Мусульманское право
Мусульманское право тесно связано с религиозными и моральными установлениями, нормами. На раннем этапе истории Арабского халифата и развития ислама мусульманское богословие и правоведение тесно переплетались и составляли как бы единое целое. Однако в дальнейшем (примерно, с середины X в.) правоведение стало отделяться от мусульманской теологии, что проявилось в деятельности мусульманско-правовых школ (толков).
Основным источником мусульманского права является Коран — главная священная книга мусульман, которая по учению ислама существовала вечно и была сообщена богом Мухаммеду как откровение. Эти «откровения от бога» со слов Мухаммеда записывались его последователями. Коран был собран в единую книгу, отредактирован и разделен на 114 глав (сур) при халифе Османе (644—656). Суры состоят из разного количества (от 3 до 286) айятов-стихов. Всего в Коране насчитывается 6225 айятов. Большая часть Корана имеет богословское и мифологическое содержание. Для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Однако вопросы права в той или иной степени затрагиваются лишь в 500 айятах.
К Корану — главному источнику мусульманского права с конца VII в. — присоединилась сунна (обычай, пример), состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях. Дело в том, что после смерти Пророка новые поколения мусульман столкнулись с множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно даже при крайне расширенном толковании. Поэтому появилась необходимость в хадисах, содержащих важные нормы мусульманского права. По мере того, как арабское общество развивалось и жизнь становилась все более сложной, выяснилось, что Коран и хадисы не дают ответа на многие вопросы. Тогда появилось еще два источника мусульманского права: иджма - согласованное мнение наиболее авторитетных богословов и правоведов и кияс - решение судебных дел по аналогии.
Иджму дополняла фетва — сборники судебных решений и комментарии наиболее крупных мусульманских законоведов.
Самого Мухаммеда мусульмане называли шариа, т. е. законодателем; поэтому вся система мусульманского права получила название шариата. Дополнительным источником мусульманского права является также обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в законодательстве или если закон прямо ссылается на обычаи. Конечно, источником права в Халифате были указы халифов — фирманы. В более поздних мусульманских странах (Турции и др.) источником права стали государственные законы — кануны.
Основной чертой мусульманского права является то, что оно вытекает из религии — ислама. Поэтому для мусульман, в какой бы стране они ни проживали, обязательным является только мусульманское право.
В Арабском халифате не было разделения населения на сословия. По религиозному признаку население делилось на мусульман и немусульман; первые были привиллегированными. Правоспособность и дееспособность в полном объеме закреплялась за мусульманами. Так, лица, исповедовавшие христианскую или иудейскую веру, занимали более низкое положение, обязаны были платить поземельную подать с земель, завоеванных мусульманами (харадж), и тяжелый государственный налог (джизьет). Нормы шариата распространялись на них лишь в том случае, когда они совершали преступления или заключали сделки с мусульманами.
Право собственности. Вещи делились прежде всего на те, которые могут находиться в собственности мусульман, и те, которые были изъяты из гражданского оборота. Ко вторым относились воздух, море, пустыня, мечети и др. Было понятие «нечистые вещи» (например, вино, свинина, книги, противоречащие положениям ислама). Земли в основном подразделялись на государственные; находящиеся у частных лиц; брошенные земли; земли, не пригодные для обработки.
Особый статус имела святая земля (хиджаз) — та часть Аравийского полуострова, где жил Мухаммед; она состояла из двух частей: города Мекки с его областью и остальной части хиджаза. Земля Мекки и окрестности принадлежала богу; здесь неверные не имели права селиться; здесь запрещено было убивать животное на охоте; никакое дерево или растение, выросшее само собой, не должно было быть повреждено или вырыто. В остальной части хиджаза неверные не имели права жить более трех дней на одном месте; в случае смерти запрещалось хоронить их на этой земле.
Завоеванные земли считались собственностью государства и поступали в распоряжение халифа. При этом побежденные были вынуждены заключать такой договор с победителями, по которому они отказывались от права собственности на принадлежащую им землю, но получали ее для ведения хозяйства с уплатой подати (харадж) в твердо установленном размере или в зависимости от дохода. Эти земли (вакф) являлись собственностью государства. Большая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью Халифата. Меньшую часть земельного фонда составляли земли халифов и членов их семьи и близких родственников (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности отдельных лиц (мульк) с правом купли-продажи.
При Омейядах господствовали еще недостаточно развитые формы феодальной собственности в виде государственных, общинных и мульковых земель. Но в то время появились уже зачатки и условной феодальной собственности на землю: земельные участки (катча), отдаваемые за службу военным людям, и более обширные территории (хима), передаваемые арабским племенам, как кочевым, так и земледельческим.
В дальнейшем, при Аббасидах, в связи с развитием феодальных отношений получила широкое распространение и условная форма земельных владений — «икта», которая предоставлялась отдельным феодалам за военную или государственную службу. Со временем феодалы добились права передачи икты по наследству вне зависимости от несения службы, после чего эти владения стали приближаться к мульковым землям.
Обязательственное право. В основном мусульманское право регулирует обязательства из договора. В договоры могли вступать лица, обладающие дееспособностью. Полностью недееспособными были несовершеннолетние, умалишенные, банкроты, рабы; ограниченно дееспособными являлись больные (они могли распоряжаться только одной третью своего имущества), неверные (кяфир) в отношении некоторых сделок (приобретать в собственность землю или рабов-мусульман). Договор заключался в письменной и устной форме. Недействительными были договоры, заключенные вследствие обмана, по ошибке, по принуждению, а также заключенные с безнравственной целью или с использованием «нечистых» и изъятых из оборота вещей.
В шариате закреплялся принцип обязательности исполнения договора. Обязанность соблюдать договоры подчеркивалась в Коране и рассматривалась как священная.
Мусульманское право различает следующие виды договоров: купля-продажа, заем, ссуда, наем, дарение, мена, поставка, поклажа, товарищество, поручение и др.
При договоре купли-продажи совершается передача вещей. При этом сделка считается несостоявшейся, если передачи товара, вещей и денег за них не произойдет в течение трех дней. В случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог обратиться в суд с иском о расторжении договора.
Шариат знал договоры о залоге и поручительстве как средстве, обеспечивающем исполнение обязательства. Неоплатного должника нельзя было обратить в рабство, но можно было принудить отработать долг.
Широкое распространение имел договор аренды земли, который определял размеры и порядок взимания арендной платы в пользу арендодателя. В Арабском халифате значительное развитие получили договоры союза и товарищества, которые заключались с целью совместной торговой деятельности, для совместного строительства и использования ирригационных сооружений, совместной обработки почвы и посева и т. д. Характерным для арабского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.
Брак и семья. Мусульманское право предусматривает брачный договор, который напоминает своеобразную торговую сделку; причем женщина не является договаривающейся стороной, а составляет предмет договора. Фактически вопрос о замужестве дочери решал отец, стремясь при этом получить за дочь максимальную цену (выкуп). Брачный документ составляется кадием (судьей) и должен удостоверяться свидетелями мужского пола (не менее двух). Препятствием к браку считаются: кровное родство, близость родства по кормилице, свойство, идолопоклонство.
Шариат признает за мусульманином право иметь четырех жен; кроме этого он может иметь наложниц из числа рабынь. Жена имеет право на содержание, на отдельное помещение, на выделяемое мужем имущество. Жена не участвовала в расходах по дому, которые лежали на муже; она была обязана заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей.
Шариат в целом закреплял главенство, привилегированное положение мужа в семье; он мог подвергать жену телесным наказаниям; для него существовала свобода развода (талак).
Жена могла требовать развод только через суд и в следующих случаях: если муж не исполняет своих обязанностей (не дает жене содержания, имеет физические недостатки, не состоит с ней в супружеских отношениях), если он жестоко обращается с женой.
Развод мог иметь место в случаях взаимного проклятия (лиана). Это проклятие произносится мужем перед судьей, когда он считает, что родившийся у жены ребенок является результатом нарушения ею супружеской верности, но он не в состоянии это доказать. Жена со своей стороны может клятвой отрицать данное заявление. Брак по причине лиана расторгается окончательно (при разводе по другим основаниям брак мог быть заключен вторично).
В случае развода муж должен был дать жене часть имущества «согласно с обычаем».
Был еще один способ развода по инициативе жены, когда она по договоренности с мужем давала ему определенное вознаграждение (ивад).
Наследственное право. Шариат говорит о наследовании по закону и завещанию. Наследники по-закону делились на множество категорий; первая очередь — нисходящие (дети, внуки); вторая — восходящие; третья — боковые родственники: при этом сперва перечисляются родственники из числа лиц мужского пола; далее — наследницы (дочери, внучки, мать, бабка, сестра, супруга). Каждый из наследников имеет право на определенную долю в наследстве. Доля эта уменьшается при наличии других наследников. Так, муж получает половину наследства, оставшегося после смерти жены, если она не оставила ни детей, ни внуков; если же таковые имелись, то муж получал четвертую часть наследства. Наследственная доля женщин составляла половину доли мужчины.
Завещание было ограниченным, так как наследодатель мог завещать только одну треть имущества. Завещание допускалось как в письменной, так и в устной форме. Оно не могло быть составлено в пользу законных наследников.
Не имели права наследования следующие лица: неверные в отношении имущества мусульманина, виновные в лишении жизни наследодателя, разведенные, рабы.
Поскольку наследование по закону было весьма сложным и запутанным, постольку наследодатель назначал обычно доверенное лицо, которому поручалось осуществить раздел имущества между наследниками.
Уголовное право. В области уголовного права шариат отличался прежде всего слабо разработанной системой преступлений и наказаний. Отсутствовало понятие состава преступления; не были разработаны институты рецидива, соучастия, например, укрыватели и попустители не считались соучастниками преступления; не было смягчающих и отягчающих вину обстоятельств; сохранялась кровная месть.
Преступление рассматривалось как совершение запрещенного и наказуемого Аллахом деяния, так как по шариату все поступки и даже мысли людей предопределялись в конечном счете волей Аллаха.
В период средневековья в Халифате сложилась классификация правонарушений, подразделяемых на три вида.
Первый вид — это преступления, представляющие наибольшую опасность и наказываемые точно определенной санкцией — «хадд» (бунт, вероотступничество, разбой, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков).
Вторая группа правонарушений — преступления, за совершение которых также предусматривается точно определенная санкция — «кисас», означающая как бы «талион» — возмездие, т. е. наказание, равное по тяжести совершенному деянию (убийство, тяжкие телесные повреждения). Коран, например, подчеркивает: «Кто же преступает против вас, — то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас...».
Третью категорию составляют все иные правонарушения, которые наказываются не точно установленной санкцией — «тазир» и могут затрагивать как «права Аллаха» (нарушение религиозных обязанностей — неуплата заката, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста), так и государственные и частные интересы (нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание, мошенничество, взяточничество, растрата средств казны или сирот, лжесвидетельство, шпионаж, колдовство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающихся интересов и морали женщин; умышленное вынесение неправомерного судебного решения; притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным).
Рассмотрим более подробно некоторые виды преступлений по указанной классификации.
По мусульманско-правовой теории бунт трактуется очень широко и охватывает попытки свержения главы государства, неповиновение властям и иные виды антигосударственной деятельности, за которые Коран и сунна предусматривают смертную казнь.
Основная мера наказания за разбой — смертная казнь, причем если в преступлении участвовало несколько лиц, то все они приговариваются к высшей мере наказания.
Кража наказывается членовредительством. В Коране сказано: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха». Для наказания кражи отсечением правой руки само похищенное имущество должно соответствовать определенным требованиям. Так, его стоимость не должна быть ниже определенной цены, которая согласно выводам различных правовых школ (ханифитов, шафиитов, ханбалитов) устанавливалась в сумме от 1/4 до 1 динара. Кроме того, данное имущество должно относиться к вещам, находящимся в обороте (могло отчуждаться). Поэтому кража «нечистых вещей» (вина, свинины) не относилась к преступлениям хадд. За повторную кражу отрубали левую ногу; за кражу в третий раз виновный лишался левой руки, а в четвертый раз — правой ноги. Однако, по преобладающему мнению, начиная с третьей кражи преступник мог быть подвергнут наказанию по усмотрению судьи (тазир), которому рекомендовалось приговаривать виновного к лишению свободы либо к смертной казни.
Что касается прелюбодеяния, то в Коране имеется немало стихов, посвященных этому опасному преступлению против семьи и устоев
морали. Так, например, в Коране говорится: «Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха...». Указанная норма была дополнена сунной: по преданию Пророка, если совершившие прелюбодеяние мусульманин или мусульманка состоят в браке, то они наказываются сотней ударов и забиваются камнями до смерти; а за внебрачное сожительство виновные получают по сотне ударов и подлежат высылке сроком на один год.
Употребление спиртных напитков также относится к преступлениям хадд. Коран не предусматривает определенного наказания за это деяние, но сунна предусматривает определенную меру наказания за него. Согласно одному из преданий, Пророк требовал подвергать тех, кто употребляет спиртное, телесному наказанию и даже приговаривать их к смертной казни, если обвиняемый предстает перед судом в четвертый раз. Основная мера наказания за употребление алкоголя — от 40 до 80 ударов плетью.
Рассмотрим вопрос об ответственности за убийство. Согласно сунне умышленное убийство наказывается смертной казнью, если только ближайшие наследники убитого не согласятся простить его, давая ему возможность откупиться. Ведь в Коране говорится: «А кому будет прощено что-нибудь его братом, то — следование по обычаю и возмещение ему во благе». По шариату выкуп за кровь при убийстве устанавливался в размере 100 верблюдов или их стоимости (одна тысяча золотых динаров или 12 тыс. динаров в бумажных деньгах), а за женщину полагалось выплатить половину указанной суммы. Смертный приговор приводился в исполнение, как правило, отрубанием головы.
В случае неумышленного убийства виновный, помимо выкупа (дийа), должен был нести религиозное искупление каффара (поститься в течение двух месяцев). За убийство неверного выкуп взимался в размере одной трети, за убийство язычника (огнепоклонника) — в размере одной пятнадцатой.
Если свободный убьет чужого раба, то он должен уплатить полную стоимость раба. А если раб убьет свободного, то он выдавался наследникам убитого. Что касается телесных повреждений, то по шариату, в принципе, предусматривался талион. В Коране говорится: «И предписали
Мы им, что душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение». Талион не применяется к мужчине за рану, нанесенную женщине, и к свободному — за поранение раба.
С согласия пострадавшего виновный мог заплатить соответствующий выкуп за ранение. В этом случае выкуп взимается в меньшем размере, чем за убийство. Так, за лишение одной руки или одной ноги выкуп взимается в половинном размере по сравнению с выкупом за убийство; за лишение пальца — десятая часть выкупа; за выбитый зуб — одна двадцатая. Но за лишение органов чувств, обеих ног или десяти пальцев рук выкуп взимается полностью.
За правонарушения категории тазир применялись самые различные меры наказания от смертной казни (за шпионаж в пользу врага, за призыв к смуте, за отказ от основных принципов мусульманской веры, за колдовство) и до устного порицания (например, за лжесвидетельство в некоторых случаях) или отлучения («И покидайте их на ложах», — так советует Коран мужьям обращаться с провинившимися женами), или унижение нарушителя бритьем головы (но не бороды), чернением лица или вождением в полуобнаженном виде по улицам города с публичным оглашением совершенного им греха, распятие на три дня без лишения жизни, но с запретом принимать пищу. Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет систему строго установленных санкций за конкретные правонарушения. Поэтому судья может по своему усмотрению определять наказание в зависимости от тяжести деяния и личности виновного; он может, например, сочетать телесное наказание с высылкой; определять срок лишения свободы до тех пор, пока виновный не раскаялся или не исправился — уплатил долг, выполнил религиозную обязанность.
Вместе с тем шариат допускал даже превентивное наказание тазиром по отношению к лицам, которые не совершили конкретных проступков, но дают основание подозревать, что они могут их совершить.
Суд и процесс. Начальный этап правосудия был тесно связан с деятельностью Пророка Мухаммеда, который лично решал споры как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами. Одновременно Мухаммед поручал своим наместникам не только управление городами и областями, но и осуществление судебных функций.
После смерти Пророка высшую судебную власть продолжали иметь халифы. Что касается наместников, то они стали поручать рассмотрение дел знатокам мусульманского права, которые в конечном счете превратились в профессиональных судей. Отправление правосудия было привилегией духовенства. Мусульманские судьи (кади) назначались халифом и выступали от его имени. После прихода к власти Аббасидов появилась должность верховного судьи, который по поручению халифа подбирал и назначал судей, контролировал их деятельность. Эти функции высший судья осуществлял совместно с коллегией виднейших богословов. В компетенцию кади входило рассмотрение гражданских и уголовных дел, часть которых относилась к прерогативе халифа и наместников. Дело в том, что в Арабском халифате судебная власть не была отделена от исполнительной. Халифы и наместники не только определяли пределы юрисдикции судей, но и непосредственно участвовали в отправлении правосудия. Поэтому многие предпочитали обращаться за защитой своих прав не к судье, а непосредственно к наместнику или даже к самому халифу. Например, жалобы на произвол чиновников рассматривались специальными судьями из «ведомства жалоб».
Кади в сложных случаях имеет право советоваться с законоведами, приглашать их на судебные заседания; он может назначить одного или несколько заместителей из числа мусульман безупречного образа жизни, знающих шариат.
Кроме судебных функций кади наблюдали за исполнением судебных решений, ведали вопросам опеки и попечительства, осуществляли надзор за вакфами, за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.
Что касается процесса, то мусульманское право не знает принципиальных различий в порядке рассмотрения уголовных и гражданских дел. Определенная категория дел (тяжбы гражданско-правового характера по сделкам, телесные повреждения, ложное обвинение в прелюбодеянии) рассматривалась только по заявлению лица, права которого нарушены. Большинство дел могли стать предметом судебного разбирательства по требованию любого, в том числе и по инициативе судьи. Судья единолично принимал решение по рассмотренному делу в течение одного дня.
До середины VIII в. ход судебного разбирательства не фиксировался в письменном виде; принятое по делу решение сразу же приводилось в исполнение. Но уже в начале правления Аббасидов процесс стал письменным. Шариат знал следующие виды доказательств: признание, свидетельские показания, письменные документы; клятва; обоснованные, по усмотрению судьи, слухи, и личное убеждение судьи, сложившееся на основе известных только ему фактов. Процесс в целом носил состязательный характер; при рассмотрении гражданских споров судья должен был предоставить тяжущимся равные права.
Особое внимание мусульманское право уделяло свидетельским показаниям. При этом отдавалось явное предпочтение показаниям мужчин: по преступлениям, за которые предусматривались строго определенные меры наказания, во внимание принимаются только свидетельские показания мужчин (четырех — по прелюбодеянию, двух по иным деяниям). По менее значительным уголовным делам и обычным спорам показания одного свидетеля-мужчины могли дополняться свидетельством двух женщин. В Коране по этому поводу сказано: «И берите в свидетели двух мужчин. А если не будет двух мужчин, то — мужчину и двух женщин, на которых вы согласны как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая...».
Процесс был публичным, судебные дела рассматривались обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Прокуроров и адвокатов в Арабском халифате не было. В целом процесс отличался простотой.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
13. Изучить самостоятельно следующие вопросы:
тексты догматов ислама, буддизма и синтоизма с целью выявления роли господствующей религии в формировании институтов права; виды пожарной охраны и организационно – правовые основы ее деятельности.
14. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:
1.Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока.
2. Становление теократической монархии у арабов.
3. Мусульманское право.
ЛЕКЦИЯ
по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
Тема № 6.2. «Средневековое государство и право Индии и Китая»
I.Учебные цели
1. Лекция составляет основу теоретического обучения и должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
3. Воспитание у обучающихся таких профессиональных качеств как умение выступать перед аудиторией и логически последовательно, убедительно и грамотно излагать свои мысли, защищать свое мнение.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 988;