Знакомство с ударением
Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения - выделения одного из слогов в слове большей силой голоса.
Ударение выполняет роль важного средства звуковой организаций слов и речи в целом.
Младшие школьники, включая первоклассников, приходят в школу, имея немалый речевой опыт произнесения большинства слов с правильным ударением. Исключение составляют слова, ударение в которых навязано диалектным, бытовым, семейным или узкопрофессиональным окружением ребенка: «ремонт» (вм. ремонт), «магазин» (вм. магазин), «средства» (вм. средства), обеспечение» (вм. обеспечение), «облегчить» (вм. облегчить) и др.
В методике начального обучения имеется много разных способов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложение произнести слово так, чтобы одни из слогов звучал с большей силой в сравнении с другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каждый из слогов слова с возвращением после всякого такого перенесения к произнесению слова с правильным ударением. Например, ученикам демонстрируется картинка с изображением воробья. Учитель просит назван., что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово воробей. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит сказать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и записывает на доске слово с обозначением ударного слога: воробей. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово с некоторой «растяжкой»: воооробей. Затем тут же ставится вопрос: так ли привычно и правильно произносится это слово? После отрицательного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слоги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, с возвращением к произнесению слова с верным ударением.
Среди многих аналитико-синтетических операций, практикуемых на уроках обучения грамоте, центральную роль будет играть научение детей выделять и улавливать наиболее характерные признаки каждого звука русского языка.
Изучение звуков
Среди разных подходов, направленных на достижение этой цели, первостепенную роль играют советы, которые дал в свое время К.Д. Ушинский. Он писал: «При чтении каждой отдельной группы слов должно налегать на отчетливое произношение каждого звука, насколько это возможно по развитию детского органа речи» (Собр. соч. В 11т. -М.; Л., 1949.-Т. 6.-С. 28).
«Дитя в состоянии - звук по звуку, буква по букве прочесть и написать каждое слово, - все это, конечно, медленно и с трудом» (Там же. - С. 288).
Надо «приучить его язык к произношению отдельных звуков» (Там же. - С, 286).
«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания» (Там же. -Т. 7.-С. 224).
Порядок аналитического рассмотрения детьми каждого из звуков родного языка определяется, во-первых, тем, в какой последовательности расположены буквы и стоящие за ними звуки в том или ином учебнике типа букваря или азбуки, во-вторых, тем, как построен урок обучения грамоте, какова его структура и набор приемов, привлеченных для него.
Наиболее распространенным в школьной практике стартовым моментом в уроке и в изучении очередного звука стало избрание такого исходного слова, в составе которого находится звук, подлежащий изучению.
Во всех почти букварях (азбуках) для изучения гласных звуков подбираются в качестве исходных такие слова, в которых гласный звук, подлежащий изучению, находится в сильной позиции, а последняя, напомним, для гласных звуков - это когда гласный звук стоит под ударением.
Сильной позицией для согласных звуков окажутся следующие:
1)для согласных, различающихся по глухости-звонкости: перед любыми гласными: жар - шар, гол - кол; перед сонорными; злой -слой, гроза - краса, ягодный - плотный; перед [в], [в'], [j]: дверь -Тверь, двор - створ, бьет - пьет;
2)для согласных, различающихся по твердости-мягкости: для всех парных в конце слова: двор - дверь, потоп - топь, троп -тронь; перед гласными, кроме [э]: вол - вёл, сор - сер, лук -люк, но мэр, сэр; переднеязычные различаются по твердости-мягкости перед гаднеязычными и твердыми губными: тонко - коньки, кричали круги; согласные [л] и [л'] различаются перед любыми согласными: волнение - вольность. Остальные позиции являются слабыми по твердости-мягкости.
Повторим, что перед гласными, кроме [э], согласные различаются как по глухости-звонкости, так и по твердости-мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной позицией.
Согласные могут ассимилироваться как по глухости-звонкости, гак и по твердости-мягкости. Если в конце слова находятся два согласных звука, оба они оглушаются: поезд [пóист], гвоздь [гвост'].
Все сказанное надо учитывать, особенно когда в урок вводятся такие традиционно занимательные приемы, как задания на «придумывание» своих примеров, «слов» с изучаемым звуком. Обычно такого рода задание предваряется предложением произнести изучаемый звук «чисто» и изолированно.
И если это касается гласных звуков, то никаких осложняющих дело проблем здесь не возникает. Любой из гласных звуков отчетливо звучит и слышен в составе слова, когда оказывается в ударной позиции; не теряет он своих характерных качеств, когда произносится изолированно: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Иное дело, когда речь заходит о согласных звуках. Практически каждый из них в «чистом» виде произнести нельзя - всегда при такой попытке будет в большей или меньшей мере слышен призвук. Не случайно многие методисты резко возражали против заданий произнести «чисто» согласный звук. Особенно категоричен был Л.Н. Толстой. В методических указаниях к своей «Азбуке» - «Для учителя» он писал: «По новому способу (звуковому, которому Л.Н.Толстой противопоставлял свой - слуховой. - В.Г.) буквы называют бъ, въ, чъ и т.п. и при складах научают прямо соединять согласный звук с гласным, предполагая, что бъ есть только согласный звук... предположение: что бъ есть один согласный звук - не верно... Произношение чъ, къ и т.п. - почти невозможно... Называйте согласные буквы все без исключения -их звуком с присоединением гласной с, т.е. бе, ве, ге, де и т.д. И «м» называйте не эмъ, а ме, «р» не эръ, а ре и т.д.» (Азбука графа Л.Н.Толстого, Кн. I. - СПб., 1872. - С. 133-134). Подобной единообразной «добавкой» к каждому согласному звуку гласного [э] или, точнее, [йэ], считал Л.Н.Толстой, во-первых, достигается естественность произнесения нужного в данный момент согласного звука и, во-вторых, облегчается его выделение из сочетания согласный плюс [йэ] или [э].
Автор «Азбуки» и «Новой азбуки» был совершенно прав, утверждая, что изолированно и «чисто» согласный звук произнести почти невозможно, ибо такого рода звук - «согласный», т.е. он присоединяет к себе некоторый призвук гласного, что затрудняет при «чистом» произнесении согласного улавливание его отличительных свойств и признаков. Дело усложняется, когда выстраивается связь согласного звука с алфавитным названием буквы, его обозначающей. Учителям известны нередкие случаи, когда отдельные дети настолько тесно связывают звук с алфавитным названием относящейся к нему буквы, что потом переносят эту связь на письмо. Поэтому многие учителя считают возможным и нужным не только добиваться того, чтобы дети учились произносить согласный звук «чисто», но и до определенной поры, а именно -до полного завершения изучения всех звуков, буквы, их обозначающие, называть не алфавитно, а «чистым» звуком. Когда же дело дойдет до знакомства с алфавитом, тогда и наступит благоприятное время для усвоения алфавитного названия каждой буквы.
В связи с такого рода подходом напомним, что еще
К.Д. Ушинский считал не только возможным, но и полезным «приучать учеников к тому, чтобы делать, казалось бы, невозможное - выговаривать согласные без помощи гласных. Но... это вовсе не невозможно и полезно даже для навыка языка» ... «приучить язык ученика к произношению отдельных звуков», а затем «мри чтении каждой отдельной группы слов... налегать на отчетливое произношение каждого звука, насколько это возможно по развитию детского органа речи» (Родное слово: Книга для учащихся // Собр. соч.: В 11 т. - Т. 6. - М; Л., 1949. - С. 286, 289).
Наиболее рациональным представляется такой путь в изучении звуков, когда создаются условия, чтобы ученик мог без всяких ухищрений услышать, подметить и усвоить истинное звучание изучаемого звука, уловить его характерные качества, а затем уже опираться на них при нахождении данного звука и выделении его в любом слове, предъявленном учителем для анализа.
С учетом особенностей определенного согласного, о чем шла речь выше, избирается исходное слово, в состав которого входит шук, подлежащий изучению. Этот звук должен находиться в позиции, позволяющей услышать его в типичном звучании, в достаточно ясном и полном проявлении характерных для него качеств. Например:
[т] -рот, твердый, пить, петь, тест, шесть...
[л] -мел, мель, стол, моль, кол, соль...
[п] -плот, сноп, стоп, серп, топь, цепь...
После того как дети услышат в исходном слове звук, подлежащий изучению, уловят характерные его признаки, возможным окажется и предложение попытаться произнести этот звук изолированно, в «чистом» виде. Для этого ученики, естественно, неизбежно будут поначалу произносить слияние согласного согласным - так называемый прямой слог, и это само по себе неплохо, ибо в конечном счете для любого согласного абсолютно сильной позицией является его положение перед гласным. Но в данном случае ученикам, чтобы выделить из слияния именно согласный звук, надо будет предельно редуцировать гласный, т.e. предельно ослабить звучание гласного: [ба], [бъ], [бь], [бъ].
Осуществив подобную операцию и убедившись, что каждый из учеников понял, о каком согласном звуке идет речь, какими свойствами он обладает, можно предложить ученикам традиционное задание - в словах, предъявляемых учителем в виде картинок, точнее - в слове - названии изображенного на картинке предмета, обнаружить изучаемый звук, определить, в какой части слова он находится: в начале, середине или конце.
Той же процедуре могут быть подвергнуты слова, представляющие собой отгадки на загадки, заданные учителем или же кем-то из учеников. Наконец, дети могут сами привести слова, в которых присутствует или же, напротив, отсутствует изучаемый тук.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3584;