Тема: Философия Нового времени и новейшего времени.
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях, определять роль философии в жизни человека и общества;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА: Философия Нового времени и новейшего времени.
План
1. Философия Нового времени и немецкая классическая философия.
2. Марксистская философия и ее основные идеи.
.
1.
Под философией Нового времени или западноевро пейс кой философской классикой мы будем понимать философию XVII -— начала XIX в. в Европе. Это период бурного развития философской мысли, важнейшей чертой которой является рационализм. По сути дела, возникает своеобразный культ разума, прежде всего научного, уверенность в безграничных возможностях науки.
Еще в эпоху Возрождения родилась идея автономной философии, т.е. свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и естественный разум. Эта идея впервые была реализована Арене Декартом (1596-1650). Он не был ни академическим ученым, ни университетским преподавателем. Свою жизнь Р.Декарт посвятил поискам истины, созданию собственной философской системы.
По Декарту, учение о природе — физика — входит органической частью в систему философских знаний, являясь их стволом. Ветвями этого древа знания служат механика, медицина и этика, а также философские науки, опирающиеся на физику. Корнем древа знания выступает метафизика, которая должна опираться на положения, истинность которых не вызывает сомнения.
Знание, считал Декарт, может существовать без особой "подпорки" в виде авторитета. Однако без авторитета любой тезис, как бы он ни был убедительным, может быть поставлен под сомнение. Именно поэтому большинство ученых ищет защиты под сенью авторитета, что лишает мыслящего человека самостоятельности, Исключением является лишь математика, т.к. ее истины очевидны каждому, кто не лишен самого обычного человеческого разума.
Р.Декарт считал, что знание должно обладать следующими свойствами:
— быть объективным;
— быть доступным для любого человека, наделенного нормальным человеческим умом;
— быть необходимым, т.е. строго логичным.
Действительно, вся известная нам наука фактически основывается на данных принципах. Таким образом, он определил строй современного мышления, в котором наука играет значательную роль. Но, без сомнений, в науке застой. Как же ответил мыслитель на вопрос о сомнении? Сомневаться можно во всем. Но в море сомнения остается все же небольшой островок — уверенность каждого в собственном существовании. Сомневаюсь — значит, мыслю, думаю. Отсюда знаменитое декартовское
—"мыслю, следовательно, существую". Оно формирует предельные основания достоверности знания, показывая, что доказать или опровергнуть существование чего-либо можно, только опираясь на факт мысли.
Р.Декарт выделяет два способа постижения истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. Интуиция есть знание умственное и непосредственное. Дедукция есть логический вывод, с необходимостью вытекающий из посылок. Поэтому она есть знание опосредованное. Итогом совместной работы интеллектуальной интуиции и дедукции оказывается теория.
В деле познания огромное значение играет метод. Методологическая программа Р.Декарта рационалистически-дедуктивная, т.е. он стоял за непосредственное познание мира путем эксперимента и размышления. Декарт апеллирует к разуму, поэтому он рационалист.
Противоположную позицию занимал Джон Локк (1623-1704), утверждавший в своих произведениях, что источник знаний ощущения (опыт). Внешний опыт, утверждал он, - ощущения - дает нам простые идеи. Внутренний — рефлексия — дает нам идеи о наших собственных состояниях (ощущения, мышление, волнение и т.д.). Простые идеи — материал для всего знания, считал философ. Таким образом, его методологическая программа была эмпирико-индуктивной.
Общий их вывод: прогресс общества есть прогресс познания, что и легло в основу идеологии просвещения. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения и философии лежала убежденность в разумности мироздания, а следовательно—в возможности построения общества в соответствии с разумными принципами воспитания человека. Просвещение связано с подлинным культом Разума, под которым просветители понимали принципы современной им классической науки. Для них характерно представление о "радикальном добре" в человеческой природе, согласно которому человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, недостатками воспитания. В основе просветительской парадигмы лежало разделение всего общества на просвещенную "элиту" и непросвещенную массу, народ, которому они сочувствовали и направляли свои усилия на его воспитание и просвещение. Крупнейшими представителями этой эпохи принято считать таких мыслителей, какДж.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и другие.
От Арене Декарта до Эммануила Канта пролегла целая эпоха. И все же никто иной, как И.Кант сумел обобщить в своем творчестве, то, что накопила Европа в период идейной подготовки буржуазных революций. Его, а также Г.Гегеля, Л.Фейербаха и других выдающихся философов относят к немецкой классической философии, которая по своим теоретическим результатам стала одним-из высших пиков в истории философии.
Свою долгую 80-ти летнюю жизнь И.Кант провел безвыездно в родном Кенигсберге. Закончив богословский факультет университета, он несколько лет проработал домашним учителем в богатых семействах, затем до конца своих дней занимался научно-философской и преподавательской деятельностью в стенах университета родного города.
Обоснованию и изучению сущности научных истин посвящена значительная часть творчества мыслителя, прежде всего знаменитый труд "Критика чистого разума". "Критика" для И.Канта — это уяснение возможностей и границ познавательных способностей человека. Чистый разум - это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличается от практического разума— способности человека определенным образом вести себя. Согласно И.Канту, оба разума имеют свои возможности и пределы, они взаимно ограничивают друг друга, т.е. имеют свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, познавательные способности человека могут быть изучены. По сути дела, в этом состояло великое открытие И.Канта — он показал, а затем раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо. Гносеология (наука о познании) может быть построена как точная наука. Построению такой науки о познании посвящена значительная часть творчества мыслителя.
И.Кант выделяет три формы или три главные способности познания — чувственность (органы чувств), рассудок, разум. Именно они участвуют в производстве научных знаний. Но есть ли границы научного познания? По Канту» мир в целом непознаваем средствами науки, так же как непознаваемы Бог, душа и свобода. Они остаются принадлежностью интимного мира личности.
И.Кант убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания. Именно такой была христианская этика. Этические истины, — по Канту, — должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Таким образом, И.Кант утверждает автономию нравственности от религии. Религия разнообразна. Однако нравственность должна быть универсальной, общечеловеческой. Она не должна зависеть от конфессионального разнообразия, как не зависят от него истины математики и естествознания.
Важнейшей частью кантовской этики является учение об автономии личности. Иначе говоря, жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам. Такие правила не безусловны. Это правила благоразумия. Они зависят от характера человека и многого другого. Тем не менее они выступают в качестве императивов, т.е. повелений. Условных императивов может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безусловный — правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей. Всеобщее правило поведения, или категорический императив, может быть построено так же, как правило математики.
И.Кант формулирует такой императив: поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда только как средство. Этот кантовский императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. С этой точки зрения, человек не может быть принесен в жертву ни так называемому "общему благу", ни светлому будущему.
Кантовское учение об автономии личности легло в основу западного либерализма. Либерализм—учение, берущее в качестве основного приоритета права и свободы личности, это тенденция к ограничению вмешательства в жизнь граждан.
Другой представитель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) впервые создал в систематизированном виде теорию диалектики, разработал ее категории и основные законы. Все мировое развитие Гегель представил как развитие духа (абсолютной идеи). У этого центрального понятия всей его философии есть вполне реальный, земной прообраз. По Гегелю, идея первична. И это на самом деле так, если вести речь о человеке и его творчестве. Однако Гегель доперсонифицировал мышление, "освободил" его от реального носителя — человеческого рода.
Мышление реальных людей он не отрицает, но признает за ним лишь ретроспективную возможность — узнать и познать уже содеянное. Начиная свою философскую систему "Наукой логики", Гегель в само понятие логики вносит принципиально отличный смысл. Логика, которая учила бы человека мыслить — лишь "субъективная логика". Ей — и в этом новизна гегелевского подхода — предшествует "объективная логика" (учение о бытии и учение о сущности). Объективная логика — это не логика в традиционном смысле, не логика человеческой мысли, а логика самого предметного мира, логика независящей от человека действительности. Это логика "до природного" состояния Абсолютной идеи, которая и творит мир. Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, по признанию самого философа, понятия не только близкие, но и тождественные. Но есть и различия. Бог всегда равен самому себе. Абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития.
Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира: "Все действительное — разумно, все разумное — действительно". Однако разумен, истинен не результат развития; истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат.
Г. Гегель —- религиозный мыслитель. Отправным пунктом его философии являются истины христианского Откровения. В основе всей его философской системы лежат две особенности познания им Бога и божественного. Во-первых, Бог есть сугубо разумное существо. Он максимум разумности и логичности. Во-вторых, земная реальность есть ни что иное, как земной путь Божества. Отсюда следует то, что разум человека есть проявление божественного начала в отличие от начала животного — земного и тварного. Мир в основе своей разумен, а значит, божественен. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумное должно быть преодолено разумом. Таким образом, философия Г.Гегеля не только рационалистическая, но и оптимистическая. В то же время это абсолютный идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь дух, идеальное.
Философская система Г.Гегеля уже в середине века была подвергнута критике. Людвиг Фейербах (1804-1872) в своих работах "Сущность христианства", "Основные положения философии будущего" подверг критике гегелевский идеализм, вскрыл его тесную связь с религией, решительно выступил против дуализма и идеализма. Религия и идеализм имеют, согласно Фейербаху, один корень, одну основу: наделение самостоятельной сущностью мышления. Так будет до тех пор, считает Фефер-., бах, пока не будет преодолен дуалистический взгляд на человека, пока не будет признано, что человек един в своей природе, что в нем нет ничего над- и сверх природного, что мышление есть такой естественный акт, как и другие проявления природного мира.
Поэтому универсальным предметом философии, настаивает Фейербах, должен быть не дух и не природа, противопоставляемые друг другу, а человек — в единстве своей телесной и духовной сущности. В загадке человека — загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна быть антропологией. Но человек у Фейербаха — природное существо, а связаны люди между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность человека, с точки зрения антропологического материализма, значения не имеют.
В своей критике идеализма Л.Фейербах не был последователен. Защищая материализм "внизу" (во взглядах на природу), он остался идеалистом "вверху" (во взглядах на человеческую историю). Кроме этого, отрицая идеализм и религию, Фейербах недооценил диалектику Гегеля.
Однако он был первым материалистическим критиком классического немецкого идеализма, первым крупным материалисттом XIX в. По этому пути, но значительно дальше Фейербаха, пошли К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895) и В.И.Ленин (1870-1924).
2.
С именем Маркса связан марксизм — философское и социально-экономическое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни человечества.
Каковы же основные идеи философии марксизма и в чем их новизна?
Во-первых, произошло органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектический материализм. В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля диалектический материализм показал, что диалектичность присуща прежде всего самому материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его в человеческой голове. Отсюда диалектический материализм рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектические, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии.
Во-вторых, марксизм обосновал материалистическое понимание общества и его истории. Если прежде философы-материалисты применяли материалистическое учение лишь к пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, мнения и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и человеческую историю.
Сущность своей концепции материалистического понимания общественных процессов К.Маркс излагает следующим образом:
1. Источники и движущие силы общества заложены в сфере его материальной жизни. Основой общественной жизни есть способ производства. В свою очередь, способ производства представляет собой единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений;
2. Диалектика производительных сил и производственных отношений обуславливает развитие общества как процесс смены общественно-экономических формаций;
3. экономически отношения являются основой всех иных общественных отношений и обусловливают социальные, политические, правовые и духовные процессы общественной жизни. Экономика есть базис, идеология—надстройка общества.
В-третьих, марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах социальной справедливости.
В-четвертых, марксизм первым открыто признал классовый характер своего учения. Он прямо заявил, что выступает с позиций рабочего класса.
Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее контуры не вышли за пределы абстрактной гипотезы. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса, но
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 534;