Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Виды работ и формы организации НИРС | Курсы | Ответственные за организацию | |||
II | III | IV-V | |||
Чтение раздела НИР в курсе «Введение в специальность» Чтение курса лекций «Основы научных исследований» Проведение лекций-бесед о методологии НИРС на кафедре Выполнение элементов научных исследований в рамках лабораторных и практических занятий Проведение экономических «деловых игр» | + - + + - | - + + + + | - - - + + | - - - + + | Лектор Лектор Ответственные за НИРС на кафедре Ведущие преподаватели Ведущие преподаватели |
Выполнение курсовых работ с элементами научной работы Выступление студентов с лекциями, докладами, проведение бесед по специальности в период производственной практики Участие студентов в научных студенческих конференциях (институтской и межвузовской) Выполнение работы в студенческом бюро экономического анализа в соответствии с индивидуальным заданием Участие в работе студенческих научно-производственных отрядов Выполнение научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию на производственной практике Подготовка по результатам научно-исследовательских работ, статей к публикации, докладов, научных отчетов Организация участия студентов в краевой (областной) научно-практической конференции Выполнение научных исследований в рамках дипломной работы Организация встреч с выпускниками и специалистами в области бухгалтерского учета Встречи студентов с видными учеными других вузов и НИИ Работа студентов в секциях научных кружков кафедры (подготовка докладов, рефератов, научных отчетов) | - - + - - - - - - + + + | + - + - - - + + - - + + | + + + + + + + + - - + + | + + + + + + + + + - + + | Руководители курсовых работ Руководители практики Руководители НИРС Начальник СБА Преподаватель -научный руководитель Руководители практики Научные руководители работ студентов Ответственный за НИР Руководители дипломных работ Ответственный за НИРС Ответственный за НИРС Руководители НИРС |
Проведение теоретических семинаров по определенным научным проблемам (кроме семинаров, предусмотренных учебным планом) Привлечение студентов к подготовке бюллетеня «Новое в учете, контроле и экономическом анализе» Участие студентов в выполнении договорных и бюджетных тем, договорах о творческом содружестве Проведение КВН по бухгалтерскому учету и экономическому анализу Организация конкурса, олимпиад и викторин среди академических групп на лучшее знание бух учета, аудита и экономического анализа Организация экскурсий в НИИ, научные лаборатории, ИВЦ Организация конкурсов студенческих научных работ Организация выставки лучших научных студенческих работ на кафедре Проведение смотра-конкурса дипломных и курсовых работ Проведение смотра-конкурса результатов производственной практики | - + - + + + - - - - | + + - + + + + + - - | + + + + + - + + + + | + + + + + - + + + + | Ведущие преподаватели Преподаватель – ответственный за выпуск бюллетеня Руководители бюджетных и договорных тем Ведущие преподаватели Ведущие преподаватели Ведущие преподаватели Руководители НИРС Ответственные за НИРС Руководители дипломных и курсовых работ Руководители практикой |
Примечание:( + ) означает возможность участия студентов в отдельных видах НИРС.
Примерный комплексный план НИРС по специальности своим содержанием в ходе общенаучной подготовки на 1 и II курсах должен формулировать у студентов приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления. Как указывает известная русская советская писательница И.Грекова в романе «Кафедра», «студент начинающий заниматься наукой похож на котенка, ещё не научившегося пить молоко. Его надо ткнуть мордой в блюдечко, и тогда он приметься лакать». На III курсе в ходе общеэкономической и специальной подготовки, выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств, проведение исследований и обработки результатов. Усложняются задачи и формы научно-исследовательской работы, увеличивается их объем. На IV и V курсах происходит дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления и подхода к решению конкретных задач. Студенты должны самостоятельно принимать и реализовывать решения, использовать полученные знания на практике, а также заниматься научно-исследовательской работой, главным образом, по индивидуальным занятиям. Разработка плана по специальности ведется совместно с кафедрами гуманитарных наук, общеобразовательных, общеэкономических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой. Координирует работу выпускающая кафедра, которая предварительно формулирует конкретные требования к знаниям, умению, навыкам, качествам специалиста.
Вся научно-исследовательская и творческая деятельность студентов, предусмотренная в комплексных планах НИРС, условно в методических целях подразделяется на два вида: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), включаемую в учебный процесс, и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), выполняемую во внеучебное время. Основные, наиболее действенные формы научно-исследовательской работы студентов в рамках учебного процесса и во внеучебное время можно представить в нижеприводимой схеме.
Схема 1. Формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов вуза.
Большое значение приобретает в настоящее время новая форма организации научно-исследовательской работы студентов – НИРС в рамках учебно-научно-производственных объединений. К преимуществам УНПО относится то, что здесь создаются условия для преемственности получения знаний, прочного закрепления каждого этапа освоения НИРС, ориентированности исследования на проблемы не только данного предприятия, но и отрасли, усиления направленности на общую специальность и методологическую вооруженность в области экономических наук. Исследования показывают, что у студентов, участвующих в УНПО значительно лучше используется творческий потенциал и возрастает эффективность НИРС [19].
Формы организации НИРС могут быть различными, но основная структурная единица ее – студенческий научный кружок (СНК) на кафедре. В СНК занимается 30-40% студентов. Основным направлением в их деятельности является выполнение во внеучебное время научных исследований по проблемной тематике кафедры. В рамках кружка могут создаваться творческие группы студентов по определенным проблемам, что способствует выполнению серьезных научных исследований с их последующим внедрением в практику. В научных кружках студенты осваивают методику проведения эксперимента и порядок статистической обработки материала, выбирают объект исследования и составляют обзор литературы по проблеме, обсуждают полученные результаты, выполняют исследования, готовят сообщения на заседание кружка, занимаются подготовкой работ на областные и всероссийские смотры-конкурсы студенческих научных работ.
Одной из эффективных форм научной работы студентов является студенческое бюро экономического анализа (СБЭА). Бюро выполняет в основном научные исследования по проблемам анализа хозяйственной деятельности на общественных началах и по договорам. Если исследования выполняются по заказам организаций, то с ними согласовывается план и программа выполнения работы, использование полученных результатов. Так же студенты могут обобщать практический материал, собранный во время производственной практики и направлять результаты в виде предложений и резервов по повышению эффективности производства обследованным организациям.
Научно-исследовательская работа студентов может осуществляться через научные студенческие отряды. Они представляют собой объединение студентов, добровольно изъявивших желание участвовать в научных разработках и исследованиях в свободное от занятий время и в период летних каникул. Своим трудом члены отряда вносят конкретный вклад в выполнение планов научных исследований по договорным и бюджетным темам.
Действенным средством вовлечение студентов в научную работу являются конкурсы студенческих научных работ по естественным, техническим, гуманитарным наукам. Научная работа представляет собой самостоятельное исследование по актуальным проблемам объемом 35-50 страниц машинописного текста. Студенческие научные работы оцениваются в балах с учетом актуальности темы, оригинальности материала, самостоятельности работы, результатов исследования и качество оформления.
Важной формой интенсификации подготовки студентов к научно-творческой деятельности на основе интеграции образования, науки и производства является создание отраслевых студенческих учебно-научных объединений (ОУНО) и научно-учебно- производственных комплексов (НУПК). В них студенты всех учебных групп занимаются научно-исследовательской работой с первого курса по последний. Предприятия выдают заказ на работу (заключают договор), обеспечивают приборами и вычислительной техникой, выделяют штаты для руководства НИР студентов (как сотрудников кафедр, так и базового предприятия), используют индивидуальные и коллективные методы подготовки исследователей.
Интересной формой НИР является модульная подготовка специалистов к экономической и научно-технической деятельности. Суть такой подготовки заключается в том, что группа студентов, приобретающих разные специальности, но направляемых на одно и то же предприятие, выполняет единое научно-практическое задание с расчетом на последовательную коллективную работу по их внедрению в практику, то есть будущие специалисты готовятся и распределяются не индивидуально разобщенно, а модулями. Модульная подготовка специалистов требует, чтобы вуз разрабатывал перспективные целевые программы исследования для проведения комплексных работ, включая все стадии цикла: исследование- разработка- внедрение. Каждый заказ предприятия на подготовку специалистов формируется под эту программу, в результате чего наука, образование и производство оказываются взаимосвязанными: исследования проводятся в расчете на перспективные научные проблемы производства, а подготовка специалистов осуществляется в рамках выполнения этой программы [24].
Одной из форм совершенствования научной работы в современных условиях является создание учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК), представляющего собой совокупность взаимосвязанных структурных и инфраструктурных подразделений создаваемых на базе вуза для коммерциализации результатов научных исследований и соответствующей подготовки кадров в области инновационного менеджмента.
УНИК создается в целях формирования качественно нового класса специалистов в области управления инновационными процессами, способных участвовать в формировании и становлении отечественного рынка научно-технической продукции и образовательных услуг, эффективно управлять всеми циклами продвижения интеллектуального продукта на отечественный и международные рынки наукоемкой продукции и услуг.
Целями УНИК являются: повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг и наукоемких технологий; повышение качества подготовки специалистов, отвечающих требованиям инновационной стратегии развития общества за счет создания и использования новых технологий в науке, технике и образовании; привлечение в вуз внебюджетных средств, материально-технических ресурсов и новых технологий, включая инновационные технологии обучения; формирование сети стратегических партнеров вуза, интеграция и объединение с учреждениями образования и науки; повышение эффективности использования всех ресурсов вуза, включая кадровый потенциал; взаимодействие с рынком труда на инновационных принципах.
Достоинство УНИК заключается в том, что они обеспечивают: привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе, выполняемой за счет бюджетных и внебюдженных источников финансирования; проведение на базе научных и научно-производственных подразделений различных форм активной учебной работы: дипломного и курсового проектирования, учебной и производственной практики, целевой подготовки студентов; компьютеризацию учебного и научного процессов, формирование единой информационной среды; привлечение студентов к работе в научно- технологических парках и других инновационных структурах с целью овладения навыками научно технического предпринимательства и инновационного бизнеса[62].
Общее методическое руководство научно-исследовательской работой студентов в высших учебных заведениях страны осуществляется Министерством образования Российской Федерации. Оно ставит своей целью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; обеспечение академической мобильности студентов, аспирантов, докторантов, разработку системы поддержки и поощрения одаренной молодежи; совершенствование организации учебно- и научно- исследовательской работы молодежи в системе: школа-вуз-аспирантура[43,44].
Ответственность за постановку и организацию научно-исследовательской работы студентов высшего учебного заведения несет ректор (на факультете – декан, на кафедре – заведующий кафедрой). Из числа штатных преподавателей кафедры назначается ответственный за научно- исследовательскую работу студентов на кафедре и в научном учреждении вуза.
Студенты, ведущие научно-исследовательскую работу, могут объединяться в студенческое научное общество (СНО) во главе с избираемым этим обществом советом.
3.2. Психологические аспекты научного творчества и методы его интенсификации
При подготовке студентов к самостоятельным научным исследованиям важное значение имеют вопросы научного творчества. Известно, что природа научного творчества – в извечной пытливости человеческого ума, подстегиваемой потребностями производства. «Способность к творчеству,- говорит академик В. Энгельгардт,- это высший дар, каким наградила природа человека на бесконечно длинном пути его эволюционного развития».
Знания о творчестве лежат внутри и на стыке многих наук, в том числе философии, логики, психологии, науковедения, кибернетики, информатики. У каждой из них есть свой объект исследования, свой объект видения и методы разработки проблем активизации творческого поиска. В психологии творчества наиболее разработаны разделы, посвященные творческим способностям, качествам творческой личности, творческому климату.
Творческие способности человека могут быть условно разделены на две группы, связанные соответственно со склонностью, темпераментом и собственно умственными способностями. Характеристика последних представляет собой интерес для молодого исследователя.
Способность к новому взгляду – это умение увидеть непривычное и, наоборот, известное в новом.
Имеет значение способность к свертыванию информации, то есть к замене нескольких понятий одним обобщающим, свертыванию цепи рассуждений в одну мысленную операцию. Умение распознавать сходные образы в целом, не обращая внимания на индивидуальные отличия, одно из важных свойств творческой личности.
Гибкость мышления – это способность мысленно легко и быстро переходить от одних явлений к другим, далеким по содержанию, это особенно важно при выборе гипотез.
Боковое мышление – способность к широкому распределению внимания, в том числе мышлению «около» проблемы.
Немаловажное значение имеют также и такие умственные способности, как цельность восприятия, способность к доработке замыслов, готовность памяти (зафиксировать, а затем выдать вовремя нужную информацию), легкость генерирования идей, способность к переносу опыта, оценке, предвидению.
С точки зрения некоторых авторов бесчисленные умственные и физические качества, присущие ученому могут быть приблизительно квалифицированы по шести важнейшим категориям:
· энтузиазм и настойчивость, оригинальность;
· независимость мышления, воображение, интуиция, одаренность;
· интеллект: логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию;
· этика: честность перед самим собой;
· контакт с природой: наблюдательность, технические навыки;
· контакт с людьми понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам.
Осуществляя научное творчество, исследователь должен иметь оптимальную стратегию творчества, цель и направлять их на достижение своей воли.
Воля – это умение целенаправленно, разумно, терпеливо и рационально преодолевать препятствия, находя и реализуя оптимальные варианты решений в самых разных ситуациях. Творческие силы ума остаются бесплодными при отсутствии энтузиазма и силы воли. Управлять своими хотениями может человек, обладающий эмоционально-волевым усилием, умеющий заставлять себя работать, сконцентрировав свое внимание, свои мысли на определенном деле.
Наиболее часто приходится преодолевать присущие человеку внутренние барьеры, мешающие творческому процессу: силу привычки и инерцию мышления, пассивность и лень, узкий практицизм, влияние авторитетов, страх перед неудачей, неприятие, даже боязнь критики или, наоборот, слишком высокая самокритичность.
Но у творческого человека обычно таких барьеров меньше, а те, которые есть, помогают преодолеть специфические качества личности. Творческая личность, как правило, обладает более высоким интеллектом, умением сосредоточить и долго удерживать внимание на одном вопросе, готовность к риску при принятии решения, восприимчивостью. «Творческий элемент,- отмечает известный русский ученый Иоффе А.Ф. (1880-1960),- заключается в том, чтобы найти другой, более совершенный путь к решению поставленной автором задачи или поставить, исходя из данных опытов, дальнейшею задачу, глубже раскрывающую вопрос, попытаться найти объяснение фактам, оставшимися непонятными автору или не замеченными им… недаром сравнивают научное творчество с подъемом на высоту, но подъему нет конца: только вечное стремление вперед движет науку».
Для творческой личности характерны и стремление к самоутверждению, увлеченность работой, отрешенность от многого, взыскательность и стремление во всем дойти до сути.
В процессе выполнения научных исследований у студентов формируются такие психологические качества человеческой личности, как внимание, наблюдательность, творческое воображение, способность к умозаключениям, любовь к неустанному труду. На это обращал внимание великий естествоиспытатель Чарльз Дарвин, который писал, что «самым важным из них (разнообразных умственных качеств и условий – В.А.) были: любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля изобретательности и здравого смысла».
В процессе обучения у любого студента также должно обеспечиваться комплексное развитие задатков к научным исследованиям: памяти, наблюдательности, воображения, самостоятельности суждений и выводов.
Важнейшим компонентом из перечисленных, является память. К памяти (образной, эмоциональной, логической) нужно относиться как к инструменту, за которым следует непрерывно ухаживать. Память необходимо все время развивать путем повторения, использование метода логического, ассоциативного запоминания. Развитие профессиональной, избирательной памяти в отличие от общей памяти всегда связано с характером научных интересов и подготовки исследователя. Избирательность памяти есть сам по себе признак умственных усилий человека по целеустремленному овладению определенной областью знаний. И чем эти усилия систематичнее, спланированнее, тем более они направлены на достижение поставленной цели, тем успешнее идет развитие памяти.
Не менее существенным элементом для начинающего исследователя является наблюдательность. Ее развитие заключается в обостренной способности замечать и акцентировать внимание на всех, даже на первый взгляд незначительных, сторонах изучаемых процессов и явлений. Без организации внимания ко всем без исключения сторонам исследуемого процесса легко проглядеть даже самые заметные явления. Именно искусство видеть, умение скрупулезно анализировать и сопоставлять замеченные явления без скороспелых выводов отличает настойчивость исследователей. Подобно памяти наблюдательность, ее острота достигается тренировкой, совершенствованием внимания к тем сторонам рассматриваемых явлений, которые составляют для исследователя предмет его научных интересов и поисков. «Главное требование к исследователю,- отмечал выдающийся русский советский ученый Бардин И.П. (1883-1960), - это наблюдательность, способность к научному анализу и обобщениям, умение научно разработать методику исследования, правильно поставить эксперимент».
Важным качеством исследователя является обладание способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. А главный элемент сосредоточения – внимание. Неумение сосредоточить свое внимание в данный момент на решающем, на главном – беда многих начинающих исследователей.
Важным качеством исследователя является присутствие фантазии. Ученый должен быть, прежде всего, наделен фантазией, ибо фантазия играет столь же важную роль в науке, как и в искусстве. Фантазия необходима так же, как и кропотливый труд над собранным материалом. Без фантазии научная работа превращается в нагромождение фактов и умозаключений, пустых, худосочных и зачастую бесплодных. Но в гармоничном сочетании научного исследования и научной фантазии лежит залог движения науки вперед. Исполнению предшествует мысль, точному расчету – фантазия. Выдающийся голландский ученый Вант-Гофф Я.Х. (1852-1911) утверждал, что «каждая истина, по крайней мере, представляет одно непосредственное объяснение фактов, если она дает нам больше, то ей помогла фантазия. Фантазия проверяется; если она не находится в противоречии с нашими фактами, то она становиться гипотезой: когда она непосредственно исследуется и признается правильной, то она становиться истиной. Факт- основа, фундамент; фантазия – строительный материал; гипотеза – строительный план, который нужно исследовать; истина – здание… Фантазия и научное суждение образуют истину, фантазия и вкус – красоту».
Неотъемлемым качеством научного работника является неутомимое трудолюбие, непреклонное упорство в разрешении намеченных задач. Необходимо вырабатывать в себе выдержку, терпеливость при выполнении любой научной работы, поскольку на многих этапах исследования возможны мелкие неудачи, огромное напряжение сил.
Выдающийся русский советский ученый Бакулев А.Н. (1890-1967) утверждал, что « …умение трудиться есть самое главное для человека, ставшего на путь науки. Если этих качеств нет или они не выработались системой ежедневного труда, волей, то, как бы талантлив ни был ученый, он принесет мало пользы».
Все названные компоненты позволяют выработать у исследователя способность к самостоятельности суждений и выводов, а сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдельному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления. Однако этого недостаточно, необходимо эффективное воздействие на сам ход творческого процесса. Оно осуществляется через систему эвристических и ассоциативных методов. Принято считать, что таких методов более 30, перечни их опубликованы. Практика творческого опыта показала, что целесообразно применять далеко не все из них, а лишь некоторый минимум базовых методов: матрица идей, мозговой штурм, метод ассоциаций, метод вживания в роль, синектики, морфологический анализ, диаграмма идей, коллективного блокнота и ряд других.
Рассмотрим некоторые из них. Главная цель метода мозгового штурма – получить за короткий промежуток времени как можно больше предложений по требующей решения проблеме. Мозговой штурм – это легкий и чрезвычайно быстрый способ коллективного поиска разнообразных идей. При этом формируется группа (оптимально 6-8 человек) ученых (коллег) с аналитическим складом ума (генераторов идей), которые вносят разнообразные идеи. Обычно 10-15% из них оказываются весьма ценными. Процесс мозгового штурма, возбуждая умственную деятельность генераторов, способствует рождению новых идей.
Синектика – метод, своеобразно развивающий мозговой штурм. По данной методике поиск ведет группа не случайно объединенных, как при мозговом штурме, а специально подобранных и подготовленных людей-синекторов, имеющих обычно разные специальности. При синектическом поиске, в отличие от мозгового штурма, разрешена критика вносимых предложений, что не исключает глубокого взаимопонимания участников группы. В процессе синекторы используют обширный арсенал аналогий для усиления генерации идей.
Под аналогией понимают сходство каких-либо отдельных свойств или признаков, элементов, характеристик объектов, в целом значительно отличающихся друг от друга. Аналогия может быть четырех видов: прямая, представляющая собой любую аналогию из области природы, экономики, права и т.п.; личная (эмпатия), в процессе использования которой делается попытка отожествить себя с объектом, вжиться в его образ; символическая, заключающаяся в отыскании символического краткого описания объекта или задачи; фантастическая, предлагающая описать задачу в понятиях и терминах сказок, легенд и мифов.
Полученные идеи связывают с заданной проблемой и на этой основе ведут поиск возможных решений. Наиболее ценную, по мнению привлеченных экспертов, идею максимально развивают и конкретизируют. Однако, если нужное решение не найдено, вновь концентрируются на проблеме, а поиск снова и снова повторяют.
Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом первичного творческого коллектива (группы) с последующим коллективным развитием идеи и оценкой решений. Для этого всем членам группы выдают блокнот с описанием сущности задачи, необходимыми данными и списком литературы. В течение заданного времени каждый член группы записывает в блокнот возникшие идеи и предложения о направлении поиска и конкретных решениях. Затем руководитель группы собирает все блокноты и анализирует внесенные в них записи. Обобщенные им результаты рассматриваются всей группой, а наиболее интересные идеи развиваются.
Одним из общих достоинств методов активизации творчества является их универсальность и легкость усвоения. К недостаткам этих методов следует отнести то. Что они не повышают уровня и скорости принимаемых решений. В связи с этим в условиях рыночных отношений применяют более интенсивные методы творчества, обеспечивающие разрешение возникающих противоречий. Все они основываются на трех принципах: систематизации перебора вариантов; включении в процесс поиска решений ассоциативного мышления; организации коллективной концентрированной, непрерывной творческой работы.
Для лучшего стимулирования мышления начинающему исследователю рекомендуется создавать благоприятствующие факторы за счет ясного формулирования своих вопросов, целенаправленного направления своих мыслей, обсуждения идей с другими, стимулирование мыслительных ассоциаций.
Дальнейшее развитие методологии творчества идет в направлении создания системы методов поиска. Например, функционально-стоимостный анализ (ФСА) можно рассматривать как «метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов»[86].
Обеспечивает интенсификацию научного творчества использование компьютеров. Это происходит по двум основным направлениям: автоматизация информационного обеспечения поиска и выполнения экономических расчетов; развитие методов принятия экономических решений с применением ЭВМ. Наличие ЭВМ с их колоссальной возможностью перебора вариантов позволяет активно использовать в основах автоматизации метод проб и ошибок[52].
Для интенсивной технологии творчества также необходимо соблюдение следующих принципов: деление процесса поиска на этапы и выдерживание характерной именно для данного метода последовательности их выполнения; соответствие выбираемого метода специфике задачи и возможностям ведущего поиск человека; взаимодополнение и рациональное сочетание методов.
Наряду с этим в современной технологии творчества наблюдаются противоположные тенденции к оправданному усложнению и необходимому упрощению творчества, специализации методов для обеспечения отдельных этапов поиска и, наоборот, универсализация методических комплексов типа ФСА.
Для того, чтобы достичь определенных творческих результатов и интенсифицировать творчество исследователя необходима жизненная стратегия развития личности. Последняя основывается на следующем комплексе качеств:
1. Наличие достойной цели, общественной полезной, значительной, новой. Цели могут быть разнообразными: весьма важными и многоплановыми или не очень сложными, традиционными, но новыми для конкретной личности.
2. Наличие комплексных планов и мер контроля за их выполнением. Планы должны быть реальными, а контроль регулярным. Некоторые ученые рекомендуют разрабатывать следующие разделы плана или самостоятельные планы: накопление знаний, формирование резервов здоровья, план основной работы, перечень самозаданий, мер по преодолению недостатков. Текущие планы можно записывать в еженедельник или на карточки, однако каждый должен найти свои формы планирования, облегчающие достижение целей.
3. Высокая работоспособность при выполнении намеченного. Она определяется состоянием здоровья, тренированностью, уровнем двигательной активности.
4. Владение методическим инструментарием, определяющим технику творческой работы. При этом необходимо не просто знать методы, но и мастерски владеть приемами творческого мышления и организации дела.
5. Способность вести борьбу, называемая еще «умением держать удар». Это качество может выражаться: в том, чтобы не спешить критиковать недостатки при незнании способов их устранения; убежденности в ценности предлагаемой идеи, условий для ее осуществления; в познании самого себя и противников собственных идей и т.д.
6. Результативность должна быть выполняемой работы, о чем, прежде всего, судят по промежуточным результатам. Их отсутствие должно побуждать к проверке и уточнению выбранной цели, принятых планов, используемых методов.
В итоге следует отметить, что жизненная стратегия вырабатывается и развивается самоорганизацией и самовоспитанием человека. А интенсивную технологию творчества можно получить при сочетании его методических приемов и рациональной организации (см. рис. 2).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 863;