Преступления против личности
К преступлениям против частных лиц относили преступления против личности и против собственности. К преступлениям против личности относилось убийство. Смертной казнью каралось умышленное убийство, приготовление и покушение к нему. Саксонское зерцало за предумышленное тайное убийство устанавливало колесование, а за непредумышленное простое убийство отсечение головы (II. 13. § 4, 5). Каролина по-прежнему различала тайное, умышленное убийство и убийство в запальчивости по наказанию: за первое - колесование, за второе - отсечение головы мечом.
«Всякий убийца или нанёсший смертельный удар в случае, если он не может предъявить правомерных извинений, должен быть лишён жизни. По обычаю иных мест предумышленные убийцы и нанёсшие смертельный удар приговариваются равным образом к колесованию. Между тем должно соблюдать различие между ними и именно так, чтобы, следуя обычаю, умышленный и нарочитый убийца подвергался колесованию, тогда как другой, нанёсший смертельный удар в запальчивости и гневе, подвергался смертной казни путём отсечения головы мечом… Если же предумышленное убийство было совершено против особ высшего достоинства, своего собственного господина, между супругами или близкими родственниками, то для вящего устрашения перед окончательной казнью можно применить иные телесные наказания, как, например, терзание калёными клещами или волочение к месту казни» (ст. CXXXVII, 137).
В уголовном праве различались квалифицированные убийства, то есть осложнённые отягчающими обстоятельствами, предполагавшими особую злую волю убийцы и поэтому наказываемые квалифицированной смертной казнью. К квалифицированным убийствам относились:
1. Убийство детьми родителей, что предполагает особую испорченность виновного. За это применялось - колесование, разрывание на части лошадьми.
2. Убийство женой мужа. За это применялось закапывание жены живой в землю.
3. Убийство слугой господина. За это применялось кипячение в воде. За покушение на убийство господина слуга карался отсечением руки. Закон таким образом стремился поддержать власть родителей, власть мужа и власть господина.
4. Убийство отравлением. Это рассматривалось как изведение человека посредством союза с дьяволом, как вид волшебства. Под влиянием этого отравление считалось преступлением против религии, наказываемым квалифицированной смертной казнью. За отравление и составление яда предусматривалось сожжение (Саксонское зерцало. II. 13. § 7). Каролина угрожала колесованием мужчине, который «повредит другому жизнь или тело посредством яда», а женщине - утоплением (ст. CXXX, 130). При этом намерение убить и смертельный исход предполагались, но не требовались. Отравление признавалось таким образом самостоятельным преступлением.
5. Убийство по найму, за плату, наказываемое колесованием.
6. Вытравление плода (аборт) - умышленное незаконное умерщвление плода в утробе матери, которое каралось смертной казнью.
Каноническое право различало оживотворённый и неоживотворённый плод. Оживотворённым же, по взглядам богословов, опирающемуся на вторую книгу Моисея, плод считался лишь с момента вхождения в него души, то есть лишь спустя 6-10 недель после зачатия. До этого момента вытравление наказывалось лишь по усмотрению судей. с«Если кто вытравит женщине посредством насилия, еды или питья живое дитя, то если это зло будет учинено умышленно, мужчина должен быть казнён мечом, как убийца, а женщина, хотя бы она произвела это самой себе, должна быть утоплена или казнена другой какой-либо смертью; но ежели дитя, которое ещё не было живо, будет вытравлено женщиной, то должен быть спрошен совет сведущих людей» (ст. CXXXIII, 133).
7. Убийство матерью незаконнорожденного ребенка (детоубийство). За убийство ребенка в младенчестве по Каролине мать закапывали заживо и прибивали колом «ради вящего устрашения».
«Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьёт своего ребёнка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, да будет, согласно обычаю, заживо погребена и пробита колом. Но, дабы предупредить смущение от этого, Мы разрешаем топить таковых злодеек тем судам, кои имеют подходящие для сего водоёмы в своём распоряжении. Однако же там, где подобное зло приключается часто, Мы желаем применения упомянутого обычая погребения и пробивания колом ради вящего устрашения» (ст. CXXXI, 131). Каролина назначала смертную казнь для женщины, которая «покидает своего ребёнка с тем, чтобы он погиб», в случае, если ребёнок умирал и, напротив, довольствовалась наказаниями, определяемыми сведущими людьми, если ребёнок оставался в живых (ст. CXXXII, 132).
Преступлением против собственной жизни являлось самоубийство.
Ст. 135 Каролины: Если самоубийца хотел путём смерти избавиться от наказания, связанного с лишением имущества, то имущество отнималось у него и после смерти.
С христианской точки зрения жизнь дана человеку Богом и потому он не вправе ею располагать, а должен смиренно нести бремя, возлагаемое на него Богом. Самоубийство, будучи добровольным выбором смерти, есть оскорбление Бога, дарующего жизнь. Самоубийство влекло конфискацию имущества, позорное погребение без отпевания и вне кладбища рукой палача (самоубийцу хоронили при дороге, в его тело вгоняли кол), лишение права делать завещания и церковное отлучение. Эти меры были направлены на предупреждение самоубийств. Законодатель обращался к чувству, связующему человека с дорогими ему лицами, и к религии, чтобы воздержать его от самоубийства. Иногда угроза этих мер, причиняющих нравственные страдания родственникам самоубийцы, могла воздержать лицо от самоубийства. Покушение на самоубийство каралось как оконченное преступление, влекло за собой тюрьму или временное изгнание.
Преступлением считалась дуэль (поединок) - условленный поединок между двумя лицами. Источник дуэлей заключается в стремлении людей самовольно разрешить возникающие между ними споры. В раннем средневековье поединок был одним из форм суда божьего, одним из видов судебных доказательств. Дуэль возникла из той саморасправы, которая в средние века принадлежала дворянам при посягательствах на их честь. В дальнейшем дуэль стала средством разрешения споров о чести среди лиц высших сословий. С усилением королевской власти дуэль из института правомерного переходит в разряд запрещённых, посягающих на жизнь и здоровье, а дуэлянты рассматриваются как убийцы. Государственная власть видит в дуэлях самоуправство, посягательство на судебную власть. Если поединок оканчивался смертью, то, как участвовавшие в нём соперники, так и их секунданты, наказывались как убийцы смертной казнью.
По русскому Воинскому уставу 1716 г. если дуэль состоялась, хотя бы она и не повлекла в результате чьей-либо смерти или ран, лица, принимавшие в ней участие, и их секунданты подвергались повешению. Убитые на дуэли вешались за ноги. За вызов на дуэль, то есть покушение на дуэль, следовало лишение чинов, чести и конфискация части имущества.
К преступлениям против личности относились также телесные повреждения различной степени тяжести от тяжкого повреждения (увечья) до лёгких побоев. Поэтому они наказывались неодинаково: членовредительскими, телесными наказаниями и штрафами. Членовредительские наказания устанавливались по принципу талиона за увечье. Каролина рассматривала лишение способности деторождения (кастрацию, оскопление) рядом с вытравлением плода (абортом), как вид убийства (ст. CXXXIII, 133).
Телесными повреждениям являлись: 1) увечье - лишение человека одного из органов его тела, искалечение его - лишение зрения, языка, слуха, руки, ноги, детородных частей, произведение неизгладимого обезображения лица. За увечья предусматривались по принципу талиона - членовредительские наказания. 2) раны - это наружные, проникающие вглубь разрывы тела, сопровождающиеся наружным кровоизлиянием; 3) побои (простые удары) - повреждение тела причинением, нанесением телу человека ударов твердым, тупым орудием, кулаком.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2631;