнонаучных знаний, породившим надежды, что наука есть тот единственный инструмент, с помощью которого станут разрешимы все общественные и человеческие проблемы.
В-третьих, оба направления демонстративно провозглашали свою оппозиционность государству и неприятие религиозных и иных традиционных ценностей российского общества.
В-четвертых, несмотря на подчеркнутую антирелигиозность и атеизм, оба течения были заняты поиском духовного и общественного идеала, обоснованием духовных ценностей.
Завершителем и систематизатором русской философской классики явился Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). В центре его философии стоял вопрос об идеале, и почему действительность расходится с ним. Его философия пронизана уп< •-ренностью в конечном торжестве идеала над уродствами и (ч •-зобразиями видимого мира. Проблема зла в человеческой природе им решается двумя способами. Радикальным средством для преодоления зла в основной период творчества для В.Соловьева являются самоотречение и самопожертвование "во имя других", "на благо человечества". Поздний Соловьев говорит уже не о самоотречении, а о необходимости крепить волю для противодействия злу. "Не следует стремиться построить рай на Земле, — главное не допустить ада", —таково новое кредо В.Соловьева. В этом его философия становится предтечей пост классической философии XX века.
Современная российская философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей.
Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека, примата, изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей.
Во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу и общество, к человеку, жестко детерминирован ному экономикой, политикой, религией;
В-третьих, сознание и разум отдельного человека и общественное сознание не понимаются теперь как независимая структура.
Они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил—магов, предсказателей, экстрасенсов;
В-четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания — научного и философского, имеющих своим конечным продуктом "научную истину" и "философскую правду".
Экзистенционализм. Возникает в начале 20-х гг. в Германии, Франции, в работах русских философов Н.А.Бердяева и Л.И.Шестова.
Для всех экзистенционалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность, свою экзистенцию. Он сам творит самого себя, выбирает свою жизнь. Мир, окружающий отдельно взятого человека, абсурдный и чужой. Это "глухая стена равнодушия, опасная для отдельно взятого человека" (Камю).
Личность не может преследовать какие-то "всеобщие цели", не может прятаться за миражи и вымыслы "сверхиндустриального бытия". Она полностью ответственна за свои поступки. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. И если человек "не состоялся", то и винить не кого, кроме себя.
Наиболее яркими представителями экзистенционализма были Мартин Хейдеггер и Карл Ясперс.
Психоанализ — теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и общества. Разработана Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Наиболее выдающиеся исследователи Фрейда — Альфред Адлер, Карл Юнг и Эрих Фромм.
Доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Фрейд и его последователи утверждали, что в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль играет бессознательное — сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности. Оно то и обуславливает большинство психических действий человека. Бессознательное может быть источником как творческих, созидательных, так и разрушительных, агрессивных тенденций в обществе.
Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниям, которые вызваны бессознательным началом. Методология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из позиций бессознательных механизмов, лежащих в основе феноменов религии, искусства, политики, морали.
Позитивизм возникает и развивается как мировоззренческая оппозиция спекулятивной философии, оторвавшейся от эмпирической науки, и как своеобразная реакция научного менталитета на мистические и иррациональные течения. Он отстаивает традиции научного рационализма. Главный тезис позитивизма сводится к7ому, что всякое позитивное знание о действительности может быть представлено лишь как результат отдельных специальных наук, а философия, как самостоятельная наука, не имеет права на существование. Характерными чертами позитивизма является:
Во-первых, абсолютизация науки и научного метода (сциентизм);
Во-вторых, абсолютизация эмпирических методов и чувственного опыта как единственного источника "позитивного" знания (эмпиризм).
Сциентизм (от лат. —знание, наука) провозглашал культ современного научно-технического знания, видя в нем чудодейственную силу общественного прогресса.
Антисциентизм подчеркивает ограниченные возможности науки и ее негативную роль в социально-экономических кризисах.
По всей видимости, обе позиции—крайности, преувеличивающие самостоятельную социальную роль науки. Видимо, правильно оценивать науку более взвешенно: как один из главных факторов исторического прогресса.
Религиозная философия сопрягает все проблемы с учением о Боге. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Большую роль играют в ней проблемы сочетания Веры и разума, науки и религии, возможности синтеза науки, философии и теологии при определяющей роли последней. Центральная проблема — проблема человека. Как он относится к Богу? Какова миссия человека в тории? В чем смысл бытия, смысл скорби, зла, смерти? Задача современной религиозной философии показать человеку вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать.
Неотомизм представляет собой логическое продолжение философии Фомы Аквинского. Ведущие проблемы томизма — доказательство бытия Бога и понимание места Его в мире - были дополнены неотомистами проблемой бытия человека. Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому божественным творцом. Человек в понимании неотомистов -основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества -— "граду Божьему". Общество будущего будет основано на высоких религиозно-нравственных ценностях. Именно так ставится вопрос в произведениях наиболее известных неотомистов Этьена Жильсона и Жана Маритена.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 560;