Преступления против религии
Государство считало себя обязанным выступить на защиту Бога, христианского вероучения (католического, лютеранского, англиканского, кальвинистского и т. п.), господствующей церкви. Этим стремлением определялся тот широкий перечень религиозных преступлений, который существовал в законодательстве средних веков. Среди преступлений против религии выделялось богохульство - оскорбление, поношение Бога, Богородицы, ангелов, святых посредством выражающих презрение к ним слов (например, приписывание Божеству свойств, ему не принадлежащих, или отрицание свойств, ему принадлежащих, например, утверждение, что Бог не всемогущ, не справедлив и т. п.) действий или изображений.
Богохульство рассматривалось как деяние, непосредственное оскорбляющее Бога, вызывающее его справедливый гнев, который, не будучи погашен наказанием, разражается над страной всевозможными бедствиями - голодом, войнами, болезнями и т. п. Интересно, что указы германского императора и французских королей о богохульстве приводили одинаковые основания для наказуемости богохульства - божественный гнев и проистекающие из-за него бедствия для страны, то есть стояли на точке зрения Новеллы 77 императора Юстиниана. Наказания за богохульство были разнообразны: от штрафа до смертной казни и тяжких телесных повреждений. Например, Каролина за богохульство назначала смертную казнь, телесные и членовредительские наказания (§ CVI, 106). К членовредительским наказаниям за богохульство относились прокалывание, прорез, прогвоздение, отрезание языка. Австрийская «Терезиана» 1768 г. за непосредственное богохульство, относящееся прямо к самому Богу, назначала смертную казнь через сожжение, за остальные случаи богохульства - менее жестокие виды смертной казни или телесные наказания.
Среди преступлений против религии видное место занимали святотатство и нарушение богослужения. Святотатство - похищение церковных вещей. При похищении имущества церкви нарушалась святость места.
Каролина за похищение дароносицы со святыми дарами устанавливала смертную казнь посредством сожжения (§ 172). Похищение золотых или серебряных сосудов, ценность которых достигала суммы крупного воровства, а также вторжение со взломом или влезанием в церковь - смертной казнью, вид которой определялся по усмотрению судьи (§ 172). Прочие виды кражи наказывались усиленными наказаниями, положенными за нецерковные кражи (§ 173, 174). Нарушение богослужения наказывалось изгнанием или телесным наказанием, а в случае, когда нарушение богослужения соединялось с причинением оскорбления действием священнослужителям, - смертной казнью.
Менее важными религиозным преступлением было нарушение требований религии, как-то нарушение святости воскресений и праздников танцами или торговлей, нарушение постов и т. д.
Ересь. Инквизиция
Среди посягательств на веру и церковь первенствующую роль играла ересь. Ересь - есть особое вероучение, отступление от правильного учения церкви; открытое и упорное исповедание учения, уклоняющегося от догмы церкви. Поскольку всякая ересь объявляет себя истинной верой, вопрос о ересях в истории церкви решался Соборами, а не отдельными богословами. Согласно каноническому праву éресь - это «ошибочное, преднамеренное и последовательное противодействие истине, официально установленной церковью». Отступниками от веры - еретикáми признавались те, кто исповедуя мнения, противоречащие учению церкви, проповедовал или сообщал другим в форме слова или письма. Они собственное мнение выдавали за «учение Христа». Средством обнаружения еретических заблуждений может быть не только устная речь или сочинение, но также известные поступки, из которых можно сделать заключение о религиозных заблуждениях человека, например, несоблюдение поста.
Католическая церковь считала ересью отступление от учения католической церкви 23. В глазах правоверных католиков реформация XVI в. была ничем иным, как грандиозной ересью, захватившей чересчур обширные территории и чересчур многочисленные массы населения и поэтому признанной имеющей право на существование. Протестантские конфессии (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.) ересью считали отступление от собственного вероучения. Например, в Англии XVI в. реформация привела к установлению государственной англиканской церкви и в качестве гонимых за ересь оказались католики и представители иных протестантских вероисповеданий: пуритане, кальвинисты, пресвитериане и др.
В средние века и до конца XVIII в. государство поддерживало господствующую христианскую церковь, как католическую, так и протестантскую. Это означало право исключительной пропаганды догматов господствующей церкви, которые она объявляла единственно истинными. При этом обе церкви проявляли крайнюю нетерпимость к уклонениям от учения господствующей церкви. В результате религиозных войн, которые возникли благодаря реформации, в конце концов был признан лишь ограниченный принцип: чье царство, того и религия. На основании этого принципа признавалась правомерность существования в Европе государств, исповедующих различные христианские вероисповедания, но население каждого из них должно было исповедовать ту же религию и иметь те же верования, как и его король.
Инквизиторы считали, что еретúк был орудием сатаны в его вечной борьбе против Бога (см. с…..). Еретикú в глазах инквизиторов были прямыми, реальными воплощениями сатанинского начала, кровными врагами самого Бога. Именно в силу представления об их одержимости дьяволом еретиков считали нужным пытать и сжигать на кострах, ибо иные способы убийства как бы не могли уничтожить поселившееся в еретиках сатанинское начало. Сожжение как казнь преступников против религии прямо признавалась подобием адского огня, предназначенного для мучения грешников.
Дела о ересях находились в юрисдикции специального чрезвычайного церковного суда - инквизиции, который осуществлял следствие и суд по отношению к еретикáм. Приговор должен был приводиться в исполнение светской королевской властью. Все еретики должны были отлучаться от церкви и передаваться светским властям для того, чтобы их сожгли живыми, так как «церковь чуждается пролития крови». В XIII веке во всех западных государствах законами были установлены за ересь смертная казнь и конфискация имущества. Сжигание на костре «служители божественной юстиции» - инквизиторы относили к числу наиболее гуманных (бескровных) видов наказания. Если обвиняемый в ереси был готов поклясться под пыткой или иным давлением, что будет придерживаться догм католицизма, то ему следовало сохранить жизнь, назначить, как правило, пожизненное тюремное заключение. Имущество еретика конфисковывалось, еретические книги сжигались, дома разрушались, а на их место свозились нечистоты.
Еретик отрицает один или несколько догматов господствующей церкви. При отрицательном отношении не к отдельным истинам церкви, а отрицание их во всей их полноте образовывали уже не ересь, а вероотступничество, отпадение от церкви - апостасию. Ересь, доведённая до полного отрицания христианской религии, именовалась апостасией, то есть полным отпадением от христианства, с чем обыкновенно связывался переход в какую-либо иную религию: иудейство или язычество. По каноническому праву для состава апостасии признавалось достаточным одного добровольного участия в культе иноверной религии, хотя участвующий и не имел намерения отпасть от католической церкви и не разделял учений того религиозного общества, в культе которого он участвовал.
В V-X вв. не было гонений за веру, не было преследования ересей, так как католическая церковь безраздельно господствовала над умами древних германцев, которые жили натуральным хозяйством в дремучих сельских медвежьих углах. Но в XI-XII вв. происходит возрождение городов, торговли. Многие люди (горожане, купцы, рыцари) не могли уже верить, не размышляя, как их предки. Их терзали сомнения: почему в мире, созданном Всемогущим Богом, столько зла и неправды?
От католических пастырей своих они при этом не получали по большей части никаких ответов на волновавшие их новые религиозные вопросы. У большинства священников едва хватало образования на то, чтобы сносно справляться с ритуалом богослужения, которое проходило на непонятном для народа и самих пастырей латинском языке. Эти пастыри к тому же часто не являлись для верующих образцом христианских добродетелей смирения, бескорыстия, целомудрия, любви к ближнему. Поэтому в светском обществе появились критики католической церкви, которые по-своему толковали Библию, смущая верующих. Именно с XI в. в Европе стали распространяться ереси. Католическая церковь на вызов еретиков ответила созданием новой церковной науки - схоластики, народно-воспитательной организации - нищенствующих орденов доминиканцев и францисканцев и чрезвычайного церковного суда - инквизиции.
Католическая церковь создает новую церковную науку - схоластику, науку о Боге, рациональную теологию (богословие). Истины веры доказываются не только Священным Писанием и трудами отцов церкви, но и разумом, рациональными аргументами. «С гордостью церковь могла теперь говорить еретикам, что, восставая против её учений, они отказываются не только от звания христиан, как ослушники священного авторитета, но даже от звания разумных существ, ибо истинный разум сам требует того же, чему учат Откровение и авторитеты» 39.
Церковь создает также новую народно-воспитательную организацию - нищенствующие ордена доминикáнцев и францискáнцев, которые были так названы по имени основателей святых Доминика и Франциска. Эти ордена смогли возвратить римско-католической церкви утерянные было симпатии народных масс. Служители этих орденов, подражая простому образу жизни Христа и апостолов, приняли обет бедности, то есть должны были не иметь собственность (истинный христианин мог иметь пищу, одежду, кров и книги религиозного содержания, но всякая другая собственность строго запрещалась в этих орденах), странствовать пешком и проповедовать веру (до них дело проповеди было совершенно заброшено), обращать в христианскую веру грешников и неверных, будить заснувшую совесть, помогать больным и бедным. Они работали и в больницах во время эпидемии чумы. Нищенствующие монахи безвозмездно делали то, чего не делала католическая церковь за огромные привилегии и несметные богатства.
Эти искренние подвижники веры показали народу пример христианского смирения, терпения и любви к ближнему. «Странствующие пешком по всей Европе под палящими лучами солнца или под холодным ветром, отвергающие подаяние деньгами, с благодарностью принимающие чёрствый кусок хлеба, часто переносящие голод с молчаливым смирением перед волей Бога, не заботящиеся о завтрашнем дне, неустанно занятые делом спасения душ от когтей сатаны, стремящиеся поднять человека над мелочными дрязгами повседневной жизни, всегда приходящие на помощь людям в их слабостях и вносящие в их мрачную душу небесный свет, - вот в таком виде предстали первые доминиканцы и францисканцы перед людьми, привыкшими видеть в духовном лице человека суетного, алчного, чувственного, думающего только об удовлетворении своих желаний. И нет ничего удивительного, что подобное явление в значительной степени содействовало возрождению в людях веры в христианство, столь сильно пошатнувшееся» 40.
И, наконец, церковь создала новый церковно-полицейский институт инквизицию, которая репрессивными средствами справлялась с теми из отщепенцев, отступников от католической церкви, на кого не оказывали достаточного действия ни доводы рациональной теологии, ни нравственные увещевания последователей Доминика и Франциска. При этом главными деятелями, как в схоластической науке, так и в инквизиционных трибуналах оказывались члены тех же нищенствующих орденов.
Дела о ересях были изъяты из юрисдикции епископов и переданы римскими папами в 1232 г. чрезвычайным судам - инквизиции. Преследование еретиков поручалось монахам доминиканского ордена, которые обладали хорошей репутацией, жизненным опытом и богословским образованием, которое было особенно необходимым для того, чтобы различать виды ересей и разоблачать заподозренных притворяющихся добрыми католиками еретиков. Инквизиторы назначались папой и подчинялись только ему. Они не покидали область, пока ересь не была искоренена. Их штаб-квартирами становились местные доминиканские и иногда францисканские монастыри.
Инквизиция возникла из-за того, что католическая церковь постепенно теряла верующих. Всё население области под страхом отлучения от церкви обязано было доносить инквизиторам на лиц, на которых у них есть малейшее подозрение в отступничестве от веры. Подозреваемыми считались те, которые превратно говорили о таинствах и церкви или вообще в своём поведении и нравах чем-нибудь отличались от добрых католиков. От обязанности доносить не освобождало и родство: муж должен был доносить на жену и жена на мужа, родители должны были доносить на детей и дети на родителей. Доносчику обеспечивалась полная тайна его имени, и обещалось трёхгодовое отпущение грехов.
В делах о ересях имена свидетелей сохранялись в тайне от обвиняемого. Вследствие этого он лишался возможности отводить свидетелей и участвовать в очных ставках с ними. Взяв подозрительное лицо под стражу, инквизитор вручал подсудимому в виде обвинительного акта выдержки из сделанных на него доносов и предлагал, не спрашивая об именах доносчиков, давать свои объяснения по существу дела. В случае если такие объяснения в глазах судьи оказывались недостаточными, он для раскрытия всей истины прибегал к пыткам. Как средство обнаружения ереси пытки были разрешены папой Иннокентием IV в 1257 г. Эти разрешения подтверждались последующими папами, пока не были запрещены папой Пием VII в 1816 г. Пытка получила широкое применение в делах этого рода. В целях сохранения тайны процесса духовенство стало исполнять пытки само, не обращаясь к светским властям.
По делам о ересях виновный мог быть присужден не только к церковным (дисциплинарным) взысканиям, но и к уголовным наказаниям. Признание в ереси обрекало на пожизненное заключение. Отрицание вины вело на костер. Сжигание на костре «служители божественной юстиции» - инквизиторы относили к числу наиболее гуманных (бескровных) видов наказания. При наличии смягчающих обстоятельств приговорённых к сожжению заживо предварительно милостиво подвергали удушению.
Как же совместить репрессии инквизиции с учением Христа? Ведь Христос требовал милосердия, любви и снисхождения к ближнему. Бог христианский есть Бог любви и милосердия, желающий не мести и смерти грешника, а исправления и жизни падшего человека. Руководящей мыслью церковных наказаний была задача исправления: «Строгость наказания должна быть целительным средством для того, чтобы исправить злодея и привести его к добру», - говорил Декрет Грациана.
Церковные наказания носили не столько физический, сколько моральный характер: богоугодные дела, покаяние в виде поста, молитвы и раздачи милостыни, заточение в монастыре, отлучение - отстранение на всю жизнь или на время от церковного общения. Отлучённые от церкви не могли занимать судебную должность, не могли жаловаться в суд, ни быть свидетелем на суде, не могли делать завещания, ни получать наследства. Имущество же отлучённых от церкви подвергалось конфискации. Убийство отлучённого, совершённое из религиозной ревности, не считалось за преступление.
Инквизиторы полагали, что их карательная деятельность оправдана словами Христа о грешнике, которому лучше бы повесить мельничный жернов на шею и утопить во глубине морской: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6). Выражение «соблазнить» значит побуждать к греху. Но имел ли Христос в виду, что как раз данный инквизитор должен вешать этот жернов? Есть ли слова Христа призыв к действию или всего лишь предостережение? Для оправдания ли репрессий сказал это Христос?
Еретики в глазах инквизиторов были прямыми, реальными воплощениями сатанинского начала, кровными врагами самого Бога. Именно в силу представления об их одержимости дьяволом еретиков считали нужным пытать и сжигать на кострах, ибо иные способы убийства как бы не могли уничтожить поселившееся в еретиках сатанинское начало. Сожжение как казнь преступников против религии прямо признавалась подобием адского огня, предназначенного для мучения грешников. Также было дано буквальное толкование следующего места Священного писания (Евангелие от Иоанна): «Кто не пребудет во мне (т.е. в католической церкви), извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь; и они сгорают».
Один из величайших учителей католической церкви Фома Аквинский (1227-1274) стал высшим авторитетом монашеского ордена доминиканцев, взявшего дело инквизиции в свои руки, и в своем главном труде «Сумма теологии» дал следующее обоснование абсолютной необходимости казни еретиков. Ересь считалась более тяжким преступлением, чем делание фальшивой монеты или даже убийство. За подделку монеты грозит строгое наказание смертью. Но это только посягательство на материальные блага. Как же не преследовать со всей строгостью ересь, которая есть посягательство на самую душу. Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету. Поэтому еретики подлежат смертной казни.
Церковь сначала должна подействовать на еретиков увещеванием. Но, если обнаруживается упорство, надо предать их в руки светской власти для исполнения смертного приговора. Это, может быть, тяжело, но, безусловно, необходимо. Церковь обязана заботиться о своей пастве. Потеряв надежду спасти одних, она должна предупредить гибель других. Гниющие члены должны быть отсечены, паршивая овца должна быть удалена от стада, чтобы весь дом, всё тело и всё стадо не подверглось заразе, порче, загниванию и гибели. Лучше казнить вместе с еретиками и смешанных с ними правоверных католиков, чем допустить еретикам избегнуть казни: Бог сам на небе легко узнает своих.
Какой страшный пожар разгорелся из-за ереси Ария, а ведь этого не было бы, если бы своевременно погашена была искра. Фома имел в виду, что один из известнейших в истории церкви еретиков, Арий, был на первом вселенском соборе 325 г. осужден не на казнь, а на изгнание. Впоследствии он сумел привлечь к себе множество сторонников, в результате чего арианская ересь широко распространилась и просуществовала более трёх столетий.
Тысячами еретики отправлялись на костер инквизиции. Одна только испанская инквизиция сожгла около 30 тысяч еретиков. В прекрасной Франции 24 августа 1572 г. в Париже за одну ночь католики зверски убили более трёх тысяч гугенотов - только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму. Затем в течение двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов. Страшная резня вынудила гугенотов защищаться. Четыре гугенотские войны разрывали Францию на части, вплоть до 1598 г. Гугенотские войны унесли до 100 тысяч человек. В XVII - XVIII веках стони тысяч гугенотов вынуждены были эмигрировать из католической Франции. В Германии во время Тридцатилетней войны (1618-1648) между католическим императором и протестантскими князьями при иностранном вмешательстве было уничтожено около сорока процентов населения. Дело доходило до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях христианской Германии было разрешено многожёнство для восстановления людских потерь.
В 1568 г. инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов, как впавших в ересь, за исключением поименно указанных. На основании этого приговора казнено было 25 тыс. человек. Ревностный католик, король Испании Филипп II, в состав которой входили тогда Нидерланды, любил повторять, что он предпочитает иметь разорённое государство на пользу Богу и королю, нежели цветущее на пользу дьяволу и слугам его, еретикам.
Колдовство (ведовство). Эпоха «великой охоты на ведьм» в Западной Европе XV-XVII веков 41
Тягчайшим преступлением считалось колдовство (ведовство, волшебство). В XV-XVII веках в Западной Европе наступила эпоха «великой охоты на ведьм», эпоха расцвета веры в колдовство и жестоких, особенно в Германии, преследований ведьм24. В этот период существовало всеобщее убеждение, что люди, особенно женщины, могут вступать в непосредственную связь с дьяволом для погибели своих ближних. В результате многие тысячи женщин после ужасных пыток были сожжены на костре. Последняя казнь по обвинению в колдовстве состоялась в Германии в 1775 г. Суды в борьбе с колдовством руководствовались не столько законами, сколько богословско - юридическими сочинениями по проблемам колдовства, написанных университетскими профессорами, учёными богословами и юристами.
Среди огромного количества книг по проблемам колдовства особо выделяются три. В 1487 г. была издана знаменитая книга «Молот ведьм» (Malleus malleficarum), авторами которой являлись немецкие монахи, профессора университета Якова Шпренгер и Генриха Инсисторис. Другая книга, пользовавшаяся также большим авторитетом и служившая кодексом для судей, была «Демономания», опубликованная в 1580 г. и написанная Жаном Бодéном, выдающимся французским юристом, мыслителем, который ввёл в науку термин «суверенитет». В качестве судьи он отправил на костер немало жертв, сам пытал детей, девушек и инвалидов, и призывал сжигать ведьм на медленном огне: «сожжение на медленном огне слишком приятно (!) для ведьмы, поскольку длится всего полчаса или около этого». Чтобы добиться признания ведьм в их преступлении, судья должен дать им уверение в том, что они будут освобождены от смертной казни, если признаются в своей вине, но это не должно мешать произнести смертный приговор над ними другому судье, который не давал такого обещания ведьмам. Даже такой самостоятельный, оригинальный мыслитель не мог отрешиться от верований своего времени и горячо, убеждённо защищал их. Поистине, у каждой эпохи свои заблуждения. Так, в результате грубейшего суеверия были совершены два убийства беременных женщин, - одной около Гамбурга в 1879 г., другой в Земмеринге близ Вены. Убийцы были убеждены, что если сьешь сердце нерождённого ребёнка, то этим самым приобретёшь сверхъестественные силы, как например, способность летать по воздуху. Ещё одним настольным руководством в процессах о ведьмах была книга Б. Карпцова «Об уголовных законах», опубликованная в 1635 г. (см. с….).
Учёные авторитеты утверждали, что колдовство - это союз с дьяволом, чтобы делать зло людям. По юридическому определению Бодена ведьма - это «та, которая, зная закон Божий, пытается действовать по соглашению с дьяволом». Колдовство объявлялось тягчайшей ересью, которое угрожало безопасности религии. В те времена считали, что схоластическая наука твердо установила, что колдовать возможно лишь силой дьявола, и всякое колдовство представляет собой союз с сатаной и отречение от Бога. Ведьмы формально отрекаются от Бога и признают своим повелителем сатану, получая от него умения творить зловредные деяния. Они обязаны к этому своим договором с дьяволом.
За колдовство устанавливалась смертная казнь сожжением, хотя бы виновные раскаялись и возвратились к вере. Первым законодательным памятником, назначавшим это наказание, являлось Саксонское зерцало (II. 13. § 7). Каролина проводила различие между вредоносным волшебством, то есть таким, которое сопровождается причинением вреда или ущерба, и безвредным. За первое назначалась смертная казнь через сожжение, за второе - произвольное наказание по усмотрению судьи (§ 109). Судебная практика и партикулярные законодательства германских государств под влиянием учений церкви постепенно перешли к признанию, что колдовство, опирающееся на союз с дьяволом, есть преступление само-по-себе, которое должно караться сожжением, хотя бы и не сопровождалось вредом.
Папа римский и протестантская церковь призывали нещадно бороться с ведьмами, ссылаясь на то, что иначе от колдовства скоро совсем не станет никакого житья. Знаменитая булла римского папы Иннокентия VIII, изданная в 1484 г., содержала длинный перечень колдовских преступлений и была направлена на искоренение ведьм и дьявольских козней. Эта булла, вошедшая в Корпус канонического права 1582 г., гласила: «К великому прискорбию нашему, дошел до нас неложный слух, что в некоторых частях Верхней Германии, как-то: в провинциях, городах, землях, местностях и епархиях Майнцской, Кёльнской, Трирской, Зальцбургской и Бременской округи, множество лиц обоего пола, забывая о собственном спасении и уклоняясь от католической веры, распутничают с демонами, инкубами и суккубами, и своими нашептываниями, чарованиями, заклинаниями и другими безбожными, суеверными, порочными, преступными деяниями губят и изводят младенцев во чреве матери, зачатие животных, урожай на полях, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как самих мужчин и женщин, домашнюю скотину и вообще всяких животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания; что они нещадно терзают как внутренними, так и наружными жестокими болезными мужчин и женщин, домашнюю скотину и других животных; что они тем же мужчинам не позволяют производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жён способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они по подстрекательству врага рода человеческого дерзают совершать и ещё бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, вводя в опасность погибнуть свои души, оскорбляя Божеское величие и служа пагубным примером и соблазном для многого множества людей».
Общество в страхе всюду видело ведьм и усердно на них доносило. Инквизиция, церковные, светские (королевские) суды с помощью пытки почти у всякого подозреваемого вырывали признание в вине. Они же оговаривали сообщников, возникали новые процессы. По закону дело о колдовстве могло начаться по оговорам. Всякий несчастный случай (засуха, неурожай, эпидемия, внезапная болезнь, буря, град), где бы он ни происходил, приписывался влиянию дьявола и указывал на существование ведьмы-виновницы его. И каждый старался выведать, в чьём лице скрывается эта ведьма или колдун. Например, «дурно ославленная старуха, поссорившись с соседом, посулила ему, что так ему это не пройдёт, и у соседа вскоре пала скотина», - достаточный повод для возбуждения против старухи судебного преследования. «Две дурно ославленные старухи после сильного градобития между собой толковали: «Да это, может, ещё не последний град; может, будет еще хуже», - судья считает необходимым заключить старух в тюрьму. «Оговоренная женщина дала одному мужику поесть пирога, и у того от её пирога заболел живот. Другой мужик её мешком вздумал было подбить себе штаны и вскоре повредил себе коленку. У третьего после ссоры с ней заболел вол», - стечение такого рода обстоятельств делает для суда вину более чем правдоподобной.
«Если кто-нибудь стоял один в поле во время грозы, как раз на том месте, где она, прежде всего разразилась, то его уже сильно подозревали - потому что для чего ему было там стоять, если он не хотел вызывать грозы?». «Если женщина хвалила или ласкала скотину, заболевшую впоследствии, или если она внезапно заговорила с человеком, или исподлобья на него посмотрела и он заболел, то виновницей этих заболеваний была, несомненно, эта женщина». «Некая вдова возбудила подозрение тем, что расхаживала с очень печальным видом. Привлечённая к суду и допрошенная, она ответила: «Я вдова, отчего же мне не быть печальной»? Тем не менее, она была подвергнута пытке и созналась, что она ведьма, и была сожжена». «Если, напротив, женщина была весёлого нрава, ее весёлость предубеждала против неё и объяснялась весёлыми похождениями её с дьяволом». «В Шотландии сожгли как ведьму женщину за то, что она погладила кота, сидевшего в открытом окне, в то самое время, когда у хозяина дома прокисло пивное сусло»…
Волшебство совершается силой дьявола. Вот что говорил один из видных германских епископов: «Бес заключил с иными из людей договор и дал им слова и знаки. Стоит им сделать знак и произнести слово - бес готов исполнить, чего они желают. Так что бес производит колдовские деяния в угоду ведьмам. Возьми пример, и ты это поймёшь. Когда ведьма захочет навести бурю или град, она берет метлу, становится в ручей и метлой перекидывает воду себе через голову: так и выходит град. Однако от перебрасывания воды через голову и от слова град пойти не может. Но бес, лишь только он завидит такой знак и заслышит слово, там в воздухе и в ветре принимается ведьме помогать и поднимает бурю». Одно из средств, которым дьявол снабжает ведьм для принесения вреда людям, - это волшебная мазь или также колдовской порошок. Достаточно всыпать кому-нибудь в пищу маленькую горсточку этого порошка, для того чтобы причинить неизлечимую болезнь. Порошок приготовляется из трупиков новорожденных детей, в особенности из сердца, или также из опилок костей этих детей, смешанных со слюной жабы. Замечательно, что этот порошок терял свои магические свойства в руках обыкновенных людей, а действовал только в руках ведьм. Это и служило доказательством их виновности - то, что в руках обыкновенных людей порошок не действует. Такова была логика судей. Такое же магическое действие имеет и волшебная мазь, которая, кроме того, служит для ведьм средством превращения в какого-нибудь зверя - кошку, волчицу, собаку, - чтобы в этом виде легче вредить.
В соответствии с демонологическими теориями дьявол при заключении договора налагал печать, клеймо на какое-либо место на теле ведьмы. По этому поводу один итальянский демонолог писал так: «Демон оставляет на каждой ведьме некую печать, особенно на тех, кто предан ему более всего. Однако сей знак не всегда одинаков по форме и размерам. Иногда он напоминает зайца, иногда жабью лапу, иногда паука, собаку или соню. Он ставит его на самых сокровенных частях тела - у мужчин под мышкой или на веке, либо на губах, плечах, ягодицах или ещё где-нибудь. У женщин - главным образом, на груди или же на половых органах. Метку эту дьявол оставляет своим когтем».
Места кожи, на которых имелись родинки, шрамы, предполагались «чертовой печатью», которая лишена чувствительности, так что ведьма не чувствует никакой боли от укола в этом месте, и укол даже не вызывает крови. Поэтому палач делал бесчисленные уколы, чтобы убедиться, течет ли кровь. Если подозреваемая в колдовстве не имела таких очевидных знаков, то у неё могли быть и невидимые отметки, которые можно было также обнаружить только с помощью прокалывания, - там, где находилось нечувствительное пятно место, которое не кровоточило.
Ведьмы и ведуны в отличие от обыкновенных колдуний и колдунов действуют не порознь, а скопом: они образуют преступное сообщество - «чёртову шайку», периодически собирающееся по ночам на ужасные шабаши, которые представляют собой собрание ведьм, славящее дьявола с людоедскими оргиями. Местом для этих сходок ведьм выбирались горы или равнины, перекрестки, кладбища, развалины замков, городские погреба. Возможность участвовать на шабашах даёт им способность переноситься с невероятной быстротой через громадные воздушные пространства. На эти сходки ведьмы едут верхом на мётлах и кочергах, предварительно намазавшись волшебной мазью из детских трупиков. Некоторые вместо лошадей использовали пучки соломы, зажимали их промеж ног и говорили: «Лошадка, лети, во имя сатаны». Путь идёт обыкновенно через дымовую трубу по воздуху, высоко над землей, иногда же ведьмы бегут туда пешком, в образе собаки, кошки или зайца.
При открытии собрания сатана в виде обычно получеловека-полукозла с видом мрачным, гневным и противным садился на трон и все собравшиеся падали ниц перед ним. После чего они поочередно подходили и отвешивали ему низкий поклон, повернувшись к нему спиной, и целовали ему левую руку, левую ногу, зад, который был холодным как лед, и половые части. После этого торжественно отрекались от Бога, Богородицы, святых и посвящали себя сатане, называя его господином, творцом, богом. Затем все начинали кружиться и плясать, образуя круг, но повернувшись друг к другу спиной.
Пляска сопровождалась самыми бессовестными оргиями, во время которых ведьмы вступали в половую связь с дьяволом. Щекотливый вопрос о сексуальных отношениях с дьяволом пытливыми демонологами был разработан всесторонне. Дьявол, по их мнению, был существом бесполым. Он мог выступать как в образе инкуба - существа мужского пола для половой связи с женщиной и суккуба - женщины для связи с мужчиной. Сношения с демоном приравнивались к скотоложству, которое наказывалось сожжением. От этих союзов с дьяволом могли рождаться дети - чудовищного вида, полулюди, полуживотные, отвратительной худобы, которые необыкновенно много едят. Но при этом женщина могла забеременеть лишь косвенным путем. Фома Аквинский писал: «Однако если иногда после сношений с дьяволом рождаются дети, то это не благодаря тому, что семя выпускается ими из тел, которые они приняли, но через семя, взятое для этой цели у мужчины, когда тот же самый демон, который вёл себя как суккуб для мужчины, становился инкубом для женщины». Другой выдающийся католический богослов Бонавентура писал об этом же: «Дьяволы в облике женщин (суккубы) отдаются мужчинам и получают их семя; с помощью искусного мастерства демоны сохраняют его потенцию, и после этого, с соизволения Господа, они становятся инкубами и изливают его в женское влагалище». Дети, прижитые от дьявола какой-нибудь связавшейся с ним женщины, будут всегда детьми какого-нибудь связавшегося с тем же дьяволом мужчины. По мнению Фомы Аквинского, женщина могла забеременеть с помощью суккуба, молниеносно переносящего в неё семя мастурбирующего или прелюбодействующего мужчины. Он пишет: «В связи с тем, что демон способен украсть семя невинного юноши во время ночной поллюции и влить его в чрево женщины, она может забеременеть. Отцом же будет не дьявол, а мужчина, чьё семя оплодотворило её, причём он при этом потеряет невинность. Таким образом, нет никакого чуда в том, что мужчина может быть девственником и отцом одновременно».
Даже молоденькие женщины способны иметь сношения с дьяволом. Ж. Боден в «Демономании» писал, что девочка шести лет может иметь сношения, ибо находится «в достаточном возрасте, чтобы стать женщиной». В январе 1628 г. в Вюрцбурге (Германия) трое детей - 12, 11 и 8 лет признались в сношениях с инкубом. Причем, самая старшая из них заявляла, что она шесть раз имела сношения с «мастером Хамерлайном». В судебных отчетах отмечалось, что «ребёнок описал подобные сношения стандартным образом». Две девочки - 12 и 11 лет были преданы смерти, а младшая - 8 лет была передана своим родителям для исправления.
Демонологи утверждали, что ведьмы во время сношения испытывали боль и не получали удовольствия, что объясняется формой дьявольского пениса. Их труды, со ссылкой на показания ведьм, содержали описания дьявольского органа: «Он был обычно извилистым, остроконечным и змееподобным, сделанным иногда наполовину из железа и наполовину из плоти, в другое время - полностью из рога, и обычно расщеплённый наподобие языка змеи, как правило, он одновременно занимался совокуплением и педерастией, причем иногда третий отросток достигал рта любовника»...
После столь гнусных сношений на шабаше начиналось весёлое пиршество. Самым изысканным лакомством на трапезе являлось мясо не крещёных младенцев. Трупики детей разрезали на мелкие кусочки, варили их в одном котле вместе со змеями. При этом вовсе не употреблялись соль и хлеб. После пиршества опять начинались пляски и блуд с дьяволом и друг с другом. Сын не избегал матери, брат сестры, отец дочери - кровосмешение было повсюду. Оргии продолжались до появления зари и пения петухов. Тогда всё исчезало, и всё разлеталось в разные стороны. На пути ведьмы разбрасывали свои мази и яды на поля, скот и людей и сеяли повсюду порчу и пагубу. Чтобы вернуться незамеченной домой, ведьма часто принимала образ какого-либо домашнего животного - собаки или кошки.
Во множестве процессов свидетели показывали суду, что в то время, когда подсудимая, по собственному своему признанию, якобы распутничала на дьявольском шабаше, она в действительности всю ночь спала спокойно рядом с мужем на супружеской постели. Но для суда это ещё не являлось доказанным алиби. Всякому сведущему в деле человеку твердо было известно, что такое противоречие может иметь два объяснения. Во-первых, ведьма могла оставлять подушку и околдовывать своего мужа, чтобы он принимал её за свою жену. Во-вторых, дьявол, покрывая свою сообщницу, воплощался в тело женщины и в её образе спал рядом с её мужем все время, пока она летала. Такой способностью дьявола принимать свободно любой образ легко объяснялись для суда и разные другие мудрёные с виду вещи. Не раз случалось, что подсудимая точно указывала, какого из соседских младенцев ведьмы вырыли из могилы на съедение, и что по вскрытии могилы там находился никем нетронутый труп указанного ребенка. Но суд и в этом случае находил возможным признавать, что дело тут в дьявольском наваждении, что дьявол и суду, и всем присутствующим просто отводит глаза, прикинувшись полуразложившимся трупом.
Колдовством занимались преимущественно женщины. «На одного мужчину - десять женщин», - утверждали в виде тезиса богословы и юристы. По мнению демонологов, склонность к подобным преступлениям глубоко коренится в женской природе. Женщины далеко превосходят мужчин в суеверии, легковерии, в мстительности, в тщеславии, в лживости, в страстности и ненасытной чувственности. Не обладая физической силой, они в дьяволе ищут себе помощника и вступают в секту ведьм, чтобы удовлетворить свою жажду мщения. Будучи телом и душой слабее мужчин, они стремятся из зависти брать над мужчинами верх при помощи колдовства. Так как женщина по внутреннему своему ничтожеству всегда слабее в вере, чем мужчина, то она гораздо легче от неё и отрекается, на чем и строится вся секта ведьм. Главнейшая причина распространения ведьм - это вечные ссоры между замужними и незамужними женщинами из-за мужчин. Но ненасытное их сладострастие приводит к тому, что ради удовлетворения своей похотливости они отдаются своим демонам. Между мужчинами грех волшебства сравнительная редкость - по особой Божией милости, ради того, чтобы не осквернять слишком глубоко пол, к которому принадлежало вочеловечившееся Божество - Христос. В глазах набожных демонологов всякая женщина была подозрительной, как «верёвка, которой сатана тянет в ад мужчину». Самый грех, по библейскому учению, сошел на землю через посредство женщины.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1111;