Глава 5. Культура эпохи Возрождения
5.1. Эпоха Возрождения: хронологические и территориальные границы, взаимосвязь социально-экономических и культурных особенностей
Эпоха Возрождения — это своеобразный период социокультурного развития стран Западной и Центральной Европы. Вопрос о том, имело ли место Возрождение на Востоке, настолько сложен и сопряжен с необходимостью специальных изысканий, что мы пока оставим его в стороне. Классическая страна Возрождения — это Италия XIV – XVI вв., в других странах аналогичные процессы начались позже. Возрождение здесь датируется концом XV – XVI вв. Сам термин «Возрождение», или «Ренессанс» (от фр. renaissance) связан с настойчиво провозглашавшимся в то время стремлением возродить античную культуру, вернуться к ней. Однако, как мы увидим позже, повторением дело далеко не ограничилось. За плечами у человечества был опыт средневековья, и как бы ни открещивались от него многие деятели Возрождения, он в сочетании с совершенно новыми тенденциями придавал возрождаемой античной культуре черты неповторимого своеобразия.
Закат эпохи средневековья, во многом подготовленный и процессами, происходившими в культуре, в первую очередь проявлялся в формировании новых экономических отношений. Их можно характеризовать как раннекапиталистические. Еще нет крупного производства, но все большее значение приобретает мелкое и среднее предпринимательство, бурно развиваются ремесла и торговля. На этой почве происходит процесс, наиболее впечатляющий историков и исследователей, — быстрый рост городов и городского населения, имеющего существенно другие потребности и интересы, чем сельские жители. В связи со всем этим значительно усложняется социальная структура общества, что также ведет к появлению новых культурных потребностей, новых принципов культуротворчества и, следовательно, новой культуры.
Все эти процессы начались в Италии уже в XIII в., в связи с чем период XIII – начала XIV вв. часто называют Проторенессансом. Виднейшие фигуры этого культурного периода: Данте (1265 – 1321) в литературе, Джотто (1266 – 1337) в живописи. Есть точка зрения, согласно которой и Фому Аквинского (1225 – 1274 гг.) — знаменитого философа средневековья, можно отнести к периоду проторенессанса.
Общим для всей эпохи Возрождения принципом культуротворчества стал принцип гуманизма, т. е. ориентация на человека, его интересы и потребности, а не на иные, вне его находящиеся цели.
Яркое обоснование и выражение мировоззренческого гуманизма дано в знаменитой речи Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) «О достоинстве человека». Вот несколько строк из нее: «Господь создал человека после всех других своих творений, для того, чтобы он познал законы творчества, любил красоту мироздания и удивлялся его величию. — Он не привязал его к определенному месту, к определенному делу, ни к одной необходимой цели, но дал ему возможность передвижения и свободную волю». «Я поставил тебя, — говорит Творец Адаму, — в средоточии мира, чтобы ты мог осматриваться вокруг и видеть все существующее. Я сотворил тебя ни как небесное существо, ни как земное, ни смертным, ни бессмертным, для того, чтобы ты мог сам делать себя таким или иным: ты можешь опуститься до животного состояния или же возвыситься до божеского. Звери остаются такими, какими они выходят из чрева матери. Высшие существа остаются такими, какими должны быть в вечности, ты один можешь развиваться, возрастать по своей воле, в тебе кроются семена многообразной жизни»[186].
Возрожденческий гуманизм имел существенные отличия как от античного гуманизма, так и от более позднего европейского гуманизма нового и новейшего времени. В чем состояла его специфика, мы можем понять из содержания последующих разделов.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 787;