Классический период развития культурологии
2.1. «Открытие человека» в эпоху Возрождения
Само понятие «Возрождение» было впервые использовано историком искусства середины XVI в. Джорджо Вазари в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) при характеристике упадка живописи, скульптуры и архитектуры, которые, по его мнению, «низверглись до крайней свой гибели».
Считается, что эпоха Возрождения началась в Европе со второй половины XIV в., когда в общественном сознании Италии произошло новое открытие Античности, ее идеалов и ценностей, и, прежде всего, – отношения к человеку как к гармонично развитой личности.
В этом мире человек занял место творца культуры и самого себя и тем самым он становился равным Богу.
Утверждение такого рода идей означало признание факта духовной самостоятельности человека.
Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Поэтому разум становится главной ценностью культуры, целью воспитания и образования человека.
В этом заключалось знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения.
Антропоцентризм вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек.
Под влиянием гуманизма сложилась новая светская интеллигенция, появилась свобода суждений, критический и смелый дух.
Данте Алигьери
Основоположником нового восприятия личности выступил Данте Алигьери (1265–1324), который в своей «Божественной комедии» впервые воспел человеческое достоинство.
Низкие поступки людей гуманистами рассматривались не как греховные, а как следствие неразвитости личности человека.
Чтобы человек сформировался полноценной личностью, следует устранить все препятствия для его роста, не ограничивать его возможности, а помогать ему и поощрять в нем то, что изначально в нем заложено.
И все это можно сделать с помощью образования.
Если говорить о тех мыслителях, которые внесли наибольший вклад в разработку основ культурологической теории в эпоху европейского Возрождения, то из всего созвездия имен, прославивших эту историческую эпоху, можно выделить:
поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304-1374), а также общественного и политического деятеля Франции Мишеля Монтеня (1533-1592), которого многие исследователи считают последним гуманистом Возрождения.
Петрарка выделил характерные черты Возрождения, показав, что ренессансное миропонимание и мироощущение коренным образом отличается от средневекового.
Он выдвинул и обосновал тезис, согласно которому творцом культуры является свободная раскрепощенная личность, не испытывающая духовного гнета церкви, обладающая чуткой душой, разносторонне образованная и гармонично развитая.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 920;