Современная аналитическая психология о становлении мужской и женской идентичностей
Автор теории, К.-Г. Юнг, не использовал термин «идентичность» в современном понимании. Однако в его теории большое место уделяется процессу формирования идентичности, который он называл индивидуацией.
Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью. Таким образом, индивидуацию Юнг понимал как «самостановление» или «самоосуществление».
В отличие от Фрейда, Юнг полагал, что внутренние изменения, приводящие к гармонизации Эго (идентичности), осуществляются согласно двум (а не одному, фаллическому) альтернативным принципам: маскулинному и фемининному. Маскулинный он называл Логосом (то есть «словом», отсюда, следовательно, рациональность, логика, интеллект). Фемининный принцип в концепции Юнга получил название Эроса (изначально любовник Психеи, отсюда связь с чувственностью, иррациональностью, пассивностью, смирением). Цель и процесс ин-дивидуации могут быть описаны только при помощи символов.
Согласно логике рассуждения Юнга, существуют женский и мужской архетипы и в обоих случаях они имеют множество персонификаций. Каждому историческому периоду свойственны свои архетипы. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент.
Формирование идентичности мужчин.Для описания маскулинного пути используется образ Героя, а для описания фемининного — образ Красавицы; эти образы качественно различаются и не могут быть сведены к одному. Герой и Красавица — это метафоры, обозначающие тайный смысл внутреннего процесса индивидуации в архетипической психологии К.-Г. Юнга.
Мифы народов мира явились для Юнга исходным материалом в разработке представлений о коллективном бессознательном. Мифологемы — общие темы, которыми пронизаны легенды и сказания самых разных культур, стали для него своего рода ключами к разгадке вечных аспектов психического. В силу того, что Герой — это центральная фигура во многих легендах и мифах любой культуры, Юнг ввел его в .психологию. Исследуя различные героические сказания, он выделил идентичные элементы в истории Героя: божественное рождение; спуск в подземный мир; героические поступки, которые тот совершает, например битва с чудовищем, выполнение опасного задания; помощь спутников мужского и женского пола либо животного; мотивы искушения, поражения, крушения надежд, смерти и воскрешения. Внутри этих тем Юнг видел, что Герой может быть понят как архетип развивающегося Эго-сознания человека.
Индивидуация — это «самостановление», то есть обретение знаний и представлений о себе, которые скрыты в «подземном, темном царстве», той части бессознательного, что лежит внизу, под ясным представлением о себе. Для этого потребуются мужество и смелость Героя, спускающегося в подземный мир, — задача, сопряженная с опасностью, но ее выполнение необходимо, чтобы повзрослеть и преуспеть в личном и социальном плане.
Внешне формирование мужской идентичности происходит под влиянием противостояний между «Я» и окружающим миром. Причем этот мир не ограничивается только женщиной (мать, возлюбленная, жена); это взаимодействие с объектами и событиями реального мира, где мужчине важно победить — стать Героем. Столкновения с реалиями жизни заставляет мужчину погружаться в содержание бессознательного. Трансформации на этом пути неизбежно сопряжены с овладением теневых сторон его бессознательного.
Развивая идею о пути формирования идентичности, О. А. Лаврова предлагает модель в виде структуры из четырех элементов — топосов.
Топос(букв, место, пространство, обладающее границами) представляет собой родовое понятие по отношению к видовому понятию архетипа. Центральным элементом модели выступает духовный интегрирующий потенциал или жизненный потенциал — Топос Мудрого старца (сенеке, Мана-личность). Три других топоса представляют собой взаимосвязанные уровни человеческого бытия. Жизнедеятельность (бытие тела), идентичность, соответствующая ему, — топос Младенца (и у мужчин, и у женщин). Телесно-чувственное бытие (бытие души) — топос Героя (у женщин — Красавица). Осмысленное, разумное бытие — топос Царя (Великая Мать у женщины).
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 488;