ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
До недавнего времени в отечественной науке понятие «идентичность» практически не использовалось и не являлось предметом теоретического и эмпирического изучения. В зарубежных трудах исследование идентичности главным образом осуществлялось в двух теоретических направлениях: первое опирается на понятие идентичности, введенное Э. Эриксоном (1960, 1968), второе исходит из концепции «Я» (self) Дж. Мида (1975).
Впервые детально понятие идентичности было представлено в известной работе Э.Эриксона«Детство и общество» (1950), и все дальнейшие исследователи так или иначе соотносились с его концепцией.
Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры человека в широком смысле является адаптация. Такое понимание идентичности для Эриксона носит центральный характер в процессе развития личности.
Идентичность рассматривается им как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.
С одной стороны, оно основано на восприятии себя, своего существования во времени и пространстве, с другой — на восприятии того факта, что другие признают это тождество и непрерывность.
Эриксон выделял три уровня идентичности: индивидный, личностный, социальный.
Индивидная идентичность — это результат осознания человеком собственной протяженности, представление о себе как некоторой относительно неизменной данности физического облика, темперамента, задатков, прошлого опыта и устремления в будущее.
Личностная идентичность — ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающее тождественность самому себе. Этот элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями» [116].
Социальная идентичность — личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами, нормами, помогающими процессу Я-категоризации (гендерная, профессиональная, этническая, религиозная).
Дж. Мид под идентичностью понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь вообще как связанное, единое целое. Он рассматривал «Я» как продукт социального взаимодействия: индивид воспринимает себя не прямо и непосредственно, а посредством частных точек зрения на него других людей, при помощи обобщенной точки зрения на него всей группы.
Мид ввел положение о том, что структура идентичности проявляется через «решения проблем». Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. Например, для достижения идентичности подросток должен решить такие проблемы: идти учиться или работать; какую работу выбрать; вести половую жизнь или нет и т. п. По мере принятия человеком все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура его идентичности, повышается осознание им своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни.
Мид выделяет два аспекта идентичности — ориентированный на социальное окружение «Ме» и ориентированный на индивидуальность «I». «Ме» характеризует человека как существо, детерминированное социально заданными условностями. «Ме» — представитель общества в индивидууме. «Ме» образуют усвоенные человеком социальные установки, стереотипы, нормы (моральные, этнические, тендерные, профессиональные). «I» описывает человека как существо, способное реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, уникальным образом. «I» — это то, как человек спонтанно воспринимает ту часть своего «Я», которая обозначена в «Ме». При интерпретации человеческого поведения необходимо учитывать оба аспекта идентичности.
Классификации идентичности.
Наиболее популярной является модель Дж. Марсиа. Он выделил четыре вида, или статуса, идентичности.
Достигнутая идентичность — это состояние характерно для людей, прошедших период кризиса и самоисследований. Они отошли от родительских установок и оценивают свои выборы и решения, исходя из сформированных личностно значимых целей, ценностей и убеждений. Они эмоционально включены в процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Марсиа считает основными направлениями формирования идентичности.
Мораторий. Это наиболее критический период формирования идентичности. Его содержание — активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым обществом спектром возможностей. Человек переживает кризис идентичности и активно пытается разрешить его, используя различные варианты. Такой человек находится в активном поиске информации, полезной для разрешения кризиса (чтение специальной литературы, беседы с друзьями, реальное экспериментирование со стилями жизни). Его бросает из крайности в крайность, и это характерно не только для поведения, но и для представлений о самом себе.
Преждевременная идентичность. Этим статусом обладает человек, который никогда не переживал кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. У человека с преждевременной идентичностью элементы идентичности формируются относительно рано, не в результате самостоятельного поиска и выбора, а вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер.
Диффузия идентичности. Это состояние характерно для людей, не имеющих сформированных целей, ценностей и убеждений и не пытающихся активно сформировать их. Они или никогда не были в состоянии кризиса идентичности, или оказались беспомощными перед лицом возникающих проблем. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, тоску, апатию, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти.
Дж. Мид считал, что человек при рождении не обладает идентичностью, она возникает в результате его социального опыта при взаимодействии с другими людьми. Он выделяет два вида идентичности.
Неосознаваемая, базирующаяся на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит.
Осознаваемая, возникающая в процессе размышления человека о себе, о своем поведении. Здесь большое значение имеют когнитивные процессы, так как переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Осознаваемая идентичность дает личности относительную свободу, поскольку человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения. Развитие идентичности идет от неосознаваемой к осознаваемой [151].
И. Гоффман выделяет три вида идентичности:
- социальная идентичность (типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит);
- личностная идентичность (индивидуальные признаки человека и уникальная комбинация фактов его жизни);
- Я-идентичность (субъективное ощущение индивидом своей уникальности) [139].
Гендерная идентичность является составной частью социальной идентичности, имеет личностную окраску, зависит от социокультурных ситуаций и способна менять свою направленность и содержание.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 1033;