Тема: Философия Античности
Тема: Древневосточная философия.
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА:Философия Античности
План занятия:
1. Первые философы античности.
2. Классическая античная философия.
Тема: Философия Античности
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА: Философия Античности.
План
1. Первые философы античности.
2. Классическая античная философия.
I.
Философская мысль зародилась одновременно в се редине 1-го тысячелетия до нашей эры (от 800 до 200 г.) до н.э. в трех очагах древней цивилизации: в Китае, Индии и Древней Греции. Это было уникальное время не только в Греческой, но и во всемирной истории. Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) характеризует его как "осевое время".
В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда...; в Иране Заратустра учил о Мире, где идет борьба добра со злом. Огромную роль в первых философских учениях играли религиозно-мифологические представления, что и обусловило преобладание в древневосточном мировоззрении религиозно-нравственной проблематики над научно-теоретической, идеализма над материализмом.
С этим тесно связаны и господствующие целевые установки древневосточной философии. Познавательное отношение к миру здесь не доходит до типичного для греков культа знания ради знания, оно подчинено практической задаче поведения-(в Китае) или задаче спасения, т.е. прекращения страданий через освобождение души от бесконечного колеса рождений (в Индии). Таким образом, человек является содержательным ядром всех проблем философии древней Индии, а древнекитайские философы разрабатывают основы человеческого поиска счастья,
Древние греки многое заимствовали на Востоке. Однако то, что они создали, было непохоже ни на что ранее известное. Древнегреческие философы явились классиками философской мысли. Их произведения послужили образцами для последующего развития философии.
Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI в. до н.э. по VI в. н.э. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), конец—с декретом римского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.). Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, которую можно обозначить как космоцентризм.
Древние греки понимали космос как вечно юное, живое тело. Космос живет, дышит, играет многообразием красок. Такой космос есть источник удивления и восхищения, порождающий эстетически окрашенное мировоззрение. Эстетическое воспитание в Древней Греции абсолютно неотделимо от физического и умственного. Выше всего ценится мастерство, умение, оно же мудрость. "Мудрыми" у греческих авторов являются все, кто достиг совершенства в своем мастерстве.
С учетом смысла понятия "мудрость" становится ясным и понятие "философия". Это любовь к мастерству, страсть к упорядочиванию и распознанию мира.
Удивительно большое внимание уделяется мере. Но умеренность не есть посредственность, а есть ценность, свидетельствующая о силе разума. Импульсы, страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам, всегда чрезмерны и поэтому опасны. Разум должен дозировать, ограничивать стихийно-импульсивные стремления.
Конечно, греки не всегда были уморенными как в жизни, так и в творчестве. Но они осознали меру как ценность. Именно в этом они видели отличие цивилизации от варварства.
Древнегреческая философия вырабатывает и закрепляет универсальные приемы мышления, не ограниченного ничем высшим, прежде всего верой и чувственным опытом. Философский подход— это подход ко всему с точки зрения неумолимой логичности рассуждения. Это мысленный анализ и синтез, постепенно, шаг за шагом открывающий причины вещей, которые, как правило, недоступны органам чувств.
Особняком в истории греческой мысли стоит фигура Сократа (470/469-399 гг. до н.э.). Он не оставил письменного наследия, полагая, что лишь живое слово может выразить и донести мысль без искажений.
Сократ был сыном каменотеса (скульптора) и повивальной бабки, получил обычное образование, В качестве воина участвовал в ряде сражений, показав себя храбрым и умелым бойцом. Впоследствии он занимал некоторые выборные должности в системе афинской демократии, был образцом бескорыстного служения долгу. Одновременно занимался проповедью своих воззрений. Тем он и стал знаменит среди афинян. Однако его взгляды и дискуссии нравились не всем. В 399 г. до н.э. Сократ был обвинен в том, что он не чтит богов... и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за это — смерть.
В своем учении о человеке и его природе Сократ исследовал понятие "души". Он первым подчеркнул, что именно душа является кардинальным отличием от остальных составных частей природы. Сократ обосновывает наличие души следующими рассуждениями. Очевидно, что тело имеет аналогию с инструментом, ибо оно может совершать определенные действия. Но если это так, то должен быть тот, кто этим инструментом управляет. Следовательно, на вопрос: что есть человек? — невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. То, чему служит тело, невидимо, неощутимо, но неопровержимо свидетельствует о себе через разумность поведения тела.
Эта сократовская идея сегодня выглядит как открытие человеческого в человеке. В нашей философии это понятие было полностью вытеснено понятиями биологического и социального. Между ними даже не подозревался "зазор", а именно в нем и располагается собственно человек. Только человеческое объединяет в себе и определяет собой биологическое, социальное, как и другие стороны существа человека — физическую, механическую, химическую и т.д. Акцентируя внимание на биологическом или социальном, мы можем в лучшем случае выделить тип человека, класс, группу с общими для ее представителей свойствами. Но при таком подходе неизбежно исчезнет индивид, немыслимый без уникальности и непохожести. Последние и существуют как душа, суть которой у каждого индивидуальна.
Душа в понимании Сократа проста по своей структуре. Главная способность души — разум, которому противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Разум есть способность логически мыслить, рассуждать. Страсти — это вожделения или желания, влекущие человека в самых разнообразных направлениях. Они способствуют неумеренности, чрезмерности и тем самым постоянно грозят нарушить равновесие души. У разума преимущество перед страстями, поскольку он логичен. Именно поэтому он есть источник того, что Сократ называет "самообладанием", благодаря которому человек приходит к власти над собой. Такая власть означает свободу.
По Сократу, свободен тот, кто умеет управлять страстями, кто умеет их ограничивать. Раб чревоугодия, сна, сладострастия, пьянства не может быть свободным. Следовательно, свобода, это умение властвовать над собой, которое обеспечивается тем, что разумная душа есть хозяйка тела. Сократ считал, что разум всегда может установить меру чувственных удовольствий или их минимум.
Сократа по праву можно считать основоположником этики — науки о морали и нравственности. Его этика подразделялась на три части: 1) учение о благе, 2) учение о добродетелях, 3) учение об обязанностях.
Благо — понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым. К благу Сократ относил:
1) Хорошее здоровье и телесные силы;
2) Духовное здоровье, умственные способности;
3) Искусства и науки;
4) Дружбу;
5) Согласие между родителями, детьми и братьями;
6) Гражданскую общину или государство, потому что, если оно благоустроено, обеспечивает всем гражданам великие выгоды.
Чтобы достичь блага, нужно обладать определенными качествами -добродетелями. Сократ понимал три основные добродетели: воздержанность (самообладание), храбрость и справедливость. Эти три добродетели, взятые вместе, — не что иное, как мудрость, т.е. умение различать хорошее и дурное, полезное и вредное. Храбрость есть знание, как справляться с опасностями. Справедливость есть знание, как соблюдать законы—как писаные, так и неписаные.
Третья часть этического учения — учение об обязанностях. Обязанность есть закон, которому разумный человек должен следовать в жизни. По Сократу, основной закон состоит в " том, чтобы избегать дурного и стремиться к благу. Для этого
необходимо ограничивать потребности и чувственные удовольствия.
Концепцию прямой логической обусловленности нравственности знанием принято называть сократовским интеллектуализмом в этике. Ее основные тезисы таковы: 1) добродетель всегда есть знание, порок—это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а совершает зло только по незнанию.
Одной из составных частей сократовской диалектики был вопросно-ответный метод. Сократ говори г. что он никогда никого не учил, он лишь не мешал другим, чтобы они задавали ему вопросы. Он и сам задавал вопросы другим и отвечал на их вопросы. Вопросы, задаваемые Сократом собеседнику, всегда были стержнем беседы. Именно поэтому афиняне собирались слушать, как философ пытает тех, кто считает себя мудрыми. Очевидно метод, включавший в себя правило начинать беседу с вопросов к партнеру по беседе, и лишь в определенном месте переходить к изложению собственных взглядов, и был тем приемом, который философ для себя открыл.
Влияние Сократа на последующую эволюцию философской мысли трудно переоценить. Его идеи встречаются не только в других философских школах античности, но и далеко за ее пределами.
Учеником Сократа был и великий Платон (428/427-347 г. до н.э.), который происходил из знатного афинского рода. Подлинное его имя—Аристокал, Платон—прозвище, которое он получил в молодые годы то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов. В Афинах им основывается школа, получившая название Академии—по месту нахождения в роще, посаженной в честь героя Академа. Здесь он разрабатывает свою философию, обучает и воспитывает учеников. Она просуществовала вплоть до 529 г. н.э. и была закрыта, когда с Византии господствующими стали идеи и представления, основанные на христианском мировоззрении.
Платон тщательно изучил наследие своих предшественников, пытавшихся объяснить физические явления из физических же причин. Вода, огонь, воздух и пр., т.е. элементы, полагавшиеся первыми философами в качестве первоначала всего существующего, принадлежат к тому же ряду явлений, которые онипризваны объяснить. Поэтому они ничего существенного к объяснению природы вещей прибавить не могут.
Платон выступает основателем метафизики (буквальный перевод— то, что следует после физики) — взгляда, согласно которому глубинные основания бытия заключаются не в том, что доступно непосредственно органам чувств, а в том, что познаваемо через духовно-интеллектуальные усилия и что существует в относительной неизменности, не подчиняясь закону хаотической изменчивости и бесконечного многообразия наблюдаемого мира. Термин "метафизика" возник гораздо позже, однако честь открытия ее принадлежит Платону.
Платон приходит к выводу о существовании двух миров. Один из них -- привычный и хорошо всем знакомый мир чувственно воспринимаемых вещей, другой—мир, требующий для своего постижения специальных интеллектуальных усилий, мир идей, или умопостигаемых сущностей. Мир идей вечен, мир вещей преходящ. Вечный и совершенный мир идей есть модель, образец космоса в целом, включая и чувственно воспринимаемую часть. Платоновский космос призван родить восхищение перед красотой и гармонией. Отсюда становится понятным, почему столь много места занимает в творчестве Платона тема любви. Он делает акцент на эротической любви, составляющей основу всех других видов любви. Платон выстраивает знаменитую иерархию любви, которая строится по линии уменьшения грубо материальных элементов и возрастания духовных: любовь к прекрасным телам — любовь к прекрасным душам -любовь к знанию — любовь к знаниям о прекрасном — любовь к прекрасному как к таковому.
Платон развивает понимание человека из двух основных составляющих; души и тела. В душе основную роль играет ум. Тело есть обиталище души. Благодаря душе тело живет, поэтому оно должно находиться на службе души. Однако для души тело — не самое лучшее место обитания и является "темницей души", из которой она стремится вырваться. Тело — корень всех зол, ибо оно источник страстей, которые порождают враждебность, несогласие, невежество и т.д., вплоть до безумия. Поэтому "забота о душе" означает ее очищение, которое осуществляется исключительно на пути рационально-логического познания и состоит в просветлении страстей светом ума. Главным средством очищения является наука, т.к. душа способна познавать неподвижное и вечное (мир идей), то она бессмертна.
Весь дальнейший путь развития философской мысли был определенной, в том числе и критической реакцией на учение Платона. Критика последовала незамедлительно в лице его ученика Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) не был афинянином.
Он родился в Македонии. Его отец был лекарем и служил придворным врачом македонской царской семьи. В 18 лет он прибывает в Афины для учебы в платоновской Академии. Здесь Аристотель приобретает широчайший научный кругозор, вырабатывает собственные философские и научные подходы. Поле смерти Платона Аристотель направляется в Малую Азию, где открывает собственную школу, пишет ряд произведений.
В 343/342 г. он возвращается в родную Македонию и становится воспитателем Александра Македонского. После того как Александр взошел на трон (335/334 г.) Аристотель вернулся в Афины, где основал школу—лицей. Название пошло от расположенного рядом холма Аполлона Ликейского. Занятия Аристотель проводил, как правило, прогуливаясь с учениками по тропинкам сада. Аристотель был подлинным энциклопедистом. Исследователи его творчества приписывают ему от ста сорока до четырехсот работ.
Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценит мудрость, под которой понимает искусность, умение, мастерство.
Он выдвинул идеал науки, предельно очищенный от религиозно-культовых нужд и соображений. Все науки Аристотель разделил натри большие группы: теоретические ("умозрительные"), практические ("рассудительные") и творческие (продуктивные). К первым он отнес философию, математику, и физику, ко вторым — этику и политику, к третьим — искусство ремесел и прикладные науки. Он создал науку о законах мышления, формальную логику как орудие систематизации категориального аппарата науки и философии.
Как исследователь и ученый он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, а потому с позиций материалистического сенсуализма подвергает платоновский идеализм критике. Однако в учении о первоосновах бытия он изменяет собственному материализму и конструирует картину мира, получившую название телеологии (от греч. телеокс — цель, конечный пункт). Хотя аристотелевский космос вечен и неразрушим, он тем не менее не самодостаточен, не самообусловлен изнутри. Мировой процесс осуществляется, согласно Аристотелю, не вследствие присущих ему самостоятельных причин, а вследствие надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генерирующей в нем внутренний мотив (позыв) к движению и совершенствованию.
Надкосмический Ум аристотелевской метафизики можно рассматривать как аналог человеческого ума. Вводя понятие ума, Аристотель подчеркивает несовершенство человеческого ума, каким бы гениальным не был ум отдельного человека. Существует, однако, идеально совершенный ум, идеальная модель, на которую стремятся быть похожими умы отдельных людей. Ум есть идеальный план или проект Космоса, как и мир идей Платона. Радикальное отличие состоит в том, что неподвижность платоновских идей заменена подвижностью, деятельностью Ума. Он и есть перводвигатель. Он есть жизнь и вечная энергия. Сам он неподвижен, но все стремятся к нему. Он подвигает вещи и Космос в целом к совершенству, т.е. является абсолютной целью.
Между миром и Умом существуют отношения любви. Но эта любовь односторонняя. Мир устремлен к Уму как объекту любви. По Аристотелю, любовь возникает там, где есть нехватка, а следовательно; потребность в том, чего не хватает. Ум совершенен, мир же в лице Ума любит ни что иное, как умственную жизнь, видя в ней высшее Благо и Божество.
Все это означает, что Аристотель понимает важность монотеистического взгляда в отличие от многобожия греческой религии. Бог Аристотеля — не личность; он абстрактен. Его Бог не заботится о мире, а лишь манит его своим недостижимым совершенством, красотой и силой Ума.
Следуя традиции древнегреческого мышления, Аристотель не выводит человека за пределы природы. Наличие ума—единственное, что отличает человека от иных существ. Он определяет человека как "политического (общественного) животного", что лежит в русле греческой традиции приоритета общества над индивидом.
Важнейшим итогом античной философии стало:
—овладение процессом мышления, логической обработкой знаний и выработка определенных понятий о предметах и явлениях;
— переход от ритуального знания к рациональному познанию;
— развитие метафизики и начал диалектики, идеализма и материализма.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 660;