Методология научного исследования
М. Томпсон подчеркивает, что философия науки решает две кардинальные проблемы: 1) занимается изучением принципов и методов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы; 2) философия науки исследует процесс самой науки. Деятельность людей определяется рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом используются. Это и есть проблемы метода.
Метод – в самом широком смысле – путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие методология имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности, учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, служит компасом, позволяет избежать ошибок. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником и стремился создать метод, обеспечивающий господство над природой. Таким методом он считал индукцию. Р. Декарт называл методом «точные и простые правила», соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить истинное от ложного. Таким методом он считал дедуктивно-рационалистический.
Существенный вклад в методологию внесли немецкая классическая (Г. Гегель) и материалистическая философия (К. Маркса), достаточно глубоко разработавшие диалектический метод на идеалистической и материалистической основах. Метод нельзя недооценивать (методологический негативизм) и преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем сам предмет (методологическая эйфория). Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращения знания. Вопросы метода и методологии должны ставиться в широком социокультурном контексте.
Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке. Первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Бэкона, диалектический Гегеля и Маркса, феноменологический Э. Гуссерля и т.д. Методология связана с гносеологией и диалектикой, а также логикой (формальной), которая главное внимание направляет на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Т.о., логическое исследование науки – это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, законов, классификаций, понятий). Традиционно-логические средства применялись в основном к анализу структуры научного знания, затем центр методологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания.
Начиная с Нового времени (XVI – XVII вв.) методологические идеи разрабатываются в рамках бурно развивающихся наук: механики, физики, химии, истории. Характерной чертой современной науки является “методологический срез”, не только наднаучная рефлексия, т.е. осознание закономерностей развития и строгие знания в наиболее общей – логико-философской форме, но и интенсивное развитие внутринаучной рефлексии. “Суть ее заключается в том, что в рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов (традиционное направление) и исследование способов и форм научного познания. Эмпирической базой разработки методологии науки является история науки в широком философском, общественно-историческом контексте, т.е. в системе культуры в ее целостности. Методология стала сама самостоятельной реальностью как одна из областей современной технологии – технологии мыслительной деятельности. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая “сжимается в метод”. В свою очередь “метод расширяется в систему”, т.е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.
Теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны, и в своем единстве есть аналог, отражение реальной действительности. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию, а через нее – в практику. Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности один и тот же процесс с этими двумя неразрывно связанными сторонами. Не только теория реализуется в методах, но и методы развертываются в теорию, оказывают существенное воздействие на ее формирование и на ход практики. Но метод не тождественен прямо и непосредственно теории, а теория не является непосредственно методом. Основные различия теории и метода состоят в следующем: а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; б) главные функции теории – обеспечение и предсказание с целью отыскания истины, законов, причины; функция метода – регуляция и ориентация деятельности; в) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, предсказаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности; г) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.
Т.о., теории, законы, категории еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть преобразованы из объяснительных положений теории в ориентационно-деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода. Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, не только той теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется. Метод должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т.е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета. Поэтому нельзя разводить предмет и метод. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, связей, отношений и т.п. Способ движения (метод) и состоит в том, что исследование должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическими и концептуальными), проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Тем самым метод проявляется не как «внешняя рефлексия», а берет определения из самого предмета, есть его «имманентный принцип». В своей деятельности мы не можем выйти за пределы природы вещей, а поэтому метод познания объективной истины и выражающие его в своей совокупности категории – не "пособие человека», а выражение закономерности и природы и человека. Т.о. истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета. Недопустимо рассматривать метод как некий механический набор предписаний, список правил, жесткий алгоритм, который решает все вопросы жизни, строго регламентировано осуществляет познание. Это не формальное внешнее наложение системы, принципов метода на объект познания, не совокупность умозрительных, субъективистских приемов, не способ, однозначно определяющий пути и формы деятельности, позволяющий априори решать любые познавательные и практические проблемы.
Метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, «фактичен». Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, «безбрежная субъективность», а как продолжение и завершение объективности, из которой он «вырастает». Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (закономерности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект. Каждый метод – не сам себя доказывающий автомат, он всегда «замыкается» на конкретного носителя. Включенностью субъекта «в тело» метода объясняется его творческий характер.
Творческая деятельность человека не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает и силу, гибкость ума, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции. Движение метода с необходимостью осуществляется в процессе жизнедеятельности реального человека – субъекта, творящего свое общественное бытие и другие формообразования, включая сознание, познание, мышление, принципы и методы своей деятельности.
В современной философской методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового: 1) объективно-содержательный: 2) операциональный; 3) праксеологический. Первый выражает обусловленность метода предметом познания через посредство теории. Второй аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в совокупности образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют его такие свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность. К числу характерных признаков метода относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность. Любой метод задает способ действия с данными фактами, значимость которых определяется теорией.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1132;