Чтение и разбор букварных текстов
Чтение и разбор букварных текстов, как многократно это подчеркивалось, составляют центральное занятие на уроках обучения грамоте.
Из множества видов работ, хорошо известных в практике преподавания и освоенных многими учителями, хочется отметить прежде всего первичное чтение текста.
Часто букварный текст первоначально читает сам учитель. Нередко бывает и так, что первичное чтение текста учитель возлагает на самих учеников, иногда с предварительным уведомлением отобранных для этого детей (накануне урока, на котором должен быть прочитан букварный текст, учитель подзывает к себе намеченных заранее учеников с учебниками, просит их открыть нужную страницу и отмечает у каждого ту часть текста, которую учебнику следует подготовить дома для предстоящего классного чтения вслух всего нового произведения). И в конечном счете первичное чтение организуется как чтение «цепочкой». Его качество поддерживается не только тем, что назначенные ученики имели возможность прочитать дома все произведение и оттренировать, «свою» часть текста, но и тем, что учитель во время определения подобного и своеобразного домашнего задания сопроводит его небольшим инструктажем о том, как надо правильно прочитать данную часть: сделает в учебнике карандашные пометы, подсказывающие, какой продолжительности и где именно надо сделать паузы, какие слова интонационно выделить и т.д.
По чаще всего учитель считает нужным брать первичное чтение на себя. Ученикам при этом отводится роль внимательных слушателей: детям велят принять «парадную позу», когда кисти рук и локти располагаются плотно на столешнице, глаза устремлены к доске или к учителю, учебники закрыты, ученики - олицетворенное внимание. Думается, что от подобной организации первичного чтения проку не очень много. Загружается только слуховой канал восприятия текста. Все другие - зрительный и речедвигательный отключены или, точнее, направлены в лучшем случае на лицезрение учителя, мимики его лица, на слуховое восприятие содержания читаемого учителем текста. Иногда учитель изменяет себя хорошо читающим учеником, что мало в чем меняет картину. Тем более что чаще всего подобного рода первичное чтение не бывает тщательно подготовленным: в книге чтеца отсутствуют какие-либо пометы - как читать то или иное место в тексте, где и какие делать паузы, какая желательна интонационная окраска того или иного эпизода, какие будут уместными жесты, сопровождающие чтение, и т.п.
Первичное чтение, даже если его взял на себя учитель, обязательно должно быть тщательно подготовленным, должна быть составлена партитура чтения с соответствующими пометами в самом тексте или на полях учебника, вплоть до обозначения правильного, нормативного ударения в отдельных словах. Если учитель решает поручить это дело хорошо читающему ученику, го с ним непременно надо провести подготовительную работу, внести в его учебник те же пометы, проставить ударения в сломах, подчеркнуть слова, требующие определенной интонации, замедленного или, напротив, ускоренного темпа и т.д. Если первый раз текст читает сам учитель или это делает хорошо читающий ученик, то и в том, и в другом случае все ученики в классе должны открыть учебник на нужной странице и по ходу чтения учителя (или ученика, которому оно доверено) следить за чтением по тексту, помещенному в учебнике, двигая при этом пальнем, тупым концом ручки или карандаша по строчке, точнее, под строчкой со скоростью, с которой прочитываются слова чтецом. Желательно, чтобы это был умеренный темп, обеспечивающий правильность и даже выразительность чтения.
После завершения чтения могут следовать несколько стандартных вопросов типа: понравился ли рассказ, стихи? Что и кому Пи по не совсем понятно - слова, предложения? О чем же этот рассказ (стихи)? Соответствует ли название произведения его содержанию (если есть название)? Если название отсутствует в учебнике, то какое можно дать свое? Затем можно предложить детям проверить, в каких словах ученики определили слоги, помещенные в столбиках (это если перед первоначальным чтением была проведена соответствующая работа, о чем уже писалось выше).
Разбор прочитанного осуществляется по вопросам учителя и, возможно, самих учеников. Вопросы желательно ставить так, чтобы они учитывали общие особенности восприятия читателем содержания читаемого текста. Здесь имеется в виду уяснение читателем двух планов. Первый предметный план содержания читаемого текста, который состоит в полноте понимания буквально каждого слова, словосочетания, понимания сообщения, мыслей, заключенных в каждом предложении, фразе, абзаце, более объемной чисти текста. Второй план это смысл предметного плана, т.е. уразумение того, что и о чем говорит читателю предметный план, что хотел сказать своим сочинением его автор, для чего он сочинил данный текст, какие мысли и чувства он вызвал у читателя, к каким выводам он подвел его.
Практически это может выглядеть так: как ты понял значение такого-то слова, словосочетания? Какая мысль заключена в данном предложении? Согласен ли ты с нею или нет? О чем этот рассказ (стихотворение)? Что, на твой взгляд (по твоему мнению), хотел сказать автор своим произведением читателю? Какие мысли и рассуждения возникли у тебя во время чтения (слушания) этого текста? Согласен ли ты с автором и теми выводами, которые родились при чтении и после него, после некоторых рассуждений? Запомнились ли тебе какая-либо фраза, предложение из текста? Почему? Чем именно? Какая картина возникла в твоем воображении при чтении (такой-то) части произведения? К каким другим частям рассказа можно отнести иллюстрацию, помещенную в учебнике? Нравится ли тебе она? Чем именно? К каким другим эпизодам текста ты смог устно нарисовать свою иллюстрацию? Объясни свой выбор... и т.д.
В число заданий по разбору содержания букварных текстов желательно включать такие, которые направляют внимание учеников на обнаружение слов, написание которых расходится с их произнесением. Другими словами, целесообразно в период обучения детей грамоте ввести наряду с, условно говоря, орфоэпическим так называемое орфографическое чтение, т.е. прочтение слов так, как они записываются согласно правилам орфографии.
Примерно это будет выглядеть так: «Прочитай, - говорит учитель ученику, - это слово так, как его надо записать, а теперь прочитай так, как его надо правильно произнести».
Эти, условно говоря, два типа чтения - орфографическое и орфоэпическое - желательно практиковать не только во время обучения грамоте, но и, более того, на всем протяжении изучении русского языка (составной частью которого является чтение) в начальной школе.
Всякий разбор неизбежно связан с детальным рассмотрением произведения, его текста, своего рода разложением текста на детали. Но важна и ценна целостность впечатления, целостное восприятие произведения. Естественно, что первичное чтение рождает у читателя определенное первоначальное представление о содержании всего текста. Его же анализ, разбор существенным образом углубляют это первое впечатление, усиливают целостность впечатления, сообщают ему многогранность.
Этот же разбор логично толкает на проведение повторного, заключительного чтения. Во многих отношениях оправданным окажется провести этот вид чтения при помощи чтения «цепочкой», когда один ученик будет сменяться без какой-либо паузы другим читающим учеником. Среди учеников, которым поручается чтение, должны оказаться не только хорошо читающие, но и средне- и даже слабочитающие. К последним в случае особых затруднений может быть подключен ученик, читающий свободно, - он в данной ситуации поведет за собой споткнувшегося товарища, т.е. они оба составят своего рода читающий дуэт, пару, тандем.
Окажется идеальным, если после завершения заключительного чтения произведения будет задано два-три вопроса или предложено несколько заданий, связанных с углублением понимания содержания прочитанного. В самом общем виде подобный вопрос может звучать так: что нового открылось в этом произведении -такого, что мы не заметили, на что не обратили внимания при первом его чтении и во время разбора текста?
В принципе всякое перечитывание должно открывать в знакомом по первоначальному чтению и разбору тексте нечто новое, сразу незамеченное, должно рождать интерес и постепенно формировать желание и даже пристрастие к повторному перечитыванию большей части прочитываемых ребенком произведений, книг. Выдающиеся любители чтения авторитетно утверждают, говоря словами видного русского писателя В.В.Набокова, что истинный читатель всегда перечитыватель. И если истинного читателя можно уподобить широкой и многоводной реке, то ее истоки часто представляют собой маленький ручеек, берущий свое начало из еле заметного источника, ключа, родника.
Для ученика таким родником, из которого проистекает большая, полноводная река его читательской деятельности, может стать грамотно проведенная учителем работа над букварными текстами.
Обучение письму
Непременной стороной обучения грамоте является обучение элементарному письму. Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. «Письменная речь, писал выдающийся психолог и педагог Л.С. Выготский, требует для своего хотя бы минимального развития высокой ступени абстракции... Это речь без интонационной, экспрессивном, вообще без всей звучащей стороны. Это речь в мысли, в представлении, но речь, лишенная самого существенного признака устной речи - материального звука... Именно отвлеченность письменной речи, то, что эта речь только мыслится, а не произносится, представляет одну из величайших трудностей, с которой встречается ребенок в процессе овладения письмом» (Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1982. - Т. 2. С, 236, 237).
Письмо требует от пишущего высокой сосредоточенности, напряженной работы мозгового аппарата и волевой сферы, активизации внутренних мыслительных процессов, так сказать, упреждающего порядка: надо отчетливо представить предмет сообщения, т.е. о чем именно будет идти речь в письменном сообщении, возможный и удачный план «развертывания» содержания, отбор нужных слов, соединение их в предложении, связывание одного предложения с другим, соотнесение каждого из слов и предложений с правилами правописания и пунктуации и, что весьма нелегко, каллиграфически ясное начертание каждой буквы, слова, предложения, текста в целом.
Таким образом, в акте письма можно выделить по меньшей мере две стороны. Одна из них содержательная, относящаяся к тому сообщению, которое предстоит воплотить в письменной форме, или передать уже готовый текст, или же составить свой, авторский. Другая сторона - техническая, она связана непосредственно с верным начертанием каждой буквы, соединения ее с другими, с правильным написанием отдельных слов и предложений.
Обучение письму обычно начинается с усвоения детьми калли-5 графически нормативного начертания каждой из букв, осмысления характера и начертания соединения последних в составе слов.
В этом в практике преподавания наметились два подхода. Первый - после демонстрации учителем того, как надо верно и красиво писать определенную букву, подробных объяснений, из каких элементов она состоит, детям предлагается научиться писать каждый из этих основных элементов, входящих в конструкцию буквы. И затем уже следует написание буквы в целом.
Второй подход ведет свое начало от К.Д.Ушинского: после демонстрации буквы - «нового звука» дети учатся писать ее целиком и в составе целого слова (см.: Ушинский К.Д. Собр. 004.1 В 11 т. - Т. 6. - М.; Л., 1949. - С. 285). Представляется, что подобный подход более целесообразен, ибо он скорее и вернее подводит детей к главному в обучении их письму - к использованию письма непосредственно для реализации определенных речекоммуника-тивных целей, т.е. для письменной передачи определенного содержания, чему будет подчинена техническая сторона дела.
В настоящее время зачастую уроки обучения письму превращаются в уроки каллиграфии, замыкаются на этом занятии и не выходят на уровень использования письменной речи для коммуникативных целей.
Методическая традиция знает немало эффективных рекомендаций, направленных на то, чтобы одновременно с обучением детей чтению как одному из видов речевой деятельности происходило и обучение письму как наиболее сложному, но жизненно важному виду речевой коммуникации. Начиная с К.Д.Ушинского, почти все без исключения наши отечественные методисты ратовали за скорейший переход детей от вычерчивания по прописи отдельных букв, копирования помещаемых в тех же прописях слов и предложений к элементарным, но стоящим в ряду порождающих, а не просто репродуцирующих (например, списывание) письменным видам речи.
Знаменательно, что, по словам Л.Н.Толстого, «писание составляет в Яснополянской школе главный- способ изучения языка» (Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Пед. соч. - М., 1953. - С. 191).
В качестве упражнений по языку в школе Толстого предлагались такие:
1)из заданных слов надо составить периоды, например, учитель пишет: Николай, дрова, учиться, а ученики пишут - один: Еже-ли бы Николай не рубил дрова, то пришел бы учиться, а другой: Николай хорошо дрова рубил, надо у него поучиться и т.д.;
2)сочиняем стихи на заданный размер;
3)задается какое-нибудь слово - сначала существительное, потом прилагательное, наречие, предлог. Один ученик выходит за дверь, а каждый из оставшихся должен составить фразу, в которой бы находилось заданное слово. Выходивший должен угадывать.
«Все эти упражнения, - сообщает Лев Николаевич, - писание фраз по данным словам, стихосложение и угадывание слов -имеют одну общую цель: убедить ученика в том, что слово есть слово, имеющее свои непоколебимые законы, изменения, окончания и соотношения между этими окончаниями, - убеждение, которое долго не приходит им в голову и которое необходимо прежде грамматики» (Там же. - С. 189).
Так еще с середины прошлого века широко практиковался такой прием. На доске учитель записывал какой-нибудь вопрос к прочитанному тексту. Ученики читали вопрос, уясняли его смысл, значение слов, из которых состоял этот вопрос. Надо было дать письменный ответ такого рода, чтобы в нем можно было использовать почти все слова, употребляемые в вопросе. Так, к примеру, можно остановиться на рассказике Л.П.Толстого, который включается во многие современные буквари: Таня мала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто шкала... Если на уроке письма на доске записать вопрос Что знала Таня? и предложить ученикам письменно ответить на пего, то им нужно будет вспомнить незамысловатое содержание рассказика (а если кто-то забыл, то открыть ту страницу букваря, где помещен рассказ, прочитать его еще раз) и записать ответ Таня тала буквы.
В.П.Вахтеров с успехом применял такую форму работы. «Я, -пишет Василий Порфирьевич, говорил фразу, дети, разлагая каждое слово на звуки, как бы диктовали мне, что я должен писать на доске, а я писал под их диктовку букву за буквой, заботясь только о разборчивости своего письма, и затем предлагал детям списывать написанное на доске. В одном случае я стер только что написанное на доске, предупредив об этом детей и приглашая их внимательно всматриваться в написанное, прежде нежели я возьму тряпку в руки» (Вахтеров В.П. избр. пед. соч. - М., 1987.- С. 400).
На уроках письма желательно чаще проводить несложные диктанты, небольшие сочинения, изложения, письмо по памяти нескольких строк из заученных наизусть стихотворений; оправдывают себя задания на подыскание в прочитанных текстах предложений, которыми можно подписать картинку к данному рассказу.
Во всех случаях выполнения учеником письменных работ, несомненно, серьезное внимание обращается на «краснописание». как когда-то назывались занятия чистописанием.
Выдающийся русский ученый-лингвист и методист академик Л.В.Щерба еще в 20-е годы нашего столетия писал: «Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны при большой внутренней дисциплине и подтянутости» (Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 61).
Следовательно, выработка четкого почерка, грамотного письма, ведение хорошей тетради могут стать для каждого ученика способом выработки у себя невероятно важных в жизни и нужных для любого вида деятельности таких личностных качеств, как внутренняя самодисциплина, подтянутость, аккуратность, а кроме того, разборчивый и красивый почерк, красиво написанный текст - это форма выражения пишущим своего уважения к тому, кто будет читать написанное, чаще всего - к учителю. Неназойливое донесениених простейших, но столь важных и личностно ориентированных истин до сознания учеников окажет им большую услугу.
К тому же это замечание знатока школьного обучения родному языку Л.В.Щербы подсказывает, насколько важно уже со времени обучения грамоте осуществлять грамматико-орфографическую пропедевтику. При этом, правда, не нужно особенно увлекаться гак называемым опережающим обучением, которое зачастую прекращается в то, что из верхних этажей курса русского языка, из средних классов, спускаются вниз, в начальные классы, некоторые разделы и правила.
Главное при проведении пропедевтики в начальных классах -»то налаживание постоянных наблюдений конкретного порядка, накопление их и практическое использование в устных и письменных видах речи. Начальные классы должны заложить прочный и надежный фундамент под последующее в среднем и старших звеньях школы теоретическое осмысление многих конкретных реалий грамматико-орфографического, орфоэпического и отчасти стилистического порядка.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 6340;