Рабовладельческое государство в Афинах

Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в веде­нии отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособ­ленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепив­шая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключи­тельное право на замещение должностей. Большую часть населе­ния составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ре­месленников — демиургов. Значительную часть населения состав­ляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались полити­ческими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собст­венные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созда­нию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Архонты и ареопаг. Следующим шагом к образованию госу­дарства было уничтожение власти базилевса (племенной вождь) в ее прежнем значе­нии и учреждение новой должности — архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н. э. еже­годно стали избирать 9 архонтов. Один из них — первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым ар­хонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по рели­гиозным делам. К третьему архонту — полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли глав­ным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в арео­паг — высший государственный совет, заменивший совет старей­шин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и кон­тролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, это были аристократические учреждения.

Позднее, с образованием флота, страна была разбита на не­большие территориальные округа — наукрарии, из которых каж­дая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан. Таким образом, происходит деление на­селения по территориальному признаку и возникает новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Итак, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка. К VII в. до н. э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Народное соб­рание сколько-нибудь заметной роли не играло. Все важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг. Лучшие и большие наделы земли были сосредоточены в руках аристократии. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев. Об­щество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было немало людей состоятельных: богатых судовладельцев, собственников ремесленных мастерских, торговцев, банкиров. Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению обще­ственного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, на­значается тиран, обладающий всей полнотой власти. Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке со стороны аристократии, использовав­шей неписаное право в своих интересах.

К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он про­исходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхож­дению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды.

Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, кото­рых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь за­прещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства про­исходило уже не за счет сокращения числа свободных членов об­щества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к даль­нейшему обезземеливанию бедноты.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучше­ние материального положения демоса: был разрешен вывоз олив­кового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цен­зовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхож­дения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).

Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокуп­ности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду — пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не мог­ли быть избраны. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в го­сударственную казну. Феты от налога были освобождены.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре пле­мени — филы и создал на базе этого деления новый государст­венный орган — Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого пле­мени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсужде­ния Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало за­коны. В его работе могли принимать участие все взрослые афин­ские граждане. Солон сохранил ареопаг — оплот родовой аристо­кратии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.

 

Большое значение имело создание Солоном поистине демокра­тического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяж­ных, членами которого могли быть граждане всех четырех разря­дов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

По мнению современников, реформы Солона носили половин­чатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского демократического государства.

 








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 911;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.